Найти в Дзене
КиноМария

Скандальные фильмы: музыкальная драма «Пианистка» Михаэля Ханеке (2001), Франция

Привет, киноманы!

На курсе про скандальные фильмы «Это-скандал!» разобрали сложную и тяжелую для просмотра и анализа картину, но рискну поделиться мыслями и вопросами, визуальными наблюдениями и рассуждениями о сюжете.

Работа режиссера получила 3 Пальмовых ветви из четырех на Каннском кинофестивале (Серебряные премии за Лучшую женскую и мужскую роли и Гран-при жюри, упустив Золотую ветвь). Главные роли исполнили Изабель Юппер, Бенуа Мажимель и Анни Жирардо. Сценарий основан на одноименной книге писательницы Эльфриды Елинек.

Постер: Кинопоиск
Постер: Кинопоиск

Дисклеймер: Данный фильм и отзыв не имеет цели оскорбить кого-либо и несёт только развлекательный характер. Все материалы взяты из открытого доступа в интернете и использованы в допустимых формах. Автор не несёт никакой ответственности за вырванный из контекста материал. Насилие, причинение травм и физической боли в фильме не является призывом к действию. Эротические сцены и фильм в целом рекомендуются к просмотру лицам, достигшим 18 лет.

  • Моя оценка на КП 7/10
  • Рейтинг КП 7.2/IMDb 7.5

Профессор Венской консерватории Эрика преподает класс фортепиано, живет и спит со старой мамой, посещает магазины для взрослых, в тайне причиняет себе боль. Когда в нее влюбляется один из учеников, она раскрывает ему свои тайные желания и мечты, но шокирует его откровениями и поведением.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Визуальная часть фильма полностью подчеркивает строгость, холодность, сдержанность героини, подавление матерью, отчасти одиночество и отстраненность цветовой палитрой, геометричностью и симметричным построением кадра (много прямых вертикальных, перпендикулярных друг другу линий), свойствами окружающих ее предметов (мраморный пол, кафель и плитка на стенах, белоснежная ванна, зеркала и стекло, металлические поручни на дверях и в коридорах и другие «холодные» предметы). Строгость интерьеров будто держит героиню в рамках, не позволяет вырваться наружу ее внутренней буре эмоций и фантазиям, подчеркивает ее надменность в отношении учеников и невозможность пылко выразить чувства к противоположному полу.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Даже в стиле одежды Эрики можно угадать ее скромность, подавление желаний, стремление не выделяться: преобладают серые, черные оттенки, скромные фасоны и «черствые» ткани, которые при проявлении чувств к Уолтеру и обнажением перед ним желаний сменяются на светлые оттенки, «мягкие», струящиеся ткани, легкие, игривые фасоны. И если смотреть на цветовое решение всего фильма, то преобладающими оттенками можно назвать черный и серый, бережный желтый или зеленый, местами белый (чтобы подчеркнуть чистоту намерений, девственность чувств).

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Самым ярким цветом картины в разных деталях является терракотовый и его оттенки. В психологии считается, что он приносит уверенность в себе, душевное равновесие и спокойствие. Его выбирают сильные духом личности (цвет халата мамы однозначно подчеркивают ее властность и тиранию). Но и сама Эрика в одном из эпизодов одета в близкие цвету тона. Она словно обретает уверенность рядом с мужчиной, раскрывается, но и подчеркивает настойчивость, твердость характера - ведь героиня Изабель Юппер очень требовательна к своим ученикам. Прослеживается цвет и в интерьерах (пол на этаже около туалета, куда выбегает Уолтер), кресла и фон за спиной главного героя в зале для прослушивания. Цвет подчеркивает его умиротворение и спокойствие, уверенность в себе.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

За счет операторской работы, которая иногда напоминает подглядывание за героями (съемка из-за спины или из другой комнаты, следование за персонажем по улице), повествование воспринимается довольно медленным. Но сюжет насыщен на эмоционально яркие события.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Безусловно нужно отметить провокационные сцены и попытаться разобраться, что они значат.

