Найти в Дзене
H.S.S.

Эксплуатация и государство

Понятие эксплуатации занимает центральное место в идеологии коммунизма и теории Маркса. Карл Маркс утверждал, что экономическая эксплуатация есть прямое следствие частной собственности на средства производства и поэтому социализм, как общество, лишенное этой собственности, ликвидирует эксплуатацию в принципе. Согласно теории марксизма субъектом, порождающим экономическую эксплуатацию, является собственник средств производства – капиталист. Рабочий, нанятый капиталистом, создает прибавочную стоимость, которую тот присваивает. Но проблема такого понимания в том, что без государства с его аппаратом силового принуждения к установленному порядку распределения материальных благ право собственности ничтожно. Что мешает первому желающему, обладающему достаточной физической силой вышвырнуть собственника и занять его место? Очевидно, мешает право, стоящее на стороне «буржуя», которое обеспечено внеэкономическими «аргументами» силового принуждения к исполнению законов государства. Право, в том чи

Понятие эксплуатации занимает центральное место в идеологии коммунизма и теории Маркса. Карл Маркс утверждал, что экономическая эксплуатация есть прямое следствие частной собственности на средства производства и поэтому социализм, как общество, лишенное этой собственности, ликвидирует эксплуатацию в принципе.

Согласно теории марксизма субъектом, порождающим экономическую эксплуатацию, является собственник средств производства – капиталист. Рабочий, нанятый капиталистом, создает прибавочную стоимость, которую тот присваивает. Но проблема такого понимания в том, что без государства с его аппаратом силового принуждения к установленному порядку распределения материальных благ право собственности ничтожно. Что мешает первому желающему, обладающему достаточной физической силой вышвырнуть собственника и занять его место? Очевидно, мешает право, стоящее на стороне «буржуя», которое обеспечено внеэкономическими «аргументами» силового принуждения к исполнению законов государства. Право, в том числе право собственности, – атрибут и прерогатива государства, опирающегося на свою силовую структур. Оно может делегировать это право в силу наличия необходимости в этом, а может вернуть себе обратно (национализация). Поэтому это право частное и есть лишь одна из форм государственной эксплуатации, в которой собственник средств производства как бы получает роль исполнителя. Примечательно, что и теория Маркса, обвиняющая в эксплуатации частную собственность, говорит, что для ее ликвидации необходима смена именно государственной власти. Но исчезнет ли эксплуатация, если останется государственная собственность на средства производства? Марксисты представляют государство лишь инструментом класса, пришедшего к власти и надстройкой над обществом. По воле класса (например, пролетариата) государство якобы может ликвидировать эксплуатацию. Это было бы возможно, если бы эксплуатация не была исконной сущностью государства.

Что такое государство и почему именно оно коренная причина эксплуатации? Государство возникает как итог развития первобытно-родового общества, которое исходной задачей имело создание социальной организации производства человека вместо прежней биологической иерархии. В ходе успешного решения этой задачи родоплеменные организации – демосоциоры – получили критическое распространение в ареале своего обитания, приведшее к росту их взаимных территориальных конфликтов, ограничению их миграций и, наконец, к необходимости оседлого существования. Данная ситуация обусловила формирование, во-первых, силовой структуры для защиты территории от внешних социоров, приобретшей в конечном счете важнейшее значение для общества, и во вторых, производящего хозяйства, обеспечивающего общество средствами существования на ограниченной территории. Военная структура, требующая своего обеспечения и имеющая для этого силовые возможности, превращается внутри общества в политическую организацию распределения как производимых, так и добываемых путем войн (внешнего перераспределения) средств существования прежде всего в собственных интересах. Так возникает государство. Иных оснований производства распределения в таком обществе нет, так как родовое производство человека в силу выполненной исторической задачи уже не играло необходимого значения, а технологическое производство средств существования наоборот, еще не стало необходимо развитым для разрешения задач межобщественных конфликтов. Поэтому только властное распределение способно обеспечить существование общества на этом этапе и поэтому государство выступает легитимным институтом общества.

Государство, руководствуясь задачей своего самосохранения, на основе силового аппарата принуждения, не имеющего по определению в обществе ограничительного общественного противовеса, отнимает средства существования у одних членов общества (кроме того, это происходит и в отношении личной свободы вплоть до права на жизнь) и передает их другим, создавая насильственное перераспределение, то есть эксплуатацию. Само понятие эксплуатации не является достаточно четким и определенным, но несомненно, что она возникает тогда, когда жизнь человека начинает определяться не естественными, внешними для общества причинами, а волей и властью другого человека или определенного класса в обществе. Поскольку этот класс получает в свое распоряжение аппарат власти, то эксплуатация возникает как системное явление.

Использование государства тем или иным классом общества меняет лишь форму эксплуатации, но саму ее порождает государство любой формации: древнее политарное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое или социалистическое. Эксплуататорский характер государства зависит не от пришедшего к власти класса, а определяется исторической необходимостью такого устройства общества для его самосохранения. Не случайно с появлением государства связано и появление права, и частной собственности и понятия эксплуатации. Без государства возможна лишь индивидуальная собственность, защищаемая силами самого собственника, но эта форма не является общественным институтом. Частное, отделенное от государства право собственности на средства производства появляется в силу необходимости эффективного производства средств существования, от которого государство с определенного уровня своего развития начинает существенно зависеть, но само настолько эффективно осуществлять его не может, поскольку оно по структуре не экономическая, а политическая организация иного производства - распределения.

Ослабить эксплуатацию способны только факторы, снижающие значимость института государства, например демократизация общества, но полностью эксплуатацию уничтожит только образование глобальной организации человечества и ликвидация территориальной структурной раздробленности, которые снимут обоснование необходимости силовых структур. Социальные реформы, революции, социализм не уничтожают эксплуатацию и не ведут к обществу без государства. Его создаст техногенная структура общества, которая имеет не территориальную, а глобальную сущность. На ее базе возникает формация, над которой будут довлеть внешние техногенные задачи выживания человечества как целого. Цивилизация сменится Техносоциумом со следующими тенденциями эволюции:

- исключается необходимость властных институтов общества, поскольку его проблемы связаны не с взаимными противоречиями классов, народов и прочих частных групп общества, а с всеобщими проблемами существования человечества;

— интегрирует все человечество в единый организм через технологическую взаимозависимость и коммуникативную систему связи всех индивидуальных сознаний, образуя Техно Сапиенс;

- коммуникативная система связи всех индивидуальных сознаний обеспечивает полную открытость, ясность и согласованность всех принимаемых решений, касающихся общественного функционирования;

- создает тотальный взаимный контроль членов общества, исключающий их асоциальные отклонения;

- создает необходимость и условия максимального удовлетворения потребностей членов общества в рамках задач своего существования;

- создает необходимость создания максимально возможных условий для эффективного использования человеческого потенциала в решения экзистенциальных задач;

- дает возможности искусственной репродукции и регулирования численности населения, исключает возможность «лишнего населения» или его недостаточности.

Эволюция Техносоциума составит третий, последний этап исторического процесса вплоть до образования Техно Сапиенса.