Найти в Дзене
Паисий Пчельник

Как «вор» Борис Гребенщиков «украл» «Город Золотой»

Сегодня исполнился 71 год моему любимому музыканту Борису Борисовичу Гребенщикову. Я традиционно не обхожу стороной такое грандиозное событие и пишу какие-то посты на тему. В прошлом году я даже запилил здоровенное видео из двух частей в честь его юбилея.
Но в этот раз нет никакого настроения писать что-то воодушевляющее и позитивное – и обстановка в мире не способствует, и мое личное состояние, да и невеселые новости о здоровье БГ тоже.
Но зато есть повод написать-таки заметку о его самой известной песне и «разоблачениях», которые преследуют Гребенщикова уже много лет.

Сияние исходит же!
Сияние исходит же!

Короче, периодически раз в несколько месяцев очередной интернет-юзер внезапно «прозревает» и бежит поделиться с миром шокирующей новостью. "Оказывается, Борис Гребенщиков-то ваш вор! Он, оказывается, песню «Город Золотой» не сам написал, там и музыка чужая, и текст, а ваш Гребень прогнувшийся продавшийся её себе присвоил и подло молчал все эти годы, что это не его песня! А должен был говорить об этом всегда, ежедневно и лично мне!"

Каждый. Грёбаный. Раз.
Ну что ж, давайте освежим в памяти, как песня «Город золотой» оказалась в репертуаре Гребенщикова и кто на самом деле её автор.

Город золотой

Жил когда-то в Ленинграде композитор и музыкант Владимир Вавилов. И в 1970 году фирма «Мелодия» выпустила сборник старинной лютневой музыки, где Вавилов играл мелодии средневековых композиторов. Среди прочих тем была некая «Канцона и танец» композитора Франческо да Милано. Какое-то время спустя поэт Анри Волохонский, написавший немало стихов вместе с Андреем Хвостенко, услышал эту музыку и написал на неё стихи, начинавшиеся словами «Над небом голубым есть город золотой».

Позднее драматург Эрик Горошевский взял получившуюся песню (которую исполнил впервые, скорей всего, Хвостенко), в свой спектакль «Сид». Именно в этом спектакле песню впервые и услышал сам БГ. Она ему так понравилась, что даже много лет спустя он говорил, что сам никогда не написал ничего лучше (вопрос дискуссионный, ну да ладно).

И он начал исполнять её. Сперва на квартирниках, затем на концертах, а в 1986 году «Аквариум» записал её в студии. А ещё год спустя она была перезаписана для советского мегахита «Асса», где и обрела популярность.

Поначалу БГ не знал, кто автор песни, о чем сам же и говорил на концертах. Позднее «авторство» выяснилось: композитором был указан да Милано, а авторами текста – Хвостенко и Волохонский, которые, напомню, часто писали вместе. Причем при первой записи – для альбома «10 стрел» музыка была записана как «народная», по всей видимости, авторство да Милано ещё не было выявлено.

Но позднее во всех альбомах и сборниках «Аквариума» долгие годы указывались авторами да Милано, Хвостенко и Волохонский. Лишь в 2005 году один израильский энтузиаст провел целое расследование. Оказалось, что Хвостенко к тексту не имел отношения – написал стихи полностью Волохонский, а музыка, скорее всего, принадлежит самому Вавилову, поскольку ни в одном сочинении да Милано попросту нет ни такой композиции, ни таких нот. И после этого справедливость окончательно восторжествовала. БГ на концертах уже говорил, что музыку «Города» написал Вавилов, а текст – Волохонский. То же самое указано и на официальном сайте группы.

Но всё равно из года в год находятся долбо**ы, которые как попугаи повторяют, что БГ, оказывается, «украл» чужую песню, потому что не сказал им лично, что не он её писал. Помнится, мне один такой доказывал: «Ну он тихо себе ее присвоил и нигде не кричал, что не он эту песню написал». А как БГ еще должен был «кричать»? Достаточно просто загуглить в интернете – и любой мало-мальски авторитетный сайт укажет настоящих авторов этого произведения.
Ну и специально ко дню рождения БГ выкладываю одну из самых первых записей «Города Золотого» в исполнении Бориса Гребенщикова. По всей видимости, это было записано не раньше 1984 года, потому что перед этим Борис Борисович пел «Движение в сторону весны», которое обозначил как «новую песню». Здесь, обратите внимание, уже при одном из первых (если не первом) публичном исполнении БГ говорит, что поёт НЕ СВОЮ песню. Нормально так для «вора».

Пруфы для сомневающихся:

Вместо послесловия
То, что «Гребенщиков – это вор», ещё очень любят доказывать тем, что он якобы «постоянно воровал зарубежные песни, переводил и выдавал за свои». И в качестве «примеров» приводятся, например, рифф песни «Ghost dance» певицы Патти Смит, похожий на «Рок-н-ролл мёртв», отдельные строчки Дилана или какую-нибудь Return to Fantasy группы Uriah Heep, где есть «Moonlight night, after moonlight night», похожая на «Время луны». Но я даже не знаю, если вы считаете «воровством» использование пары похожих аккордов или цитирование двух-трёх строчек в оригинальных самобытных песнях, то попробуйте загуглить, что такое «отсылки» и «цитирования». Думаю, вас ждёт немало сюрпризов.

БГ написал за свою жизнь уже более 700 песен и всего лишь в некоторых из них он позволяет себе цитировать зарубежных исполнителей. Как-то мелковато для «вора», не находите?

Ну а Владимир Вавилов, хоть и не дожил до наших дней, наверняка был бы очень рад, что его музыка обрела вот такое вот бессмертие в одной из величайших песен на русском языке. Ведь кто бы сейчас помнил пластинку лютневой музыки 1970 года выпуска, если бы её случайно не услышал Волохонский, не написал к ней стихи, которые потом спел Хвостенко, которого потом услышал Горошевский, который включил песню в свою пьесу, которую увидел молодой Гребенщиков…

PS. Вот эти «выводители на чистую воду» удивятся, когда узнают, сколько чужих песен спел Чиж)))