«Вы с ума сошли? Хотите, чтобы весь Союз неделю говорил о ворах и простит*тках?», – полетела критика со стороны начальства.
Первый показ ныне культового советского фильма «Место встречи изменить нельзя» был под угрозой срыва: он был приурочен ко Дню милиции и всё-таки состоялся 11 ноября на Центральном телевидении. Кинокартина про приключения сотрудников отдела по борьбе с бандитизмом под руководством капитана Жеглова мгновенно полюбилась народу! А Владимир Высоцкий открылся поклонникам в новом для самого себя амплуа. Фильм стал классикой, а цитаты из него разлетелись, превратившись в крылатые фразы – однозначный знак качества:
«Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу!»
«Теперь Горбатый! Я сказал – Горбатый!»
«Что за шум, а драки нет?»
Как создавался этот фильм и что осталось за кадром? Предлагаем узнать вместе некоторые интересные подробности!
Прототипы были: реальные герои за экранными образами
Многие персонажи фильма имеют реальные прототипы.
К примеру банда «Чёрная кошка» действительно существовала! Правда, она была не такой грозной, как в фильме. В её составе были в основном подростки, и их задержали в Москве в конце 40-х после неудачной квартирной кражи. Но легенда о банде разрослась, и в итоге стала витком вдохновения...
История красногорской банды Ивана Митина оказалась гораздо ближе к событиям фильма. Эти преступники держали в страхе целый район, и их поимка стала громкой победой милиции в своё время!
Владимир Шарапов – собирательный образ, но у него есть реальный прототип – Владимир Арапов. Этот человек впоследствии стал начальником отдела МУРа и участвовал в поимке банды Митина. Его опыт и переживания легли в основу образа честного и принципиального Шарапова.
Кирпич в исполнении Станислава Садальского тоже не выдуманный персонаж. Его прототипом был знаменитый вор-карманник Александр Прокофьев, более известный под кличкой Шора. После выхода фильма Александр даже присылал Садальскому дорогие подарки – настолько был восхищён его игрой. Актёр вспоминал:
«Сам я эту роль терпеть не могу, но народ её любит, а что может быть дороже внимания и любви зрителей?»
Что ещё интересно, некоторые сцены фильма были вдохновлены реальными оперативными операциями. Например, эпизод с засадой в «Астории» основан на настоящем деле, где милиция использовала схожие методы поимки преступников.
Конфликты на съёмочной площадке и паковка чемоданов
Отношения между Высоцким и Конкиным были, мягко говоря, напряжёнными. Они были совершенно разными людьми: по темпераменту, жизненному опыту и подходу к работе. Владимир Высоцкий, будучи опытным и признанным актёром, иногда критиковал молодого коллегу, что задевало Владимира Конкина. В какой-то момент атмосфера накалилась до такой степени, что Конкин решил сбежать со съёмок и уже собрал чемоданы!
На помощь пришёл Виктор Павлов, который исполнил роль Левченко. Он познакомился с Конкиным и, узнав о его переживаниях, решил разрядить обстановку. Павлов начал читать сценарий вслух, пародируя все роли, словно это опереточная комедия. Конкин позже вспоминал:
«Я вдруг услышал этот текст по-новому...»
Благодаря смекалке Павлова молодой актёр смог расслабиться и продолжить съёмки. Он понял, что от своей роли нужно получать удовольствие, а потому к некоторым моментам стоит относиться более легко и просто, с юмором.
«Нужен Жеглов, а не Высоцкий!»
Хотя Высоцкий был известен как бард и исполнитель, в фильме не звучит ни одной его песни. А ведь Владимир Семёнович специально написал несколько композиций для картины, но потом решил отказаться от их исполнения:
«По-моему, это лабуда. Как только я запою, все сразу скажут: какой же это Жеглов, это Высоцкий!», – говорил Высоцкий, который хотел, чтобы зрители видели в нём именно Жеглова, а не знаменитого певца.
Однако в одном эпизоде мы всё же можем услышать пение Владимира Семёновича – он исполнил отрывок из романса Александра Вертинского. Это было тонким штрихом, добавившим глубины его персонажу.
Непростая доля каскадёров...
Съёмки фильма были насыщены сложными сценами, требующими мастерства и профессионализма. Однако помощь дублёров понадобилась и в бильярдной сцене! В эпизоде, где Жеглов играет в бильярд с Копчёным (которого сыграл Леонид Куравлёв), возникла проблема – ни один из актёров не умел правильно держать кий, ибо никто из актёров ранее не играл в бильярд! В итоге все удары за них выполнял местный мастер, серебряный призёр Кубка СССР по бильярду Владимир Иванов. Его руки и показывают в кадре крупным планом.
В сцене, где Шарапов играет на пианино, на самом деле звучат мелодии, исполненные музыкальным редактором студии Галиной Бурименко. Владимир Конкин не мог быстро освоить сложные произведения, и в кадре мы видим загримированные руки Галины.
Однако не все опасные трюки выполнялись каскадёрами. Так, во время съёмок сцены, где Жеглов стреляет через разбитое окно автобуса, Высоцкий серьёзно поранился: разбивая шестимиллиметровое стекло, артист серьёзно порезал руку – от мизинца до запястья. Но, несмотря на боль и кровь, продолжил съёмку. Более того: никто, включая самого Высоцкого, даже не понял, что произошло! Творческая суматоха, одним словом. В кадре же хорошо видно, как кровь стекает по руке...
Ну и куда же без курьёзов?
Многие натурные сцены снимались в исторических местах Москвы, таких как, например, Петровка, 38 – здание настоящего Московского уголовного розыска! К слову: там же, на Петровке, был установлен памятник Жеглову и Шарапову.
Однажды на съёмочной площадке пропал пистолет Жеглова – важнейший реквизит. Поднялась паника, ведь без него невозможно было продолжать работу. Оказалось, что один из ассистентов решил показать пистолет друзьям и забрал его домой. После строгого разговора реквизит вернулся на место.
Если верить одной истории, во время съёмок погони за Фоксом съёмочная группа столкнулась с местными хулиганами. Ребята решили, что на их территорию вторглись чужаки, и хотели разобраться. Владимир Высоцкий подошёл к ним, пообщался, рассказал о фильме и пригласил посмотреть съёмочный процесс. Очарованные его харизмой, хулиганы не только не помешали, но и помогали охранять площадку от посторонних.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще