Хоть и старалась Софья Григорьевна всем показывать, как хорошо и спокойно ей одной живётся, говорила, что никогда бы уже и не согласилась снова связать свою жизнь с кем бы то ни было - пусть самый золотой мужик, но ей это совершенно ни к чему. И возраст уже не тот, шутка ли - ей уж 60, ну какие уже отношения в этом возрасте? К тому же она уже почти 20 лет одна живёт, привыкла. Ни под кого подстраиваться не нужно, никому угождать - сама себе хозяйка, никто ни укажет, ни покажет, ни потребует. Что хочу, то и делаю, и когда хочу. Сама знаю когда и что делать, и как именно. Ни клятая, ни мятая. А не захотела или просто настроения нет, а то и вдруг приболела, так не надо насиловать себя. Легла, ноги задрала, и лежу, отдыхаю. Никому прислуживать не надо. Сама знаю, что сделать нужно, вот когда захочу - тогда и сделаю, а так - никто мне ни указ. Привыкла уже так жить, а вот чтобы сейчас, на старости лет, вдруг подстраиваться под кого-то, обслуживать, готовить без конца, кормить, убирать, стирать чьи-то грязные носки да портки - ну уж - увольте... Я сама себе хозяйка, уже свой уклад, привычки, традиции, и менять что-то в своей такой привычной жизни - да ни за что на свете!
Так она всегда говорила, убеждала всех знакомых и подруг. Но в душе всё равно тосковала. Иногда даже завидовала, глядя на пары, которые всю жизнь прожили рука об руку. И до сих пор не утратили чувств, любви, заботы. Живут как голубки, всегда везде вместе, всё делают вдвоём, бережно друг к другу относятся. Приятно посмотреть...
А вот у Софьи так не получилось. А ведь тоже хотелось, чтобы вот так прожить всю свою жизнь...
Но первый муж бросил её одну с ребёнком ещё в молодости. Она тогда заболела, а он испугался, сразу другую нашёл. Вскоре женился, двоих чужих детей воспитывал, а про свою дочь совсем забыл.
Потом, через много лет, Соня снова замуж вышла, и жили неплохо. Но умер муж. А с той поры она так и жила одна, больше и не думала ни о каких мужчинах. А потом просто привыкла к такой жизни.
Хоть и собою всегда хороша была, и хозяйка замечательная, и характер покладистый. Доброты и нежности у неё на десяток хватит, и квартира есть, работа раньше всегда хорошая была - всё везде вроде и хорошо, а вот не повезло в жизни...
Дочка замуж за военного вышла. Уехала. Сколько лет с мужем мотаются по всей стране, по гарнизонам. Уж где только ни жили. Дочка у неё хорошая, мать не забывает, звонит, беспокоится о матери. Да только редко очень. Но Софья знает, всё понимает. Нет у неё возможности постоянно названивать. И возможности такой нет, в их условиях порой вообще звонить нельзя. Да и работа у неё хлопотная. Она хирургом работает, а там нагрузка сумасшедшая. Тяжело. Кроме прочего - муж дома редко бывает, а дочка одна управляется и с двумя детьми, и с домашними делами, и с тяжёлой работой. Трудностей и проблем ей хватает.
А вот последнее время Софья что-то совсем захандрила, всё чаще какие-то мысли тяжёлые появляются. Всё одна и одна, и поговорить не с кем... Вот так и умереть в этой своей квартире можно, а никто и не узнает. Когда хватятся, так уж и... Тьфу-тьфу-тьфу! - не то что говорить, а и думать о таком не хочется.
А вот думается...
Сидит она одна-одинёшенька. Ну, телевизор смотрит. Он у неё почти и не выключается, если и не смотрит она его, так он ради фона работает. Не важно, что там показывают - просто вроде человеческая речь слышна, и то - Слава Богу.
В этот вечер Софья снова расхандрилась. Снова какой-то там фильм смотрела, потом опять почти пригоршню таблеток перед сном выпила. Теперь постоянно приходится принимать кучу лекарств. Это ведь раньше казалось, что всю жизнь вот так беззаботно порхать будет, а теперь... Как в том мультике: - "то хвост дрожит, то лапы мёрзнут", вот и у неё так, то давление, то сердце, желудок, суставы, да что угодно - всё уже о себе напоминает, всё беспокоит. Ну так что поделаешь - возраст...
Спать-то легла, а вот опять не уснуть почти до утра. Вроде и хочется спать, а как ляжешь, то весь сон куда-то улетучивается. Лежишь, ворочаешься, а уснуть не удаётся. Снова приходится в телевизор пялиться, чтобы хоть под его тихий говор уснуть...
Нет, всё же, наверное, нужно ей взять квартирантку. Да, именно девушку или женщину одинокую. Но у женщины могут дети быть, а Софье покоя хочется, с детьми больно хлопотно в её-то возрасте. Оно бы, конечно, и мужичка одинокого бы не помешало. Мужской руки в доме давно не чувствуется. Уж сколько лет одной приходится со всем самой управляться. Это раньше как-то удавалось самой со всем справляться. А вот теперь как-то не получается почему-то. А со временем всё начинает рушиться, разваливаться. Приходится копить деньги, чтобы нанять мастера то кран починить, то течь устранить. Но денег всегда и без этого не хватает, а тут ещё эти дополнительные расходы... А кроме сантехники всё остальное начинает ломаться, то одно, то другое. Вот и думается, что неплохо бы, если бы поселился какой-то молодой мужчина, чтобы рукастый, хозяйственный. Она бы ему и плату за квартиру снизила, чтобы помогал по хозяйству. Но тут тоже большой риск. Одинокий молодой мужик долго один не продержится, начнёт баб водить. А то вдруг ещё выпивать начнёт, дружков сюда притащит. Вот такого счастья вообще Софье не надо. Так что пускать парня или мужика - это не вариант. А вот девушку какую молоденькую, чтобы скромная и порядочная была - вот это бы было хорошо. И поговорить всегда есть с кем, и по дому всегда поможет, ну а на те деньги, что она за квартиру платить будет - они вместе смогут мастера нанять и сделать всё, что нужно, починить. Новое-то теперь купить сложно...
Только вот где её найти-то скромную и порядочную? Тут ведь тоже как в лотерее - пустишь, а она может такое устроить... Сейчас особо скромниц не сыщешь.
Но вот всё же решилась Софья дать объявление. Пусть приходят девушки. Она сразу будет расспрашивать обо всём, смотреть и слушать внимательно. Кого попало пускать не будет. Ну а вдруг заметит что, так сразу от ворот поворот. Терпеть не станет. Сразу так и будет предупреждать при первом знакомстве, ничего лишнего в своём доме никому не позволит.
И вот на пороге Софьи появилась молоденькая и улыбчивая Наташа. Хорошенькая, улыбка, как солнышко, озаряет её приятное личико, на румяных щечках задорные ямочки. Глаза сияют детским задором и каким-то теплом. Сама небольшого роста, хрупкая, вся такая ладненькая, стройненькая. Одета скромно, совсем не вызывающе. Софье она сразу понравилась, а уж посидев и поговорив, вовсе расположилась к этой девушке и пустила её к себе.
А та сразу взялась сама помогать ей во всём по дому. Софья и не просит её, та сама всё видит и хватается за всё. Софья даже порой говорит ей, что не надо. Ведь не в домработницы её пригласила, а в жилички. Ну за собой пусть прибирает, когда-то что-то помочь может, а вот всё на себя взваливать не надо. Софья и сама пока ещё может управляться с домашними делами.
А Наташа лишь смеётся, говорит, что ей это только в радость. Она с детства к любой работе привычная, а вот без дела сидеть не может.
Наташа институт оканчивает. Родом из соседней области, из небольшого посёлка. Семья у них многодетная. Двое старших далеко уехали, семьи свои. Наташа вот в институте здесь училась, в общежитии жила, и подрабатывала. А теперь отца не стало, а у матери ещё двое детей, которые школьники. Им помогать нужно. Старшие, конечно, тоже помогают, но и Наташа хочет помочь поставить на ноги младших братишку с сестрёнкой, мама последнее время болеет, одной ей не справиться. Вот Наташа и перевелась теперь на заочное, чтобы полноценно работать. Из общежития сразу попросили уйти, поэтому и пришлось квартиру искать. У неё с собой небольшой чемодан с вещами, зато книг разных и тетрадок целых четыре больших коробки.