Одной из жестких и жестоких сцен является сцена в ванной «self-harm», когда героиня наносит себе повреждение. Единственное место, где она может спрятаться от матери - это ванна, интимные места - редкая часть тела, до которой не касается мать. Да, это тяжело понять и принять. Но мама с детства контролирует героиню, следит за ее финансами, отслеживает места, где она бывает, фиксирует время работы, запрещает носить откровенные на ее взгляд наряды. Чем наносит травму дочери в детстве и продолжает делать это в ее осознанном возрасте. Сложные взаимоотношения однажды ночью выливаются в жаркий порыв дочери: то ли пылкая любовь, то ли неконтролируемая ярость обрушиваются на мать, ведь они спят в одной постели.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Эрика не знает настоящей любви. У нее не было нормальных отношений с мужчинами. Она выражает свои чувства и фантазии странным образом. Ходит в эротические клубы для просмотра взрослых видео, подглядывает за парочками в их автомобилях, хранит коробку с разными предметами для достижения удовольствий. И когда в ее круге общения кроме матери появляется молодой красавец, восхищающийся и боготворящий ее, сначала довольно тяжело выразить чувства и довериться ему. Казалось бы, изложенные на бумаге странные требования выливаются в жестокую сцену у героини дома. Мужчина запирает мать в комнате и не дает ей вмешиваться в их отношения, а Эрика получает порцию насилия, о котором просила. Мы только догадываемся, что происходит и не показано напрямую. Но физическая боль и унижения не наносят того вреда, с которыми мужчина совершает акт. Женщину ждет гораздо большее разочарование, обида и опустошение в финале. Она не понимает и абсолютно не ждала такой реакции, после того как казалось бы получила то, что просила.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Еще одна сцена, вызывающая недоумение и вопросы к поведению героини, - это осколки стекла, подброшенные в карман ученицы. Она не выносит не только сопли, слабость и неудачи учеников, она не терпит конкуренции. Не состоявшись как пианистка, ей выпала роль лишь педагога в Консерватории. И никто не может быть лучше нее. Это и комплексы, и страхи. Тем более, что Уолтер оказывает мимолетный знак внимания девочке, чем вызывает ревность и гнев у пианистки. Она и к нему достаточно требовательна, высокомерна и до последнего отказывается брать в класс, аргументируя коллегам, что есть другие способные ученики, место которых он займет.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

На протяжении фильма мы наблюдаем гамму чувств и эмоционального изменения героини в ее действиях, словах и интонациях. Язык тела, выражение лица, жесты, мимика и интонации меняются от момента знакомства с женщиной до последнего кадра. И интересно фиксировать ее портреты на экране и считывать внутренние и внешние перемены.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Как меняется отношение зрителя к героине? Это довольно сложно отследить и копнуть глубоко, чтобы зафиксировать самые мелкие эмоции. От жалости и сопереживания ее одиночеству и недолюбленности до отвращения и презрения (когда она унижается перед Уолтером и умоляет его на определенные действия), а также страха за нее и обиды, когда ее, по сути, отвергают морально, нанеся физический вред. Очень сложно описать, потому что Ханеке на протяжении всего фильма тонко играет на наших эмоциях, восприятии отдельных действий, выводит зрителя из уютной коробочки, в которой мы смотрим фильмы с наслаждением. Это другое кино, которые требует от нас иных чувств, наблюдения за художественными и техническими приемами, актерской игрой, акцентами в кадре, оставленными подсказками, чтобы задаваться вопросами: зачем? почему? с какой целью? режиссёр испытывает нас и героев. Слишком много тем можно обсудить после просмотра этого фильма, разбирать его на фрагменты и цитаты, кадрировать и искать скрытое на уровне подсознания. Это уже личностная работа каждого зрителя с собственным восприятием увиденного. Попыталась в одном посте и отобранных кадрах отразить основные темы. Приятного просмотра и делитесь мыслями в комментариях.

***

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации и разборы фильмов.