Найти в Дзене
Авто и точка

Ничем не выделялись на пустых улицах, но догнать могли любого. Почему в Москвич ставили мотор от Волги. Какие машины были у КГБ СССР

Эти машины на улицах Советского союза вовсе не отличались от основного потока. Но это только с виду, ведь под стандартным обликом скрывались далеко не обычные автомобили. Их мощным двигателям и динамике могли бы позавидовать иномарки прошлых лет. Машины КГБ получили простое прозвище "догонялки", хотя участвовали не только в погонях. Они также сопровождали кортежи первых лиц государства, поэтому по скорости не должны были уступать правительственным автомобилям. Эти машины должны были быть незаметны, ведь слежка - основная задача сотрудников спецслужб. При необходимости такие модификации могли схлестнуться в схватке с иномарками вражеских разведчиков, что обычные машины советского производства сделать, увы, не могли. По началу чекисты заказывали такие машины поштучно, а уже в послевоенные годы их стали специально разрабатывать и выпускать в серийное производство. В основной массе "догонялки" - это усовершенствованные модели ГАЗа. Хотя и были разработаны "Москвичи" с волговскими моторами,
Оглавление

Эти машины на улицах Советского союза вовсе не отличались от основного потока. Но это только с виду, ведь под стандартным обликом скрывались далеко не обычные автомобили. Их мощным двигателям и динамике могли бы позавидовать иномарки прошлых лет.

ГАЗ-24
ГАЗ-24

"Догонялки"

Машины КГБ получили простое прозвище "догонялки", хотя участвовали не только в погонях. Они также сопровождали кортежи первых лиц государства, поэтому по скорости не должны были уступать правительственным автомобилям. Эти машины должны были быть незаметны, ведь слежка - основная задача сотрудников спецслужб. При необходимости такие модификации могли схлестнуться в схватке с иномарками вражеских разведчиков, что обычные машины советского производства сделать, увы, не могли.

По началу чекисты заказывали такие машины поштучно, а уже в послевоенные годы их стали специально разрабатывать и выпускать в серийное производство.

В основной массе "догонялки" - это усовершенствованные модели ГАЗа. Хотя и были разработаны "Москвичи" с волговскими моторами, но работников спецслужб не интересовали ни они, ни "Запорожцы", ни "Жигули".

ГАЗ-М-1
ГАЗ-М-1

"Эмка" с мотором V8

С виду обычные ГАЗ-М-1 у людей в большей степени ассоциировались с чекистами. Для автопарка НКВД были выпущены черные автомобили, которые в народе называли "воронок" или "Черный ворон", вместо четырехцилиндрового мотора на 50 л.с. их оснастили мотором V8 мощностью до 95 л.с.

В 1936 году началось серийное производство ГАЗ-М-1, в основе которого лежал Ford Model B. От ГАЗ-А отличий было не так уж и много, разве что более закрытый кузов, и салон стал действительно комфортным. А вот двигатель и трансмиссия изменились ненамного, мощность выросла всего лишь с 40 до 50 л.с.

С 1938 года на автозаводе ГАЗ решили немного упростить себе задачу: стали закупать готовые двигатели V8 за границей и ставить их в выпускаемые авто. Существовало два варианта мотора: 3.6 (65 л.с.) и 3.9 (95 л.с.), а называлась такая модификация ГАЗ-М-1 V8.

На этом история ГАЗа не заканчивается. Спустя время на автозаводе освоили выпуск шестицилиндрового двигателя Dodge D5. Такая "Эмка" получила объем двигателя 3,5 л и мощность 76 л.с. и стала называться М-11-73 или просто М-11.

Этот мотор имел очень широкое распространение. Во время войны его ставили на легкие танки, а впоследствии на грузовик ГАЗ-51.

ГАЗ-М-20Г
ГАЗ-М-20Г

«Победа» с мотором от ЗИМа

В конце 40-х годов двадцатого столетия спецслужбы и соответственно их автопарк претерпели некоторые изменения. В 1954 году был создан отдел КГБ, и спустя 2 года по заказу нового ведомства был выпущен автомобиль ГАЗ-М-20Г - особая версия "Победы".

