Найти в Дзене
ЯМадама

«Противостояние» Юлиана Семёнова: в начале была книга

Показ сериала «Противостояние» на Первом канале заставил вспомнить не только первую экранизацию, но и её литературную основу. Роман Юлиана Семёнова входит в цикл о полковнике Костенко. Предыдущие романы цикла: «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» были экранизированы раньше. Фильмы получились успешными. Да и книги Юлиана Семёнова были чрезвычайно популярны. Тогда, в восьмидесятые годы. И до сих пор на страницах романов сохраняется реальность того времени. Спустя годы многое оказывается удивительным. Здравствуйте! Роман «Противостояние» совсем небольшой по объёму. Но очень насыщенный. Юлиан Семёнов вообще пишет плотно, почти документально. События в книге динамичны, расследование ведётся быстро, по-деловому. Но при этом за потоком рутинной и непростой работы видятся люди: реальные, живые, усталые. Люди, внутренняя жизнь которых гораздо насыщеннее внешней, повседневной. Если вы смотрели фильмы, то главных героев знаете. И в то же время не знаете. Владислав Костенко – полковник МВД. Он давно (и с
Оглавление

Показ сериала «Противостояние» на Первом канале заставил вспомнить не только первую экранизацию, но и её литературную основу. Роман Юлиана Семёнова входит в цикл о полковнике Костенко. Предыдущие романы цикла: «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» были экранизированы раньше. Фильмы получились успешными. Да и книги Юлиана Семёнова были чрезвычайно популярны. Тогда, в восьмидесятые годы. И до сих пор на страницах романов сохраняется реальность того времени. Спустя годы многое оказывается удивительным.

Здравствуйте!

Роман «Противостояние» совсем небольшой по объёму. Но очень насыщенный. Юлиан Семёнов вообще пишет плотно, почти документально. События в книге динамичны, расследование ведётся быстро, по-деловому. Но при этом за потоком рутинной и непростой работы видятся люди: реальные, живые, усталые. Люди, внутренняя жизнь которых гораздо насыщеннее внешней, повседневной.

Юлиан Семёнов, «Противостояние»: герои

Если вы смотрели фильмы, то главных героев знаете. И в то же время не знаете.

Владислав Костенко – полковник МВД. Он давно (и счастливо) женат, и дом – его надёжный тыл, где он бывает очень редко. Работа отнимает и время, и силы. Ему нет ещё пятидесяти. По нынешним временам – совсем не возраст. Но в конце семидесятых годы уже давят на плечи усталых мужчин. Друзья, ровесники уже уходят. И сам полковник старается отмахнуться от проблем со здоровьем, пока они ещё не сбили с ног.

Реваз Тадава – майор, молодой помощник Костенко. Заменил погибшего друга, с которым Костенко проработал рядом много лет. И полковник никак не может привыкнуть к новому коллеге.

С этим героем в обеих экранизациях произошли странные трансформации. В первой у него изменилась фамилия, во второй – имя и национальность. А в книге Реваз Тадава тоже женат, и тоже счастливо – его супруга Саша хирург, и она оказала помощь в расследовании, заметив важную деталь, на которую не обратили внимания эксперты.

«Противостояние», роман Юлиана Семёнова: сюжет

Сюжет вы знаете: в северном городе Магаране после того, как в мае растаял снег, был обнаружен мешок со страшным содержимым. Местные сыщики не знали, как подступиться к расследованию. И в помощь им был отправлен московский полковник.

Высокого столичного чина, конечно, встретили. Но вот комфорт обеспечить не смогли. В советской реальности даже полковника милиции не смогли разместить в гостинице – просто не было мест. И Костенко пришлось ночевать в отделении милиции. Через пару дней Кобзон из города уехал, и освободился люкс.

Бытовые реалии советской эпохи сейчас уже забываются. А герои в них живут. Иногда не замечают привычных неудобств, а иногда очень остро на них реагируют.

«Противостояние» Юлиана Семёнова: утраченная реальность

Сейчас в это трудно поверить, но в романе никто не удивляется единству большой страны. В северном городе, в столице, в курортном Адлере все работают вместе. Конкретные методы, с учётом местного колорита, могут отличаться, а цель одна: остановить того, кто потерял человеческий облик, кто переступил уже не одну черту. Того, кто давно перешёл на другую сторону. Того, кому не место среди мирных людей.

В конце семидесятых в мирной жизни ещё очень сильно ощущается память прошлого. Раны ещё не зажили. Но всё-таки жизнь уже намного благополучнее. И в этом благополучии ощущается грядущий надлом.

Юлиан Семёнов скуп на пейзажи, на описание внешности персонажей. Но очень много внимания уделяет их внутреннему миру. Герои постоянно разговаривают. Стоит двум думающим людям встретиться – и у них непременно начинается разговор на тему: как нам обустроить жизнь.

Ещё далеко до перестройки, а думающие люди уже убеждены: надо что-то менять. Нельзя терпеть тунеядство, безразличие. Надо заинтересовывать людей труда, надо открывать возможность для допустимого заработка. Необходимо, чтобы человек имел возможность зарабатывать больше честным трудом. Почему-то все тогда были уверены, что советские люди непременно останутся честными и порядочными.

Хотя несправедливость повсюду.

В ходе расследования Костенко выходит на бывшего власовца, когда-то состоявшего в одной диверсионной группе с разыскиваемым Кротовым. И этот власовец, отбывший наказание, живёт лучше советских ветеранов. Потому что получает пенсию в валюте как бывший немецкий офицер. И понятно, что тот не раскаялся. А если так – разве можно говорить об окончательной Победе? Когда не все ещё наказаны, и не все оплаканы.

Путь предателя Кротова в книге намечен пунктирно, обрывочно. Всё, что было до его возвращения под чужой личиной, запрятано тщательно. Даже от него самого. И нет нужды подробно рассказывать – современники писателя всё ещё помнят. И немец из ГДР поправляет советского коллегу: Не говорите «Бреслау». Только «Вроцлав». (Бреслау - немецкое название польского города. Во время оккупации именно оно было в ходу. А после 1945 Вроцлав вернулся в Польшу и вернул себе исконное имя). Те немцы, из ГДР, не хотят иметь ничего общего с позорным прошлым. А пенсию бывшим нацистским офицерам платит другая страна.

Это теперь кажется, что прошлое было безоблачно прекрасным. А Юлиан Семёнов, когда писал детективный роман, старался смотреть объективно.

Но, несмотря ни на что, его герой говорит:

Нынешнее время — при всех его издержках — ценю высоко. Оно — доброе, и если сейчас это не все понимают, придёт время — поймут.

«Противостояние» - роман о противодействии злу в добрые времена