Можете ли вы себе трехуровневый плацкарт? А если этот плацкарт – внутри электропоезда? А если этот электропоезд состоит из 24 вагонов? И произведен российской компанией? В прошлом году российский ТМХ стал победителем одного из крупнейших тендеров в мире – на поставку и долгосрочное обслуживание 1920 вагонов в Индию.
Электропоезда будут называться Vande Bharat и эксплуатироваться Индийскими железными дорогами.
Компания Kinet Railway Solutions, являющаяся совместным предприятием российского «Трансмашхолдинга» и индийской RVNL, заключила контракт на поставку 120 электропоездов (в общей сложности 1920 вагонов).
Соглашение было подписано осенью 2023 года. Производство поездов будет организовано на территории Индии, а их обслуживание, рассчитанное на 35 лет, также входит в обязательства по контракту.
Эти электропоезда, в отличие от российских плацкартных вагонов, предназначены для автономной эксплуатации без локомотива и будут рассчитаны на максимальную эксплуатационную скорость до 160 км/ч.
Главной особенностью новых индийских вагонов станет компоновка, предполагающая размещение шести спальных мест в каждом отсеке. Такая планировка характерна для индийских поездов, но новые составы обещают быть более современными и стильными по сравнению с традиционными индийскими вагонами.
Дизайн новых вагонов явно вдохновлен решениями российских плацкартов. Так, лестницы и шторки напоминают разработки студии «Иппиарт», используемые в российских поездах. Встроенные светильники, размещенные в верхней полке, также похожи на российские аналоги.
В новом индийском вагоне будет шесть поперечных полок в одном отсеке и две боковые. Однако боковые полки, в отличие от российских, не трансформируются. Это значит, что пассажирам не удастся сидеть за столиком напротив друг друга.
Рендеры показывают современное оснащение вагонов: розетки с USB-разъемами, сетки для мелочей и удобные складные столики, которые предусмотрены для каждого пассажира поперечных полок.
Первый прототип нового состава Vande Bharat от компании Kinet должны были представить в 2025 году, а поставка поездов должна завершиться к 2030 году. Однако сроки будут перенесены.
Индия захотела длинные поезда
Индийские СМИ недавно опубликовали интервью с генеральным директором «Трансмашхолдинга» Кириллом Липой. Издание ROLLINGSTOCK выделило несколько ключевых моментов из обсуждений.
Как сообщает The New Indian Express, в мае 2024 года Indian Railways потребовали внести изменения в техническую документацию проекта. Среди новых запросов перевозчика – добавление дополнительного санузла, замена буфетных зон на отдельный вагон-кухню, а также создание багажной зоны в каждом концевом вагоне. Кроме того, изменилась составность поездов: вместо 120 составов из 16 вагонов теперь потребуется поставить 80 составов по 24 вагона.
Эти изменения потребовали значительного перепроектирования уже разработанного подвижного состава.
«Изменения кажутся простыми на словах, но требуют переработки всей компоновки вагона – окон, сидений и других элементов», – отметил Кирилл Липа.
По его словам, создание опытных образцов может быть отложено из-за необходимости корректировки конструкции. В сентябре ТМХ направил Indian Railways новое предложение с измененными условиями выполнения контракта, которое сейчас находится на рассмотрении.
В интервью телеканалу CNN-News18 Кирилл Липа подчеркнул, что контракт предусматривает техническое обслуживание подвижного состава в течение 35 лет. Это создает долгосрочные перспективы для инженеров и рабочих, вовлеченных в проект.
ТМХ рассматривает возможность разработки образовательной программы для подготовки специалистов, которые смогут работать как в Индии, так и в России или других странах. В числе рассматриваемых вариантов – временные или постоянные переезды индийских специалистов в Россию для обмена опытом и повышения квалификации.
Липа также заявил, что компания видит Индию не только как рынок сбыта, но и как перспективный производственный хаб. С его помощью можно обслуживать соседние регионы, включая страны Африки. Он подчеркнул стратегическое расположение Индии и ее современные производственные возможности, которые могут сыграть ключевую роль в развитии экспортных операций.
Эти шаги подтверждают долгосрочные планы ТМХ по укреплению сотрудничества с Индией и выходу на новые международные рынки.