Российский национальный Музей музыки находится в центре Москвы, в огромном красивом здании на улице Фадеева, 4. По сути здесь представлено большое количество самых разных музыкальных инструментов, оно и понятно, все идет от тематики культурной институции. А вот, когда команда музея решает организовать ту или иную тематическую выставку, то достает из своих закромов ценные и иногда малоизвестные широкой аудитории предметы. Тогда это становится действительно праздником для ценителей искусства и любителей музыки, в основном классической. Так, до 23 марта 2025 года здесь открыли экспозицию под названием «Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова».
Посетители могут увидеть живопись Врубеля, Коровина, Билибина, Бенуа, Федоровского, скульптуры, предметы ДПИ, театральные костюмы, личные вещи гениального композитора, макеты комнат его дома, авторские рукописи, уникальные фотографии, эскизы к декорациями, майолики, редкие программы постановок опер Римского-Корсакова, его автограф и другие экспонаты.
Итак, одним из произведений с историей на выставке стала работа советского художника-оформителя, археолога, карикатуриста, музейного работника Евгения Праведникова под названием «Кащей Бессмертный». Эту иллюстрацию к одноименной опере датировали временем до 1940 года. Она находится в фондах Российского национального музея музыки. Показывают ее нечасто. В 1937 году Праведникова, который работал в издательстве «Детская литература», открыл и исследовал ряд археологических памятников, говорил о ненужности уничтожения памятников иконописи и церковного ДПИ, чья персональная вставка работала в свое время в Третьяковской галерее, был арестован по доносу. В архивах по его делу указано, что умер он в тюрьме в 1940 году. Поэтому сотрудники Музея музыки подписали дату его работы на выставке: Москва, до 1940. А потом, когда подняли очень старые, пыльные архивы, то выяснилось, что автор свою работу передал в дар музею в 1945 году. Куратор экспозиции обещала в ближайшее время это поправить. Но зачем это делать? Экспонат с историей за кадром, что называется, причем любопытной.
Еще один малоизвестный экспонат на выставке из фондов Музея музыки - прекрасный театральный костюм, точнее платье к опере «Садко». В нем с 1949 по 1958 годы выступала на сцене прекрасная Наталья Шпиллер, советская артистка оперы, камерная певица и педагог, солистка Большого театра. А теперь представьте: почти 10 лет в нем работала Наталья Дмитриевна, и почти 80 лет самому костюму - поэтому публике показывают его редко, уже стал хрупким, берегут. К слову о Шпиллер. За большие заслуги она трижды награждалась Сталинскими премиями, а также орденом Ленина и орденом Дружбы народов.
Из интересных редких экспонатов - большая красивая папка, где выбито позолоченными буквами: Московской государственной консерватории. Внутри - автограф Римского-Корсакова арии Шамаханская царица. Этот автограф вдова композитора подарила его ученику, Александру Осовскому, который стал крупным музыковедом и директором Московской консерватории. Осовский в свою очередь, в 1927 году, когда праздновали 60-летие Консерватории, передал его в фонды, в подарок Консерватории, оформив все в солидной папке. А в коллекцию Музея музыки экспонат попал не случайно - ведь история культурной институции началась с Музея Рубинштейна при Московской консерватории.
Надо сказать, что работы, которые представлены на текущей выставке, не все из фондов Музея музыки. Около 20 тематических экспонатов предоставил Псковский музей-заповедник. Два таких предмета созданы в городе Луга, Ленинградской области в 2018 году и совсем недавно вошли в коллекцию Псковского учреждения культуры. Это произведения художника Валентина Плискина, работающего в технике глубокой резьбы по дереву. Для москвичей и гостей столицы представилась уникальная возможность своими глазами увидеть прекрасные работы мастера. Плискин родился в Москве в 1951 году, потом уехал в Лугу, где работал слесарем на ЛАЗе (Лужском абразивном заводе). А, когда однажды отправился в музей в Сортавале и увидел там работы Кронида Гоголева, мастера рельефной резьбы, то был очарован ими. Так Плискин начал сам заниматься этим самобытным и удивительным видом искусства. А на выставке «Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова» можно увидеть его работы Снегурочка и Масленица.