Найти в Дзене
К.О.Д. ХХ век

Роберт Рафаилович Фальк (1886–1958)

Один из самых ярких представителей русского авангарда. Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве в обеспеченной еврейской семье. Дети говорили дома по-немецки, учились в престижной лютеранской школе Петер-Пауль-шуле, которая славилась строгими порядками. У Роберта Фалька рано проявились способности к музыке, и родители всячески их поддерживали. Второе увлечение сына — изобразительное искусство — в семье не поощрялось. «Летом 1903 года, — писал Фальк в автобиографии, — мне подарили масляные краски, и я страстно увлекся живописью. По целым дням я проводил время со своим этюдником и старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями. Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником». На аргументы родителей, рьяно пытавшихся отговорить сына от этой затеи и убеждавших, что у него нет таланта, Фальк отвечал: «Пусть я буду совсем плохим художником, но я хочу быть тол

Один из самых ярких представителей русского авангарда.

Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве в обеспеченной еврейской семье. Дети говорили дома по-немецки, учились в престижной лютеранской школе Петер-Пауль-шуле, которая славилась строгими порядками. У Роберта Фалька рано проявились способности к музыке, и родители всячески их поддерживали.

Второе увлечение сына — изобразительное искусство — в семье не поощрялось.

«Летом 1903 года, — писал Фальк в автобиографии, — мне подарили масляные краски, и я страстно увлекся живописью. По целым дням я проводил время со своим этюдником и старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями. Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником».

На аргументы родителей, рьяно пытавшихся отговорить сына от этой затеи и убеждавших, что у него нет таланта, Фальк отвечал:

«Пусть я буду совсем плохим художником, но я хочу быть только им».

Как и у многих ранних авангардистов, его творческий путь начинался с полуимпрессионистских пейзажей. Кумирами того времени были Исаак Левитан, Виктор Борисов-Мусатов и Константин Коровин. 

-2

-3

Ранние картины Фалька отличаются некоторой сумрачностью, скрытым драматизмом и контрастными сочетаниями цветов. Понимание колористической гармонии ощутимо во всех экспериментах.

-4

-5

Особое влияние на молодого художника оказал Коровин. Под его руководством Фальк добивался остроты цветового видения, постигал эффект красочного пятна. Постепенно его палитра сменилась на более сдержанную коричневато-зелено-фиолетовую с добавлением красных оттенков. Работы мастера стали более сложными, тонкими и изящными. Позже именно красный цвет, богатый переливами и сложностью оттенков, станет узнаваемым «фирменным» знаком Фалька.

-6

-7

-8

Роберт Фальк был одним из основателей самого первого, крупнейшего объединения раннего русского авангарда «Бубновый валет». 

Для живописи этих молодых художников характерен отказ от реалистических традиций русского искусства, символизма и эстетской утонченности. 

-9

-10

-11

Первые годы советской власти принесли Роберту Фальку признание. Он служил в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности, участвовал в перестройке художественной деятельности на «новых социальных основах», преподавал в ВХУТЕМАСе. 

Для своих учеников Фальк был огромным авторитетом, он учил их истинному пониманию цвета в живописи.

Много сил Фальк отдал ГОСЕТу — Московскому государственному еврейскому театру, где художниками в разное время работали Исаак Рабинович, Александр Тышлер, Марк Шагал.

В 1928 году Фальк отправился во Францию. Эта творческая командировка растянулась почти на десять лет.

-12

-13

-14

Уехав из одной России, Фальк вернулся в другую. Со своей импрессионистской загадочностью он не вписался в новую советскую действительность, требовавшую изображать только радость труда и счастливый быт. 

Роберт Фальк — один из наиболее интересных представителей русского авангарда. Не застопориваясь в одном состоянии, он всю жизнь развивался, менял стиль, работал во всех жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет. 

В живописи Фалька нет броскости. Она камерна, рассчитана на тонкого зрителя, требует сосредоточенного внимания и душевного напряжения.

«В белой шали» — портрет последней жены художника Ангелины Щёкин-Кротовой — Фальк писал два года (1946-1947), провел более 200 сеансов. Картина втягивает в себя, не отпускает долго, побуждает задуматься о чем-то, чего мы даже не подозревали в себе.

-15

«Возвращение» Фалька состоялось уже после смерти художника, во второй половине 60-х. Сейчас его картины стали жемчужинами мировых аукционов.

-16