Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Прекращение огня в Ливане: путь к миру или пролог новой войны?

Война между Израилем и «Хезболлой» в Ливане прекратилась. Ливанцы, измученные бомбардировками (перед самым прекращением огня израильские ВВС поставили своеобразный рекорд, уничтожив в Бейруте 20 многоэтажек за две минуты), празднуют на улицах. А мэры северных городов Израиля негодуют: они уверены, что Израиль дарит «Хезболле» передышку, в результате которой она окрепнет и возобновит войну.

Последний удар израильтян по Бейруту был самым мощным
Последний удар израильтян по Бейруту был самым мощным

Огонь прекращается на 60 дней, в течение которых «Хезболла» выводит свои силы за реку Литани, а юг Ливана занимают части регулярной ливанской армии и «голубые каски». По истечении этого срока израильтяне уйдут из Ливана, но до этого времени они будут на законных основаниях вылавливать боевиков, конфисковывать оружие и уничтожать бункеры и тоннели.

Израиль одержал военную победу – в этом нет сомнений. «Хезболла» всегда отвергала резолюцию 1701 от 2006 г., в соответствии с которой она должна была сдать тяжёлое оружие и отойти от израильской границы за реку Литани (на соблюдении резолюции тщетно настаивал Израиль). Теперь «Хезболла» согласна. В течение года «Хезболла» отказывалась от мира до тех пор, пока Израиль не прекратит войну с ХАМАСом в секторе Газа. Эту позицию в последний раз высказал покойный лидер организации Хасан Насралла, сразу после чего он погиб. Вслед за ним погибло всё руководство «Хезболлы» (многие стали жертвами «пейджерной атаки»), и около 3 тыс. боевиков. Заместитель Насраллы Наим Касем долго отказывался занять пост погибшего, и согласился только после того, как был вывезен в Тегеран. Не меньше 80% арсеналов «Хезболлы» уничтожено, центры связи, склады, командные пункты и хранилища наличных денег – ликвидированы. И «Хезболла» перестала требовать прекращения войны в Газе.

Несколько дней назад стало известно, что Иран, главный союзник и покровитель «Хезболлы», порекомендовал ей подписать соглашение с Израилем. Что неудивительно: два прямых обмена ударами показали, что Иран не в состоянии нанести сколько-нибудь существенный ущерб Израилю, а израильские ВВС без потерь поражают объекты на иранской территории. После последнего «обмена любезностями» Израиль открыто предупредил, что в следующий раз уничтожит нефтехранилища и главный нефтяной терминал на острове Харк, и в Тегеране поняли, что продолжать не имеет смысла.

Мало того, что «Хезболла» согласилась выполнить резолюцию 1701: она согласилась на право Израиля применять силу при угрозе своей безопасности со стороны Ливана. Говоря просто – бомбить и обстреливать Ливан, если израильтяне сочтут это необходимым. Это право, кстати, израильтяне осуществили сразу после прекращения огня, открыв огонь по ливанцам, возвращающимся в родные деревни на юге Ливана: среди них заметили боевиков «Хезболлы».

The Times of Israel пишет: «Ахмад Ясин, ливанский шиитский комментатор с большим количеством подписчиков на платформе X, написал: «Лидер «Хезболлы» Наим Касем в своём последнем обращении на прошлой неделе дал понять, что группировка капитулирует как военная сила. Каждому, кто слышал заранее записанную речь, было ясно, что это было заявление о полной капитуляции. «Хезболла» пала, теперь ей осталось только объявить дату похорон».

Перемирие в Ливане лишает последней надежды ХАМАС в Газе: понятно, что теперь Израиль может отправить в сектор сколько угодно солдат. «ХАМАС готов к соглашению о прекращении огня и серьёзной сделке по обмену пленными», - заявил высокопоставленный представитель ХАМАС сразу же после объявления о перемирии в Ливане.

Однако не всё так однозначно. Существует два прямо противоположных сценария развития событий. Первый состоит в том, что «Хезболла», понёсшая огромные потери, потеряет возможность восстановить силы (Израиль будет следить, чтобы «Хезболла» не получала оружие), лишится популярности в шиитской общине и союзников за её пределами. В пользу этого свидетельствуют усилившиеся нападки на группировку со стороны некоторых влиятельных ливанских шиитов. Так, известный священнослужитель Али аль-Амин призывает «Хезболлу» разоружиться и согласиться на контроль со стороны ливанского государства. В интервью саудовскому каналу «Аль-Арабия» аль-Амин сказал, что «Хезболла» представляет собой угрозу стабильности, а её действия поставили под угрозу Ливан, не принеся никакой пользы Газе.

Согласно этому сценарию, Иран, понимая антииранскую и произраильскую позицию Дональда Трампа, откажется от эскалации, и займётся собственными проблемами. В этом случае Ближний Восток надолго превратится в зону мира.

Но возможен и другой сценарий. Ливанская армия, приходящая в Южный Ливан, наполовину состоит из шиитов; большинство из них симпатизируют «Хезболле», а многие наверняка являются членами организации. «Голубые каски» ООН, с 2006 г. игнорировавшие нарушения «Хезболлой» резолюции ООН, вероятно, будут и дальше закрывать глаза на сосредоточение сил и развёртывание тяжёлых вооружений группировки южнее Литани. Контрольная комиссия в лице американских, французских и британских чиновников, которая должна будет давать разрешение израильтянам применять силу в ответ на нарушения соглашения, может затягивать дачу разрешений, что свяжет израильтянам руки, и лишит их возможности оперативно реагировать на накопление сил «Хезболлы». Иран вовсе не обязательно откажется от противостояния – в конце концов, уничтожение «сионистского образования» является основой его идеологии. В этом случае нынешнее перемирие станет прологом к новой войне.

Мэтью Левитт, старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики, рассказал The Times of Israel, что по мере того, как «Хезболла» теряет позиции на поле боя, она может прибегнуть к оружию, чтобы сохранить свой контроль над Ливаном. Группировка не захочет потерять доминирующую позицию в Ливане, где теперь она подвергается нападкам других общин, в первую очередь христианских; другое дело, хватит ли у неё сил «поставить на место» другие общины. «Община травмирована и разобщена, но хорошо вооружена… Шииты чувствуют себя как единственная община, подвергшаяся нападению Израиля», - пишет Майкл Янг из Фонда Карнеги.

Если «Хезболле» удастся получить значительное количество нового вооружения, и заручиться поддержкой Ирана, она может попытаться военным путём восстановить своё доминирование в Ливане. А получит ли она оружие, будет зависеть от Израиля, точнее, от его возможностей проводить превентивные операции против логистики военных поставок.

США и Франция обещают обучить и вооружить до зубов ливанскую армию. Это должно превратить её в силу, способную противостоять «Хезболле», и не допустить превращения Южного Ливана и долины Бекаа в мини-государство «Хезболлы». Но кто даст гарантии, что полученное оружие и опыт не будет использован с прямо противоположной целью? В конце концов, горы оружия, переданные американцами антиталибской армии Афганистана, оказались в руках талибов. ИГИЛ* в Ираке тоже был вооружён не дедовскими «маузерами» и не саддамовскими «калашниковыми», а оружием, переданным американцами правительственной армии и союзным милициям. Точнее, считавшимися союзными. Вполне может получиться так, что, вооружая и обучая ливанскую армию, США и Франция просто возьмут на себя заботы Ирана по перевооружению и реорганизации «Хезболлы». В такой ситуации израильтяне не смогут использовать силу против «Хезболлы» во французской форме и на американских Bradley – не бить же по важнейшим союзникам!

Будет ли ливанская армия, вооружённая и обученная США и Францией, противостоять "Хезболле"?
Будет ли ливанская армия, вооружённая и обученная США и Францией, противостоять "Хезболле"?

Запад также обещает Ливану большие деньги на восстановление. Наиболее пострадавшей является шиитская община: её города и посёлки разрушены. А как эти деньги будут распределяться? Делать это в обход «Хезболлы», имеющей многочисленные строительные, коммунальные и прочие структуры, будет крайне трудно. А если финансирование пойдёт через структуры «Хезболлы», это будет финансированием самой «Хезболлы». С о всеми вытекающими последствиями.

Собственно, этого сценария и боятся многие израильтяне. Которые помнят, как их государство отказывалось принимать меры против врагов, опасаясь международных санкций, скандалов и роста антиизраильских настроений в мире. Они опасаются, что это произойдёт снова, и перемирие, достигнутое ценой больших жертв и огромных трат, окажется дорогой к новой войне, которая наверняка будет ещё тяжелей и масштабней той, которая сейчас завершается.