Новый автомобиль должен был выполнять две основные функции: сопровождение правительственных кортежей и решение оперативных задач, но при этом выглядеть довольно обычно, быть полностью "гражданским".

Специальная версия "Победы" получила шестицилиндровый мотор от ЗИМа - седана партработников, выпуск которого пришелся на начало 50х. Этот агрегат имел 90 л.с., выдаваемых рядной 3,5-литровой «шестеркой», что позволило увеличить максимальную скорость до 130 км/ч, а разгон до 100 км/ч можно было выжать за 30с.

-4

«Волга» ГАЗ-21 с мотором от «Чайки»

В 1958 году было прекращено производство "Победы", а на следующий год началось разработка новый версии машины для спецслужб. На этот раз выбор пал на "21-ую Волгу", которая получила модификацию ГАЗ-23. Серийное производство таких машин началось в 1962 году.

Под капотом у "Волги" разместили 5,5-литровый V8 от «Чайки», развивающий 195 л.с. В то время это было что-то из ряда фантастики. Кроме двигателя, в "Волгу" перекочевал 3-ступенчатый «автомат».

Из-за увеличившейся втрое мощности необходимо было усилить кузов, немного изменить подвеску. Сзади были поставлены утолщенные рессоры, а на передней подвеске были заменены обычные пружины на пружины с большим диаметром прутка. Помимо этого были видоизменены и тормоза, данная модификация получила литые чугунные барабаны, а на тормозных колодках использовались дополнительные накладки.

По заводским испытаниям, максимальная скорость ГАЗ-23 составляла 160 км/ч, а разгонялась до 100 км/ч примерно за 16 с.

У этой модели был один нюанс, она плохо держала дорогу из-за того, что задние колеса были очень узкие. Ходят слухи, что в багажнике этих машин была предусмотрена штатная свинцовая пластина, которая позволяла нагрузить автомобиль для лучшей управляемости и сцепления с дорогой. Но верить в это или нет, решать каждому!

Помимо всего выше сказанного ГАЗ-23 имел возможность включать левую и правую части освещения автомобиля по-отдельности. Звучит, конечно, странно, но что есть. А для чего тогда это было нужно...

ГАЗ-24-24 и 24-25

В 1969 году вышли две версии "Волги" для КГБ. "24-24" - была типичная "догонялка", которую маскировали под обычный транспорт. Это могла быть даже машина такси! А "24-25" - машина сопровождения, имела прозвище "Дубль", была исключительно черного представительского цвета.

Двигатель от «Чайки», мощностью 195 л.с., но максимальная скорость была 182 км/ч, потому что мотор доработали. Но давайте не будем вдаваться в подробности.

Единственное, что следует ещё здесь отметить - это уникальный щуп для проверки масла. Его маркировали "24-24", что позволяло знатокам отличить настоящую "догонялку".

ГАЗ-31013
ГАЗ-31013

«Тридцать первая Волга» - последний автомобиль КГБ

ГАЗ-3102 появилась в 1981 году, а ее модификация для спецслужб именовалась ГАЗ-31013. Здесь применяли мотор от "Чайки" с 220 л.с., уже был установлен гидроусилитель руля, передние дисковые тормоза и усиленную подвеску.

Но, признаться честно, автомобиль был довольно устаревшим, если смотреть на запад. Довольно скудно оснащен, кузов тоже уже выглядел как-то архаично.

К 1993 году полностью прекратили производство машин специального назначения, ведь служба КГБ к концу 1991 года перестала существовать вместе со страной.

Но до нашего века дожила 31ая "Волга", последний автомобиль сошел с конвейера в 2008 году. По факту ничем не изменился с прошлого века, ни оснащением, ни внешним видом.

Как мне кажется, наши автомобили могли бы на базе спецслужб уйти далеко вперёд, если бы применяли и разрабатывали все новые и новые технологии. Ведь кузов придумать не так уж и сложно, а вот внутренности - другой вопрос!

А как думаете Вы?

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

Читайте также: