Найти в Дзене

Жизнь, посвященная морю: испытания на море и суше Павла Федорова

От матроса до капитана: жизненный путь Павла Илларионовича Федорова

Каждая судьба — это целая история, и жизнь Павла Илларионовича Федорова, начавшаяся в небольшом городке на юге Украины, не стала исключением: от юного матроса до капитана, он пережил арест, трудности войны и восстал из пепла, возвращаясь к морю, которое было для него настоящей стихией.

Павел Илларионович Федоров родился 10 сентября 1899 года в Скадове Херсонской области в семье служащего. Его отец, Илларион Кузьмич, проработал 28 лет в главной Портовой конторе и ушел на пенсию в 1934 году, а мать была домохозяйкой и умерла в 1942 году.

Павел Илларионович Федоров
Фото: kolymastory.ru
Павел Илларионович Федоров Фото: kolymastory.ru

В 1914 году Федоров окончил городское училище и начал работать в главной Портовой конторе, а в 1916 стал матросом 2 класса на транспорте Черноморской Транспортной Военной флотилии. После учебы в Алешковском мореходном училище в 1918 году он ушел в Красную Армию, затем работал матросом в Черноморском пароходстве в Одессе и плавал на парусном судне "Желание".

Павел сдал экзамены по специальности "штурман дальнего плавания" и с 1929 года начал карьеру на Дальнем Востоке, став помощником капитана на пароходе "Теодор Нетте". Осенью 1930 года, после урагана, разгрузка парохода проходила в сложнейших условиях — прямо на льду. С 1931 года Федоров стал капитаном "Теодор Нетте".

С 6 февраля 1931 года Павел Федоров стал старшим помощником на пароходе "Давыдов", а с 13 февраля 1932 года — капитаном "Анадыря". В мае 1932 года он работал 2-м помощником на "Совете", а с 25 июня — 1-м помощником. Чтобы приобрести опыт плавания в ледовых условиях, он участвовал в переходе на остров Врангеля.

С июня 1933 года Федоров стал капитаном парохода "Уэллен". В этом качестве он успешно осуществил рейс из Одессы в бухту Нагаево с грузом для Дальстроя. 6 декабря 1933 года "Уэллен" стал первым судном, пришедшим к новым причалам Нагаево, что считается днем рождения Магаданского порта. С 1936 года Федоров выполнял ледовые рейсы без ледокола и одновременно работал морским инспектором управления пароходства.

10 сентября 1936 года он временно был командирован в Дальстрой для приема судов за границей. В декабре того же года Федоров принял пароход "Феликс Дзержинский" в Лондоне, осуществил его переход в Амстердам для модернизации. После ремонта, завершенного в мае 1937 года, пароход прибыл в Одессу, а затем в Нагаево, где его встречали с оркестром. За полгода "Феликс Дзержинский" совершил восемь рейсов, демонстрируя завидную скорость, значительно превосходя другие суда.

4 декабря 1937 года капитан Эдуард Берзин уехал в отпуск на "Феликсе Дзержинском" и не вернулся — его арестовали, и он погиб. В том же году был арестован и капитан Павел Федоров, осуждённый в 1940 году на 5 лет. Ветераны флота рассказывают, что его старший помощник Пётр Караянов, желая занять место капитана, написал донос на Федорова, что было крайне необычно среди моряков.

После ареста Федоров сначала работал на строительстве Колымской трассы. В годы войны начальник пароходства Дальстроя Николай Вакуленко, узнав о нем и других капитанах, расконвоировал их и привлек как консультантов, что помогло им возвратить свои знания.

Федоров был освобожден 23 декабря 1944 года и вскоре стал начальником экспедиции местного флота. Живя у друга по фамилии Болдырев, он женился на его дочери Марии. После получения специальности судоводителя Федоров работал в Нагаевском морском порту и в Управлении Морского Пароходства Дальстроя, передавая свой опыт молодым морякам.

Реабилитирован 21 марта 1956 года, он вернулся в родное плавание, снова став капитаном "Феликса Дзержинского", а затем перешел в Дальневосточное пароходство.

Судя по всему, жил П.И. Федоров в Магадане до пенсии, до начала 60-х, тогда семья переехала в Херсон, где, по словам П.С. Чигоря, "министр Морфлота дал ему трехкомнатную квартиру. Пожили там год или два, жена умерла, и потом вскоре он. Когда они умерли, дочери было 18 лет. В Магадан она не приезжала, нет. А сына назвала Павел".

Удостоверение "Отличник социалистического соревнования РСФСР"Удостоверение "Почетному работнику морского флота"За свою трудовую деятельность и заслуги Федоров Павел Илларионович не однократно был отмечен грамотами и наградами. Вот только некоторые из них:

  • награжден нагрудным значком "Отличник Социалистического соревнования золото-платиновой промышленности" от 6.11.1956 года №12295;
  • награжден нагрудным значком "Отличник социалистического соревнования РСФСР" от 11 июня 1958 года №624;
  • награжден почетной грамотой Управления Дальневосточного пароходства и комитета плавсостава 3.11.1958 году;
  • награжден нагрудным значком "Почетному работнику морского флота" от 30.11.1959 года №10285.

Следует отметить, что трудовой путь Павла Илларионовича не ограничивался только судами, упомянутыми в статье; он также работал на "Ильиче", "Тобольске", "Дообе" и других. В 1974 году буксир-кантовщик проекта 498, тип Сатурн, построенный в Ленинграде, был назван "Капитан Федоров" в честь капитана П.И. Федорова.