В прошедшую пятницу заседал наш Совет по вопросу признания или нет памятником культуры каскадную лестницу 1950-х годов на спуске Будённовского. После этого решил пройтись я по набережной от Богатяновского, где, собственно, мы собрались, до лестницы той самой. Просто поглядеть, а, в связи с тем, что о проблемах застройки правого берега говорят и пишут непрерывно, и подумать.
И так спонтанно. Внизу Богатяновского, на месте закономерно горевшего, а потом снесённого старинного здания Первого водопровода конца 19 века, странным образом не попавшего в памятники культуры, достраивают две многоэтажки. Как закрывающийся занавес в чудесном спектакле жизни с видом когда-то на задонские дали.
Направо вниз подряд два монументальных гробика: многоэтажный кубик рубика со сдвигом и тёмно-стеклянная коробка перед экипажем Мореходки. Прямо поперёк набережной.
Неорганично завершает этот «комплекс» многодесятилетняя подпорная стена из ржавого металла и полусгнивших досок.
Всё плохо не бывает. И далее глаз периодически отдыхает на фрагментах ландшафтного творчества. Дай, Богъ, здоровья тому давнишнему дизайнеру. Мамочки с малышами хорошо чувствуют природные изыски и именно к ним устремляются чаще.
Тем более, что удобно, надо отдать должное, встроены в гастронасыщенную инфраструктуру набережной симпатичные детские площадки.
И мимо всего этого спокойно и по-прежнему уверенно течёт, хоть и замутнённый, но всегда любимый Дон.
На центральной аллее попадается круглая каменная башня, как бы намекая на крепостное прошлое нашего города.
А дальше – не изюминка, а целый их килограмм – Парамоны за спиной великого Ушакова. Парамоновский историко-природный комплекс уходит вглубь бытия корнями античного Ростовского городища, обильных, не смотря ни на что, деревьев и потоками родников, издревле спасающих Ростов. Культурно-туристический потенциал данного культового места ещё ждёт своего достойного обустройства, способного радовать посетителей и дающего материальные блага его владельцам. Но и сейчас непрерывным потоком сюда идут купающиеся всех возрастов, приезжают путешествующие, в том числе, и из-за границы и устраиваются творческие действа. А в западной части затаился каменный крепостной склад 18 века в ожидании раскрытия его многочисленных тайн.
Проходим дальше, ногами и визуально радостно воспринимая небанальные покрытия тротуара. И это не мелочь, а и напоминание о старинных мощёных улицах нашего города.
Перед единственной радующей высоткой у берега реки, Пятью морями, образовалось кирпичное здание, не худшее из того, что есть в ассортименте правобережной полосы. Жаль только, что построенно оно сразу на нескольких родниках. Главный из них древний Городищенский, с нашей помощью также занесённый в Госреестр, всё же выведен справа от сооружения, с очень верно и красиво обустроенным руслом из глыб ракушечника даже с образованием живого формопотока (неужели читали Шаубергера?). К сожалению, с дороги этого не видно и нужно зайти чуть за здание.
За Ворошиловским мостом в непонятном долгом ожидании застыл бывший стереокинотеатр «Прибой», в мою далёкую юность авангард кинопоказа со специальными цветными очками. Розовыми?...
Когда гуляешь долго по берегу, можно и проголодаться. Но, судя по обилию ресторанов и кафе на набережной, гуляют ту люди месяцами и им надо много-много есть и выпивать. Коммерческий общепит рулит здесь и даже лезет на водную гладь (пьяному река по колено?) до такой степени, что невольно удивляешься отсутствию ресторана поперёк моста.
От хаоса застройки набережной приятно отвлекает прозрачный стенд с фрагментами старинных свай из лиственницы конца 19 века, на которых в некоторых местах до сих пор покоится гранитная пристань.
Притягивают взгляд и швартовые чугунные кнехты того же времени.
И тут ощущаешь, что лифт у Ворошиловского моста как-то очень уж напоминает указатель к Богу, напоминая, что в делах наших, в том числе и в обустройстве набережной, неплохо бы исходить из более Высоких побуждений. И это возможно.
Возможно разнообразные и разновременные скульптуры, встречающиеся на пути пешеходов пробуждают дополнительные и опять же разнообразные чувства. Кому-то бронзовый гиперрак намекнёт на то, что с набережной будет хорошо, когда он свиснет.
Бегущие с 1950-х годов спортсмены придадут бодрости.
Степана Разина, возможно, кто-то осудит за жестокое отношение к женщине.
Другие втиснутся в готовую раму перед художником.
Вспомнят молодость у вращающейся (почему-то со скрипом) скульптуры влюблённых на ветру (ветренные?).
Но отпрянут от старческого лица, видимо, бомжующей уже пожилой Машеньки в корзине мишки-шатуна.
Переключаемся. По пути встречаются три спуска: Газетный (с «неожиданной» и мучительной кушнарёвской лестницей), когда-то упирающийся в спину Сталина; Семашко – ни о чём и Соборный со многими административными мечтаниями.
Наверное, был бы Ростов и его речное лицо краше, если бы каждый спуск, весьма исторический являл бы собой пластически некий портал взаимодействия реки и города. Но этого нет ни фига. А возле Газетного спуска ещё и возводится уже очередное двухкорпусное многоэтажное чудище.
И вот подошёл я почти к Будённовскому и увидел, что это нехорошо. И, прежде всего, некая серая коробка с самонадеянной претензией на оригинальность, но, по факту, вызывающая тоску. И, прежде всего, по тому замечательному советскому зданию, которое ранее украшало всю набережную и выстроено было в едином стиле с восточным и западным (из-за которого собирался Совет) спусками по сторонам Будённовского моста. Но это уже другая история, о которой напишу на днях.