В сентябре я посетила архитектурно-этнографический музей Тальцы, в котором собраны памятники истории и культуры XVII–XX вв. Экспонаты этого музея под открытым небом частично были воссозданы, частично — свезены сюда из различных районов. В общем, всё как и в любом другом архитектурно-этнографическом музее (Малые Корелы, Кижи, Витославлицы, Музей деревянного зодчества в Суздале и т.д.)
Тальцы раскинулись на берегу Ангары, вдоль трассы Иркутск — Байкал. Здесь выделены четыре зоны: 3 из них посвящены коренным народам Забайкальского края (бурятская, эвенкийская и тофаларская зоны), а 1 знакомит с русской культурой, которая постепенно, по мере продвижения на Восток, сливалась с культурой местных народностей.
И буквально пара слов об истории музея.
Когда начали строить каскады ГЭС, то под будущее затопление планировалось множество малых городов и сёл. Поэтому в 1966 году власти решили создать музей деревянного зодчества, куда перевезли уникальные старинные постройки, тем самым спасая их от исчезновения. В 1980 году музей открыл двери для первых посетителей.
Сразу хочу отметить, что около парковки туристов встречает... кладбище.
Часовня — новодел, копия исчезнувшей часовни из села Сухое Кабанского района Иркутской области. А вот кладбище настоящее.
Водохранилище затопило большой рабочий поселок Тальцы, который был неподалеку, и который оставил название этому месту. О размерах можно судить по тому факту, что в поселке был целый стекольный завод (а тара с этого завода, наполненная спиртным, попадала даже на Аляску!) Существовали там суконная и фарфоровая фабрики (я так понимаю, они закрылись до всех перемен, и потому перед затоплением только завод был разобран и перевезен в Тулун).
Перед затоплением останки жителей поселка перезахоронили здесь, в одной большой могиле, и теперь над ней возвышается единый крест. А вот домовины, традиционные для жителей Среднего Приангарья, давно вышли из "обихода", и кажется что это новодел для антуража.
Покажу вам немного снимков самого музея заодно. И да, мне больше всего понравились бурундуки)) Впервые их видела "вживую", в природе, и до сих пор пребываю в восторге.
Но давайте теперь перейдем к основной теме моего рассказа.
Эвенки (старое название — тунгусы) — один из коренных сибирских народов. Они вели кочевой образ жизни, перемещаясь от Китая до Северного Ледовитого океана. В ХХ веке народ этот насильственно вынудили перейти к оседлому образу жизни, что, к сожалению, не могло не сказаться на сохранении культурных традиций. Но основной образ жизни по большей части остался неизменным: это охота, рыбная ловля, разведение северных оленей.
Не смотря на христианизацию еще в XVIII веке, эвенки до сих пор сохраняют шаманизм и некоторые архаичные верования, например — веру в верхний, средний и нижний мир, а также веру в персонификацию и одушевление предметов.
А теперь самое интересное. Описания с музейной таблички:
Согласно представлениям эвенков о загробной жизни, душа умершего продолжает жить и после смерти, поэтому рядом с погребением укладывали предметы, необходимые ему в будущей жизни: личные вещи покойного, оленье седло, а также голову и шкуру жертвенного оленя, который, как считалось, должен был сопровождать человека в загробной жизни.
Свои захоронения эвенки старались ориентировать по сторонам света, с видом на реку. Считалось, что души мертвых живут на Севере, а по реке они достигают царства мертвых. Наиболее древним видом захоронений у эвенков были воздушные: выдолбленную колоду с телом покойника устанавливали на двух обрубленных и обтесанных деревьях.
Тут добавлю, что подобный (воздушный) способ захоронений встречался у многих народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Часто при этом покойных заворачивали в бересту; детей могли хоронить в дуплах, прикрывая их корой.
Для подобных конструкций сейчас распространилось название арангас, но слово это не тунгусское, а якутское.
Конечно, воздушные захоронения появились не без причины. Прежде всего, захоронение в землю в подобном климате, когда по много месяцев в году невозможно выкопать яму, было попусту невозможно. Добавим к этому естественное желание защитить усопшего от диких зверей.
(К слову, охотники свои лабазы и до сих пор бывает строят поднятыми над землей, чтобы защищать добычу от животных. Да и не только в России, — подобные хранилища я видела и в Хельсинки, в этнографическом музее на острове Сеурасаари).
Конечно, так сразу эти воздушные захоронения в XVIII веке не исчезли, тем более что шаманов в принципе было принято "перезахоранивать" раз в столетие (или раньше, если воздушный гроб разрушался естественным образом), и только на третий раз останки усопшего наконец предавали земле. Говорят, и сейчас кое-где в тайге можно наткнуться на старинные "гробы на деревьях".
Читаем табличку дальше:
С приходом русских и христианизации эвенков стала распространяться православная погребальная обрядность. Появились наземные захоронения и погребения в земле. При первом из них тело укладывали на землю, выбирая сухое, возвышенное место, покрывали мхом, а сверху, чтобы не мог потревожить хищный зверь, сооружали глухой сруб из бревен — гобец.
Позднее, уже в 30х годах ХХ века, начали делать надгробия из досок и устанавливать кресты.
Этот вариант продержался совсем недолго.
В наше время при подходящих для захоронений условиях копаются обычные могилы на обычных кладбищах, но на крайнем Севере, где в большинстве случаев это невозможно, обычно практикуются или пирамиды из камней, или кремация.
Кажется, на этом всё.
Спасибо за внимание, и заглядывайте в ТГ-канал.