Наташа оказалась необыкновенно доброй и отзывчивой. Но при этом очень энергичной, непоседливой, шустрой. Аккуратистка во всём. В первый же вечер вызвалась испечь к чаю свою фирменную шарлотку. Потом стала готовить свои борщи и супчики. Софья ворчала, уж приготовить-то она и сама в состоянии, ведь и так целыми днями без дела сидит. А та хохочет, говорит, что просто очень любит она готовить, и в общаге готовила для всех девчонок в комнате. В столовке так не приготовят. Деньги заплатишь, а толком и не наешься, да и не вкусно там. А на эти деньги проще купить нормальные продукты и приготовить что-то домашнее, вкусное и полезное. И экономнее, и пользы больше, и голодным не приходится ходить.
Уже на второй вечер уговорила Наташа Софью прогуляться перед сном по парку. Та отказывалась, отвыкла она от этих прогулок, в основном дома сидит. Если и выходит куда, так только по делам. Она уж и с подругами всеми давно толком не общается, сама в гости не ходит, к себе никого не приглашает. Ничего не хочется. Всегда одна... Но от Наташки этой так просто не отвязаться, уговорила.
Они гуляли по парку, Софья и действительно наслаждалась этой прогулкой. А с Наташей ей не было скучно. И отдохнули, и насмеялись от души.
И с той поры нет Софье покоя. Жиличка то билеты на какую-то выставку достанет, то в музей или в театр ведёт Софью. И ведь пристанет так, что не отвязаться.
Софья вначале всегда отказывалась, даже возмущалась:
- Ну чего ты ко мне пристаешь? Не люблю я этих "выходов в свет", раздражает меня всё это, мне в тишине побыть хочется. Отвыкла я от всего этого, да и возраст у меня уже не тот. И здоровье опять же... Всё, отгуляла я своё, отразвлекалась...
- Да что вы такое говорите?! - искренне возмущается Наташа.
- Да вы к зеркалу-то подойдите - ведь просто красавица! Женщина - просто загляденье! Не цените вы себя. Не любите почему-то, рукой на себя махнули. А вы ведь совсем не старая. Вон как молодо выглядите, да вы ещё молодым фору дадите! Зря вы так себя обесцениваете, я если бы не знала о вашем возрасте, так на много меньше бы вам дала. Да мы ещё замуж вас выдадим, ещё и сама счастливой будете и кого-то счастливым сделаете!
А потом и сама Софья привыкла, даже пристрастилась к этим прогулкам и культурным мероприятиям. Удивляется, откуда в этой девчушке столько энергии и жизнелюбия? И ведь какая умница, столько всего и обо всём знает, разбирается в стольких вещах, а как интересно обо всём рассказывает - заслушаешься. Словно это не Софья родилась и всю жизнь провела в этом городе, а она, эта приезжая молоденькая девочка Наташа. И как она всё успевает?! Ведь работает, ещё и подрабатывает. По дому управляется, читает много, учится, готовится к экзаменам. А ведь успевает время и на отдых найти, интересуется и живописью, и музыкой, и искусством. Софья в восторге от квартирантки, привязалась к ней, словно и не посторонний она ей человек, а родная внучка к своей бабушке поселилась. Софья тоже старается как-то помочь ей, сделать для неё что-то приятное. К её приходу что-то вкусненькое приготовить. А потом кофточку ей модную связала, ведь она прекрасно умеет вязать. Просто давно не занималась ничем из своих умений. Одной всё это вроде и не к чему было, не хотелось даже готовить что-то особенное. Привыкла к одиночеству. А теперь и ей есть о ком позаботиться.
А Натка так рада этой обновке, восхищается, как красиво Софья вязать умеет. А потом вдруг стала передавать заказы на разные обновки для своих подружек и коллег по работе. Ручная работа всегда в моде, а Софья в этом деле толк знает. Любую вещь сама связать может, узоров и моделей знает бесчисленное множество. Так что теперь ей и вовсе скучать не приходится, заказов много, заказчицы очень довольны, да и копеечка дополнительная появилась.
Разговаривали как-то с Наташей, что надо бы сантехнику отремонтировать, всё на честном слове держится. А она вдруг приходит и спрашивает, знает ли Софья кто такой Савельевич? Слышала, как у подъезда соседки с мужчиной пожилым разговаривали, просили его тоже сантехнику починить, а другая что-то по электрике посмотреть просила. Тот обещал посмотреть. А когда он отошёл, Наташа слышала, как женщины хвалили его, говорили, что безотказный мужик, делает всё качественно и берёт совсем недорого. ЖЭКовские работники делают всё как попало, а этот халтурить не любит.
Софья вспомнила, что есть в их доме в первом подъезде такой мужчина. Тоже одинокий, бывший военный или полицейский. Жена давно умерла. Он, вроде, дома один живёт. Видно тоже плохо одному, вот и помогает другим, чтобы не сидеть одному без дела. Да, говорили, что он помогает и зачастую вообще денег не берёт. Вот только Софья никак не решалась спросить его. Неловко как-то. Здесь ведь многие одинокие женщины о нём постоянно говорят, хотят с ним поближе познакомиться, виды на него имеют. Только он в этом смысле ни на кого не реагирует. Отшучивается. Старается избегать таких разговоров. Вот и Софье неловко с просьбами к нему лезть - ещё не так поймёт, решит, что и она на него "глаз положила".
А уже на следующий день в дверь Софьи вдруг позвонил Савельевич, с чемоданчиком инструментов - вот Наташка неугомонная, ведь как-то успела уже поговорить с ним.
Савельевич всё посмотрел, сказал, что тут работы ему не на один день хватит, тут давно пора много чего в порядок приводить. Удивился, почему же Софья никогда не говорила ничего, вовремя не могла попросить?
И начался у Савельевича ремонт в квартире Софьи. И трубы две совсем прохудились, там и хомуты уже негде ставить. Надо заменить, а то и сама пострадает, и соседей всех затопит. А там и краны менять нужно, и бачок сливной отремонтировать, сифон тоже давно поменять нужно. Да ещё куча разных неполадок в квартире. Одних розеток и выключателей много, и ни одного нормального, все давно разболтаны, кое-где и подпалины есть - а это тоже опасно. Да и другой работы ни на один день хватит. И шкафчики, дверцы подправить, порожек почти совсем отвалился, двери скрипят, плохо закрываются.
Он каждый день приходит, возится. Софья любуется. Вот мужик - голова работает хорошо и рукастый какой! Всё видит, всё знает, всё умеет. И как ловко со всем справляется, словно играючи.
А она ему обед вкусный приготовит, с удовольствием потчует. Он ест с аппетитом, нахваливает, какая она хозяюшка да рукодельница. А ведь ей приятно. И не раздражает он её. Общаться с ним интересно. Ни зануда, ни нытик.
Натка-хитрюга заметила, как они друг на друга поглядывают, как воркуют. Она только и выискивает, что ещё нужно бы починить, что посмотреть. Старается на работе подольше задержаться, чтобы дать им возможность между собой пообщаться. А то и билеты в кино или ещё куда притащит, врёт, что сама никак не может идти - то практическую надо сделать или к контрольной подготовиться, к зачёту. То на работе слишком устала и чувствует себя неважно - надо бы ей сегодня просто отдохнуть. Просит Савельевича составить компанию Софье, очень уж фильм хороший, она такие любит. Или прогуляться с нею отправляет. А Софье хоть и неловко, но она не злится на Наташу, даже благодарна ей. Сама-то бы не решилась, да и он, Гена, тоже стесняется её.
А потом Софья и действительно сблизились с Геннадием, им интересно вдвоём, много общего у них, интересно вместе, да и понимают друг друга с полуслова, мысли у них обычно как-то сходятся.
Кумушки во дворе судачат, многие вдруг стали злиться на Софью - вот тебе и тихоня! Сказки она тут всем рассказывала, как хорошо ей одной, как не хочется ей никакого мужика, одной ей куда лучше! А сама из-под носа такого мужика увела. Ведь сумела как-то... А что в ней такого особого, если он всех отвергал, внимания не обращал, а к этой вдруг прикипел.
Ну а в итоге Софья с Геннадием всё же поладили, сошлись и стали жить вместе. Она в его квартиру перебралась. Квартиры-то у них абсолютно одинаковые. В её квартире осталась пока жить Наташа, по-прежнему снимать её у Софьи, а точнее просто за обычную коммуналку. Не захотели они брать с неё лишних денег. Пусть так живёт, ей сейчас самой деньги нужны. Ну а дальше видно будет. Может замуж выйдет. Они будут только рады за неё.
Ну а что и как дальше выйдет, так это потом время покажет. Главное - сейчас всё хорошо.
ИВ
Советую прочитать:
ИВ