Найти в Дзене
AXXCID

Как снимали фильм «Место встречи изменить нельзя»: погони, каскадёры, хулиганы и момент, когда Конкин чуть не сбежал подальше от Высоцкого

Оглавление
«Вы с ума сошли? Хотите, чтобы весь Союз неделю говорил о ворах и простит*тках?», – полетела критика со стороны начальства.
Как снимали фильм «Место встречи изменить нельзя»: погони, каскадёры, хулиганы и момент, когда Конкин чуть не сбежал подальше от Высоцкого
Как снимали фильм «Место встречи изменить нельзя»: погони, каскадёры, хулиганы и момент, когда Конкин чуть не сбежал подальше от Высоцкого

Первый показ ныне культового советского фильма «Место встречи изменить нельзя» был под угрозой срыва: он был приурочен ко Дню милиции и всё-таки состоялся 11 ноября на Центральном телевидении. Кинокартина про приключения сотрудников отдела по борьбе с бандитизмом под руководством капитана Жеглова мгновенно полюбилась народу! А Владимир Высоцкий открылся поклонникам в новом для самого себя амплуа. Фильм стал классикой, а цитаты из него разлетелись, превратившись в крылатые фразы – однозначный знак качества:

«Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу!»
«Теперь Горбатый! Я сказал – Горбатый!»
«Что за шум, а драки нет?»

Как создавался этот фильм и что осталось за кадром? Предлагаем узнать вместе некоторые интересные подробности!

Прототипы были: реальные герои за экранными образами

Многие персонажи фильма имеют реальные прототипы.

К примеру банда «Чёрная кошка» действительно существовала! Правда, она была не такой грозной, как в фильме. В её составе были в основном подростки, и их задержали в Москве в конце 40-х после неудачной квартирной кражи. Но легенда о банде разрослась, и в итоге стала витком вдохновения...

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

История красногорской банды Ивана Митина оказалась гораздо ближе к событиям фильма. Эти преступники держали в страхе целый район, и их поимка стала громкой победой милиции в своё время!

Владимир Шарапов – собирательный образ, но у него есть реальный прототип – Владимир Арапов. Этот человек впоследствии стал начальником отдела МУРа и участвовал в поимке банды Митина. Его опыт и переживания легли в основу образа честного и принципиального Шарапова.

Владимир Арапов
Владимир Арапов

Кирпич в исполнении Станислава Садальского тоже не выдуманный персонаж. Его прототипом был знаменитый вор-карманник Александр Прокофьев, более известный под кличкой Шора. После выхода фильма Александр даже присылал Садальскому дорогие подарки – настолько был восхищён его игрой. Актёр вспоминал:

«Сам я эту роль терпеть не могу, но народ её любит, а что может быть дороже внимания и любви зрителей?»
Станислав Садальский в роли Кирпича
Станислав Садальский в роли Кирпича

Что ещё интересно, некоторые сцены фильма были вдохновлены реальными оперативными операциями. Например, эпизод с засадой в «Астории» основан на настоящем деле, где милиция использовала схожие методы поимки преступников.

Конфликты на съёмочной площадке и паковка чемоданов

Отношения между Высоцким и Конкиным были, мягко говоря, напряжёнными. Они были совершенно разными людьми: по темпераменту, жизненному опыту и подходу к работе. Владимир Высоцкий, будучи опытным и признанным актёром, иногда критиковал молодого коллегу, что задевало Владимира Конкина. В какой-то момент атмосфера накалилась до такой степени, что Конкин решил сбежать со съёмок и уже собрал чемоданы!

Владимир Конкин и Владимир Высоцкий
Владимир Конкин и Владимир Высоцкий

На помощь пришёл Виктор Павлов, который исполнил роль Левченко. Он познакомился с Конкиным и, узнав о его переживаниях, решил разрядить обстановку. Павлов начал читать сценарий вслух, пародируя все роли, словно это опереточная комедия. Конкин позже вспоминал:

«Я вдруг услышал этот текст по-новому...»

Благодаря смекалке Павлова молодой актёр смог расслабиться и продолжить съёмки. Он понял, что от своей роли нужно получать удовольствие, а потому к некоторым моментам стоит относиться более легко и просто, с юмором.

«Нужен Жеглов, а не Высоцкий!»

Хотя Высоцкий был известен как бард и исполнитель, в фильме не звучит ни одной его песни. А ведь Владимир Семёнович специально написал несколько композиций для картины, но потом решил отказаться от их исполнения:

«По-моему, это лабуда. Как только я запою, все сразу скажут: какой же это Жеглов, это Высоцкий!», – говорил Высоцкий, который хотел, чтобы зрители видели в нём именно Жеглова, а не знаменитого певца.
Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий

Однако в одном эпизоде мы всё же можем услышать пение Владимира Семёновича – он исполнил отрывок из романса Александра Вертинского. Это было тонким штрихом, добавившим глубины его персонажу.

Непростая доля каскадёров...

Съёмки фильма были насыщены сложными сценами, требующими мастерства и профессионализма. Однако помощь дублёров понадобилась и в бильярдной сцене! В эпизоде, где Жеглов играет в бильярд с Копчёным (которого сыграл Леонид Куравлёв), возникла проблема – ни один из актёров не умел правильно держать кий, ибо никто из актёров ранее не играл в бильярд! В итоге все удары за них выполнял местный мастер, серебряный призёр Кубка СССР по бильярду Владимир Иванов. Его руки и показывают в кадре крупным планом.

Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий

В сцене, где Шарапов играет на пианино, на самом деле звучат мелодии, исполненные музыкальным редактором студии Галиной Бурименко. Владимир Конкин не мог быстро освоить сложные произведения, и в кадре мы видим загримированные руки Галины.

«Место встречи изменить нельзя», кадр из фильма
«Место встречи изменить нельзя», кадр из фильма

Однако не все опасные трюки выполнялись каскадёрами. Так, во время съёмок сцены, где Жеглов стреляет через разбитое окно автобуса, Высоцкий серьёзно поранился: разбивая шестимиллиметровое стекло, артист серьёзно порезал руку – от мизинца до запястья. Но, несмотря на боль и кровь, продолжил съёмку. Более того: никто, включая самого Высоцкого, даже не понял, что произошло! Творческая суматоха, одним словом. В кадре же хорошо видно, как кровь стекает по руке...

Ну и куда же без курьёзов?

Многие натурные сцены снимались в исторических местах Москвы, таких как, например, Петровка, 38 – здание настоящего Московского уголовного розыска! К слову: там же, на Петровке, был установлен памятник Жеглову и Шарапову.

Памятник Жеглову и Шарапову
Памятник Жеглову и Шарапову

Однажды на съёмочной площадке пропал пистолет Жеглова – важнейший реквизит. Поднялась паника, ведь без него невозможно было продолжать работу. Оказалось, что один из ассистентов решил показать пистолет друзьям и забрал его домой. После строгого разговора реквизит вернулся на место.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Если верить одной истории, во время съёмок погони за Фоксом съёмочная группа столкнулась с местными хулиганами. Ребята решили, что на их территорию вторглись чужаки, и хотели разобраться. Владимир Высоцкий подошёл к ним, пообщался, рассказал о фильме и пригласил посмотреть съёмочный процесс. Очарованные его харизмой, хулиганы не только не помешали, но и помогали охранять площадку от посторонних.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще