Найти в Дзене
Рок-н-ролльный Журнал

Как ковбой и монахиня с французами воевали

Время действия вестерна Два мула для сестры Сары (Two Mules for Sister Sara), теперь уже ставшего классикой, прекрасно описано Иосифом Бродским в его «Мексиканском дивертисменте» – время, почти совпавшее с Гражданской войной в США. Те самые годы, в которые происходит действие и «долларовой трилогии» Серджио Леоне. Поэтому кажется не случайным, что в образе одинокого ковбоя, авантюриста чистейшей пробы, в погоне за золотом не страшащегося оказаться даже в пучине войны на чужой территории, вновь предстаёт на экране никто иной, как Клинт Иствуд. Правда, к изначальному замыслу этой киноистории не был причастен никто из тех, кто её создавал в реальных пейзажах Мексики ровно 55 лет тому назад. В 1967-м первый вариант сценария этой ленты создал Бадд Беттикер, долгое время проживший в Мексике и известный своими вестернами класса «Б». Главными героями задуманной истории должны были стать ковбой и монахиня, путешествующие по Мексике на фоне драматических событий французской интервенции 1860-х го
Оглавление
Кадр из фильма Two Mules For Sister Sara
Кадр из фильма Two Mules For Sister Sara

Время действия вестерна Два мула для сестры Сары (Two Mules for Sister Sara), теперь уже ставшего классикой, прекрасно описано Иосифом Бродским в его «Мексиканском дивертисменте» – время, почти совпавшее с Гражданской войной в США. Те самые годы, в которые происходит действие и «долларовой трилогии» Серджио Леоне. Поэтому кажется не случайным, что в образе одинокого ковбоя, авантюриста чистейшей пробы, в погоне за золотом не страшащегося оказаться даже в пучине войны на чужой территории, вновь предстаёт на экране никто иной, как Клинт Иствуд. Правда, к изначальному замыслу этой киноистории не был причастен никто из тех, кто её создавал в реальных пейзажах Мексики ровно 55 лет тому назад.

В 1967-м первый вариант сценария этой ленты создал Бадд Беттикер, долгое время проживший в Мексике и известный своими вестернами класса «Б». Главными героями задуманной истории должны были стать ковбой и монахиня, путешествующие по Мексике на фоне драматических событий французской интервенции 1860-х годов. И сыграть их должны были, немного потускневшие к тому времени, звёзды пятидесятых Роберт Митчум и Дебора Керр. В 1957 году они уже воплотили похожий экстравагантный дуэт в фильме великого Джона Хьюстона «Бог знает, мистер Аллисон», где монашенка и морской пехотинец прятались от японцев на маленьком атолле в годы Второй мировой войны.

Бог знает, мистер Аллисон
Бог знает, мистер Аллисон

То есть Беттикер, не мудрствуя лукаво предлагал, как бы версификацию того сюжета в другом историческом антураже. Он же должен был выступить и постановщиком этой ленты. Но, что-то не срослось на уровне продюсирования фильма и приобретший права на постановку Мартин Рэкин поручил переписать историю известному писателю и сценаристу, включённому во времена маккартизма в «чёрный список Голливуда» Альберту Мальцу. После изгнания из фабрики грёз тот поселился в Мексике и хорошо владел фактурным материалом, но, главное, он совершенно преобразил первоначальную задумку (не будем спойлерить в чём – это будет хорошо видно, тем, кто досмотрит фильм до конца).

В новой сценарной версии роль монашенки страстно желала исполнить легендарная Элизабет Тейлор. Вот она-то и познакомила с сюжетом Клинта Иствуда во время съёмок военно-приключенческого боевика «Там, где гнездятся орлы». Сама голливудская дива не принимала в нём участие, а сопровождала на съёмочной площадке своего великого супруга Ричарда Бартона, в дуэте с которым Иствуд сыграл одну из первых главных ролей в Голливуде, покорив его через леоновские спагетти-вестерны.

Так в фильме появился одинокий ковбой в образе Клинта, а вот его спутницей стала не Клеопатра мирового кино, а чудесная, хоть и неуживчивая на съёмочной площадке, Ширли Макклейн. Так возник этот великолепный экранный дуэт, а режиссёром ленты стал Дон Сигел. Возможно его участие в проекте обеспечил успех предыдущей работы – криминального триллера «Блеф Кугана» с участием того же Иствуда. Наряду с Серджио Леоне для Клинта именно Дон Сигел был тем мастером, у которого брал уроки режиссуры будущий постановщик «Непрощённого» и других вестернов, ставших классикой мирового кино.

-3
-4

«Два мула для сестры Сары» были совместным кинопроизводством одного из голливудских мейджеров Universal Pictures и одной крупной мексиканской студии, привлекшей к участию не только львиную долю актёрского состава, но и оператора Габриэля Фигероа, снявшего многие картины мексиканского периода творчества гения киносюрреализма Луиса Бунюэля. Впрочем, вторым оператором ленты был также мастодонт Голливуда трижды оскароносный Роберт Сёртис, работавший до этого с Иствудом и Сигелом над постановкой «Блефа Кугана».

-5
-6

А что касается рассказа о самом вестерне, то лучше его хотя бы один раз увидеть, чем прочитать о нём горы книг. А посмотрев раз, уверен, захочется это сделать снова. Ведь этот фильм из тех, что гарантировано дарят настроение и прекрасно смотрятся в компании друзей. Впрочем, вероятно, могут найтись и те, кто по какой-то причине не совпадёт с этим неординарным фильмом. Как это, к примеру, произошло с его изначальным сценаристом Баддом Беттикером, после знакомства с фильмом спросившим у Сигела, как он мог снять «такой ужасный фильм»? На что режиссёр иронично заметил, что нет более прекрасного чувства — проснуться утром и знать, что на почте у вас есть чек. Но, ревнивый к успеху друга, Беттикер парировал: а ещё лучше, проснувшись утром, иметь возможность посмотреть на себя в зеркало без угрызений совести. Вам решать друзья, кто в этом споре был прав. Но сделайте это опытным путём и включите в свой ближайший просмотровый список «Два мула для сестры Сары». А с вестернами Дона Сигела (снимавшего замечательны фильмы в разных жанрах) мы ещё, уверен, встретимся!

-7

-8

Дружище! Cтавьте лайки, пишите камменты и подписывайтесь на канал RockThisTown! Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!

Читайте еще:

Мачо плачут. Старый ковбой отдает свой долг и учит жизни

Что делал ветеран вестернов, когда остался без работы

Фильм вдохновивший Тарантино на Kill Bill

В каком вестерне снимались Кирк Дуглас и Джонни Кэш?

Легенды панк-рока 80х в спагетти-вестерне Алекса Кокса