Симфония культур и развлечений XIX века
На протяжении всей истории человечество сталкивалось с различными вызовами, и порой культурные изменения оказывались не менее значительными, чем болезни или катастрофы. В XIX веке Иркутск стал ареной культурного симбиоза, где встречались старорусские традиции, европейские новшества и азиатские влияния. В это время на страну нахлынула новая волна — кафешантаны, которые оживили жизнь купеческого города.
Истоки кафешантанов берут начало во Франции, где в 1830 году появились первые сцены, выполненные из простых деревянных материалов. Певицы исполняли песни для публики, отдыхающей за столиками под деревьями и наслаждающейся алкогольными напитками. Постепенно такие заведения, получившие название "поющие кафе", привлекали всё больше посетителей, обеспечивая владельцам стабильный доход и бурную атмосферу веселья.
Кафешантаны расцвели в "Прекрасную эпоху" перед Первой мировой войной, становясь популярными в западноевропейских городах. Эта "кафешантанная эпидемия" быстро охватила и Российскую империю, тесно связанную с западной культурой.
В 60-70-х годах XIX века в Москве открылся ресторан "Эрмитаж", который стал образцом шика и настоящего отдыха. Знаменитый французский ресторатор Оливье приложил все усилия, чтобы сделать его таким.
Двери этого ресторана открывались для исключительно почётных, именитых гостей: короля Сербии Петра и другого Петра — Петра Аркадьевича Столыпина. Были и французские парламентарии, удивлявшиеся этой экзотике:
"Громадный стол был украшен глыбами льда, из которых были высечены фигуры медведей, державших в своих лапах бадьи с икрой. Посреди стола красовался ледяной корабль с холодными закусками, залитыми светом зеленых электрических лампочек".
Ресторан "Эрмитаж" изменился с приходом более взыскательной купеческой публики, предложив уединенные кабинеты для отдыха и азартных игр. Гости не сдерживались, разбивая бутылки о зеркала для развлечения.
В азарте они требовали салат Оливье, а под грустную музыку вставали и танцевали. Ресторан стал свидетелем трагедий, как, например, в 1913 году, когда купец Прасолов застрелил свою жену за свободный образ жизни. Эти эксцессы добавляли ярких красок в повседневность и укрепляли репутацию заведения как места для увеселений.
Скандалы и "жизненные драмы" в ресторанах придавали яркость монотонной жизни горожан. Публика наслаждалась увеселениями, а рестораны получали славу как места для досуга.
"Кафешантанная эпидемия" быстро охватила Западную Европу и распространилась на Россию. Москва и Петербург не удержались перед новыми развлекательными заведениями, которые проникли даже в глубокую провинцию.
Обозреватель журнала "Театральный курьер" отметил: "Кафешантан всё шире раскатывается по России. Чуждый нам по духу, он понравился не только столичным жителям".
В конце XIX — начале XX века в Иркутске возникали новые формы развлечений, благодаря отмене театральной монополии в 1882 году.
Кафешантан освобождался от культурных рамок и, как и в других регионах России, в Иркутске возникал на базе ресторанов, постепенно становясь полноценным заведением. Эстрада с артистами и исполнителями не только радовала слух, но и удивляла акробатическими номерами, чтобы заполнить сцену и привлечь клиентов.
В Иркутске был ресторан "Метрополь", открывшийся в 1899 году при гостинице одноимённого названия, с владельцем Николаем Волковым. Это заведение стало популярным местом для городских мероприятий.
В ноябре 1901 года здесь праздновали 50-летие Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, собрав более 100 гостей, включая известных ученых и общественных деятелей, таких как Г.Н. Потанин и М.В. Загоскин.
В "Метрополе" 7 июля 1903 года прошел прощальный ужин для московской труппы А.А. Яблочкиной, завершившей гастроли в Иркутске. На вечере присутствовало 50 человек, включая артистов, которые выражали благодарность местным жителям за теплый прием.
"Метрополь" предлагал первоклассный сервис: 26 обновленных номеров, телефон, электрическое освещение, бильярд и опытного повара. Здесь останавливались известные личности, в том числе Александр Колчак, который 3 февраля 1904 года прибыл с отцом и поженился с Софьей Омировой.
Кафешантан "Марсель", открывшийся в 1904 году на Троицкой улице под управлением Д. Ахмадова, активно проводил концерты-варьете с международной труппой. Посетители наслаждались выступлениями и музыкальными номерами, включая популярную пьесу "На дне".
В 1905 году предприниматель А. Исаев открыл ресторан "Дэко" на углу Большой улицы и третьей Солдатской. Газета "Сибирь" активно рекламировала увеселительные программы, которые были важны для привлечения публики.
Особой популярностью пользовались выступления карликов Гральмана и артиста Гопсона, а также развлечения еврея юмориста Броуна, венгерской танцовщицы мадмуазель Балюк и оперного солиста Чайко. Еврейский квартет братьев Вайнтринкер и труппа Кобрина с акробатической танцовщицей Беллой–Фиорм также имели большой успех.
Публике также особенно понравилось музыкальное выступление "Бал-Маскарад". Дебют русской "Дизес" мадмуазель Любичь и показ кинокартин с помощью "операмегафона" тоже привлекали посетителей.
В 1907 году открылся кафешантан "Тиволи" под управлением Е. Г. Коршунова возле Интендантского городского сада, где выступала труппа Е. П. Дальской с номером "Испанцы в лаптях", а прима-балерина Сонина удивляла танцем "Серпантин" с электрическими эффектами.
В том же году на углу Большой и 6-й Солдатской (ныне Карла Маркса и Литвинова) начал свою работу кафешантан Гранд–Отель, принадлежащий К. К. Пофитосу. Здесь выступали румынский оркестр и великорусский оркестр из Москвы, а также дуэты мандолинистов и исполнителей на губной гармошке. Кроме того, демонстрировались фильмы с помощью биоскопа. В 1908 году при ресторане открылся сад "Фантазия" с струнным оркестром и концертными номерами.
Кафешантаны Иркутска стали культурным феноменом, получив общественное признание, и во многом напоминали московские, но с уникальным местным креативом, привлекая ярких артистов и предлагая необычные представления.