Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня мы с Вами прогуляемся по пешеходной улице Екатеринбурга, до которой мы дошли в прошлый раз по проспекту Ленина, как обычно, рассматривая все на своем пути (если не читали – заходите по этой ссылке). Итак, за когда-то старинным зданием Пассажа, который кардинально перестроили с 2012 по 2016 годы, мы сворачиваем с проспекта на улицу Вайнера, именно здесь начинается ее пешеходная и самая протяженная часть. В 2003 году один квартал до улицы Малышева стал пешеходным, а к 2014 году пешеходную часть продлили до конца – до улицы Куйбышева.
Эта улица возникла еще в 40-е годы XVIII века, а с начала XIX века и до 1919 года она называлась Успенской по церкви Успения Пресвятой Богородицы в Ново-Тихвинском женском монастыре, которая просматривалась раньше в створе этой улицы (кстати, монастырь этот мы тоже посетим, но позже). С 6 ноября 1919 года эта улица носит имя большевика Леонида Исааковича Вайнера, погибшего в 1918 году. Ну а пока мы идем по этой улице и рассматриваем справа по ходу движения типичное здание конца XIX века, построенное купцом Е.Е. Емельяновым как доходный дом.
«Друзья» у дома Телегиных
В XIX веке эта улица становится одной из главных торговых улиц Екатеринбурга. По сути, она и сейчас является таковой, куда не глянь – везде торговые дома, магазины, лавки, и заведения, где можно поесть и выпить, на разный вкус и кошелек. Именно такой образец двухэтажного жилого дома с магазинами на первом этаже мы можем наблюдать на углу с улицей Попова, которая отходит здесь вправо от улицы Вайнера. Этот дом, построенный во второй половине XIX века в стиле эклектики, принадлежал купеческой семье Телегиных.
Но не только всем вышеперечисленным интересен этот дом, и даже не тем, что здесь сейчас находится «Бриллиантовый центр», а еще и тем, что на углу этого дома установлена в 2006 году интересная скульптурная композиция под названием «Друзья».
И на самом деле, более преданных друзей, чем лошади и собаки, не найти. А посвящена эта композиция самобытному талантливому художнику, кузнецу, академику ЮНЕСКО по народным ремеслам, создавшему в 1984 году в Свердловске свою кузню, Александру Андреевичу Лысякову.
Кирпичный стиль и коробейник
На этой улице мы встретим еще немало интересных скульптурных композиций и старинных домов, поэтому идем дальше. Именно к такому дому под номером 16 мы сейчас и подходим. Это бывший доходный дом купцов Михаила и Василия Ивановичей Дмитриевых, построенный в 1886 году, но в начале века следующего перестроенный в «кирпичном» стиле.
Как и принято было тогда, второй этаж был жилым, а весь первый этаж занимали магазины, причем не только братьев купцов Дмитриевых, но и других, например, братьев Агафуровых, чьи магазины розничной торговли занимали большую часть торговых площадей в этом доме.
Перед этим кирпичным домом выделяется среди прохожих рослый такой мужчина в сюртуке и фуражке с лотком на лямке, на котором разложены флакончики, видимо, с духами, ну и еще всякие женские штучки. Только он стоит неподвижно, потому что бронзовый, а установлен здесь был «Коробейник», именно так его называют, в 2006 году.
Влюбленные и банкир с автомобилем рядом с банком
Ну что ж, идем дальше и спускаемся в подземный переход, чтобы перейти по нему улицу Малышева. А выйдя из него на другой стороне, мы видим еще одну застывшую в бронзе парочку. В композиции под названием «Влюбленные», установленной здесь также в 2006 году, парень и девушка, держась за руки, уселись на дугообразный заборчик, причем, оба босоногие, а их ботинки и туфли валяются у них за спиной.
Рядом с влюбленными расположилось, правда, гораздо раньше их – в начале XX века, угловое здание, построенное по проекту архитектора К.Т. Бабыкина в 1913 году для Русско-Азиатского банка. Именно таким, с «классицистическими» деталями и дошла до нас эта угловая часть здания банка, а дальше, уже в 1928 году к этому зданию сделали пристрой в стиле конструктивизма.
Туда мы и идем, но не для того, чтобы любоваться конструктивизмом, перед тем пристроем, вернее, между ним и бывшей типографией «Гранит», расположилась интересная скульптурная композиция, установленная здесь, как и две предыдущие, в 2006 году. Эта композиция называется «Банкир и автомобилист», изображающая уставшего после тяжелого рабочего дня банкира, направляющегося в свой автомобиль с водителем.
Правда, автомобиль, на мой взгляд, какой-то странный – мультяшный, и места банкиру рядом с водителем будет явно маловато, но интересная сценка получилась. И еще, банкир, по виду дореволюционный, почему-то выходит из того пристроенного в 1928 году корпуса, в то время здание это занимал советский Госбанк, да и служащие этого банка уже выглядели по-другому.
Еще два старинных дома и одуванчик
Осмотрев придирчиво, уж Вы простите, эту интересную скульптурную композицию, идем дальше, а дальше привлекает наше внимание, расположившееся справа, еще одно здание XIX века. Это бывший доходный дом Е.А. Хребтовой, так его принято называть. А построен он был в первой половине того века, как водится в то время, в стиле классицизм, но перестроен был в 70-е годы все того же века в стиле эклектики, заодно и расширен. После этого, в начале 80-х годов усадьба перешла во владение чиновнице Елизавете Антоновне Хребтовой.
Следующий двухэтажный дом из красного кирпича по этой же стороне улицы был построен немного позже предыдущего – в 1890 году. Это дом мещанина Н.В. Лазарева. Как отмечают специалисты: это здание «является образцом жилой застройки Екатеринбурга конца XIX – начала XX веков, выполненным в формах эклектики».
А перед ним по среди улицы расположился, установленный здесь совсем недавно, немаленький такой цветок, нет – не каменный, снова металлический, помните, на набережной Исети рядом с «Косым домом» мы видели целый сад металлических цветов, оно и понятно, на Урале металла хватает. Но это другой цветок, примерно двухметровый «Одуванчик», изображенный скульптором Григорием Потоцким как «символ добра и мира», а вот что написано на информационном стенде перед «Одуванчиком»: «Человек только тогда человек, когда он добрый. Доброта – решение всех проблем. Там, где доброта – там нет границ. Доброта и благодарность – главный закон человечества».
Спираль времени
Теперь мы идем к другому символическому сооружению – фонтану, установленному здесь в 2006 году. А символизма здесь хватает, начиная с его названия – «Спираль времени». Это сооружение преподносится, как представляющую собой спираль времени, в центре которой шар, висящий на водяном столбе. Лучи, соединяющие временные потоки, символизируют наш мир. Фонтан призван напомнить нам о том, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой, ведь без прошлого нет будущего. В общем, все логично.
Особняк Блинова?
Пройдя фонтан, нельзя не обратить внимание на двухэтажный дом с двумя башенками, затейливой кровлей и богатой лепниной. Этот дом, построенный в 1912 году в эклектичном стиле с элементами модерна, принято называть «Особняк мещанина П.Ф. Блинова», хотя, в большинстве источников указано, что этот самый Блинов продал усадьбу со старыми деревянными постройками, доставшуюся ему в наследство от матери, некоему Василию Коршунову, а уже последний на этом участке и возвел этот красивый дом. Возникает логичный вопрос – при чем тут Блинов? Но кто бы его не построил тогда, домик получился изящный, такой своеобразный теремок!
Изобретатель велосипеда
Идем дальше и видим велосипедиста, но не обычного, к которым мы привыкли на улицах наших городов, а бронзового, да и велосипед у него сильно отличается от современного. Эта скульптура была установлена, как и многие другие на этой улице, в 2006 году, а посвящена она уральскому изобретателю Ефиму Михеевичу Артамонову.
Уральская легенда гласит о том, что крепостной рабочий Артамонов в 1800 году изобрел «диковинный самокат», мало того, он на нем, якобы, отправился из Тагильского завода прямиком в Москву на коронацию Александра I, который, в свою очередь, увидев это чудо техники, наградил Ефима Михеевича и его семью, даровав им вольную, а еще 25 рублей в придачу. Есть один нюанс: ученые мужи (и не только мужи) полностью отрицают эту версию, ссылаясь на отсутствие каких-либо документальных тому подтверждений. Но легенда красивая! А может и не легенда вовсе? Кто знает?
Еще три скульптуры около Гринвича
И снова мы идем дальше, а впереди по левой стороне улицы Вайнера за перекрестком с улицей Радищева начинается большой торгово-развлекательный комплекс «Гринвич», который расположился здесь на целый квартал до улицы Куйбышева, то есть, до конца этой пешеходной улицы Вайнера. А здесь мы вновь ныряем в подземный переход, и выныриваем уже за улицей Радищева.
Выйдя из подземного перехода, двигаемся вперед и там видим бронзового мужчину двухметрового роста, который держит в руке женскую туфельку, смотрит на нее и улыбается. Это Гена Букин, говорят, знаменитый персонаж популярного сериала нулевых, вернее, ремейка американского сериала. Скажу честно, сериал не смотрел, извините, не интересно! Ну а у каждого времени свои «герои».
Буквально в нескольких метрах от Гены стоит скамейка, на которой восседает довольная такая Баба Яга, правда, я узнал, что здесь она называется почему-то «Галамартовна», наверное, установлена была на деньги магазина с соответствующим названием. Но это далеко не эксклюзивная скульптура, точно такие же установлены, как минимум, еще в двух городах: в Челябинске рядом с Кукольным театром и в Уфе перед входом в ТЦ «Башкирия». Там Баба Яга своего имени не меняла.
Ну и еще один современный персонаж, тоже здесь же, это знаменитый американский исполнитель Майкл Джексон. Даже те, кто не являются поклонниками его музыки, наверняка сразу узнают его знаменитую, как сейчас говорят, распиаренную, «лунную походку». Примерно в такой позе он здесь и запечатлен в бронзе.
И еще несколько старинных домов напоследок
Двигаемся дальше, и уже не обращая внимания на торговый центр, расположившийся во весь квартал слева, обращаем наши взоры направо, где сохранилось еще несколько старинных домов из «прошлой жизни». Сначала это дома усадьбы слободского купца Сергея Васильевича Фофанова. Первый дом, построенный в середине XIX века и, как говорят, сильно перестроенный лет через сто, специалисты относят «к образцам жилой застройки архитектуры советского периода с типизированными формами неоклассики в композиции главного фасада». Как-то так.
Второй дом, принадлежавший когда-то все тому же купцу, после последней реконструкции обзавелся новой датой на фронтоне – 2014, хотя этот особняк в стиле эклектики был построен во второй половине XIX века.
И опять смена эпох – единственная на этой улице «хрущевка». А сразу за ней приютился единственный деревянный дом на улице Вайнера. Точнее, не совсем деревянный, первый этаж все-таки кирпичный, а построен он был в 1888 году для мещанина А.А. Кузнецова.
Ну и еще один дом в самом конце улицы Вайнера, который относится к так называемому «кирпичному стилю», был построен на рубеже XIX-XX веков. Это бывший доходный дом М.М. Денисова.
Здесь мы, пожалуй, и остановимся, пройдя до конца пешеходную улицу Вайнера. А впереди нас ждет еще одна интересная локация в Екатеринбурге, но об этом я Вам расскажу уже в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!