Найти в Дзене

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИГРЫ

У игрового поведения много целей. Целью может быть общение – тогда животное настойчиво пытается вовлечь во взаимодействие кого-то ещё. Часто через подвижные игры звери сбрасывают нервное напряжение и т.д. Одна из менее известных функций игры – исследование мира и выявление новых взаимосвязей. Тогда партнёр не обязателен, если только не он является предметом исследования. Во время возрастного развития, животные через игры тренируют различные навыки, которые потом будут использовать во взрослой жизни. Например, охотничье поведение. С этой целью кошки и лисы оттачивают воровское мастерство. И если человек придумывает способы защиты, а зверь раз за разом научается их преодолевать, мотивация добраться до цели развивается ещё сильнее. Доходит до того, что коты, например, открывают холодильник, но ничего оттуда не берут. Цель была именно в том, чтобы обойти преграды, установленные человеком.
У охотничьих пород собак развитие тоже часто идёт по этому пути: https://vk.com/video3993374_16874460
Оглавление

У игрового поведения много целей. Целью может быть общение – тогда животное настойчиво пытается вовлечь во взаимодействие кого-то ещё. Часто через подвижные игры звери сбрасывают нервное напряжение и т.д. Одна из менее известных функций игры – исследование мира и выявление новых взаимосвязей. Тогда партнёр не обязателен, если только не он является предметом исследования.

Во время возрастного развития, животные через игры тренируют различные навыки, которые потом будут использовать во взрослой жизни. Например, охотничье поведение. С этой целью кошки и лисы оттачивают воровское мастерство. И если человек придумывает способы защиты, а зверь раз за разом научается их преодолевать, мотивация добраться до цели развивается ещё сильнее. Доходит до того, что коты, например, открывают холодильник, но ничего оттуда не берут. Цель была именно в том, чтобы обойти преграды, установленные человеком.

У охотничьих пород собак развитие тоже часто идёт по этому пути:
https://vk.com/video3993374_168744604
Живя с человеком, домашние животные развивают не только инстинктивные формы поведения, они активно изучают окружающую обстановку и находящиеся в ней предметы. Один из способов – экспериментальные игры с предметами. Они начинаются с 2,5 месяцев, а продолжаться могут хоть всю жизнь, если появляется какой-то новый предмет или новая комбинация знакомых предметов. Ключевой признак таких игр – именно разнообразие. Поэтому исследовательские игры длятся недолго и снять их удаётся редко.

Например, щенок цвергшнауцера в 3 месяца помещал мячик внутрь игрушки в форме лодочки. Если мяч положить на пол – он катится, а если в лодочку, то остаётся на месте. В другом случае кобель бордер-колли (5 лет) складывал мячики внутрь пуллера и катал их носом по кругу. Пуллер достаточно большой и выступал в роли ограничителя, мячики не раскатывались в разные стороны. К сожалению его хозяйка не успела снять видео, игра быстро собаке наскучила. Зато удалось
снять, как его дочь (1,5 года) кидает шишку в бассейн, а потом сама вылавливает обратно.

Однако, если подобная игра закрепилась и навязчиво повторяется, это говорит о перевозбуждённом состоянии нервной системы животного. В этих случаях занятие уже потеряло развивающий смысл и превратилась в нервную разрядку. Например, щенок сиба-ину крутил вокруг себя игрушку. Одна часть предмета была легче, вторая тяжелее. Но собака не делала выводов о том, как крутить легче, упорно повторяя одно и то же действие.
Любое развитие должно идти последовательно от простого к сложному. Одна крайность, мешающая этому процессу – обеднённая среда. В этом случае у зверёнка нет, или очень мало предметов, с которыми он мог бы взаимодействовать. Любые попытки брать вещи хозяина строго запрещаются. Чрезмерное количество запретов блокирует развитие.

Вторая крайность, в которую могут удариться слишком ответственные хозяева – слишком большое количество игрушек. В этом случае у зверёнка внимание не зацепляется ни за один предмет, а для более глубокого исследования необходимо время. Нельзя форсировать естественные процессы. Мозгу необходимо получать новую информацию небольшими порциями, иначе она не будет усвоена.

Если игры питомца однообразны, мы можем включаться и направлять их. Если применить фантазию, можно любую игру сделать разнообразной и интересной. Кстати, такие занятия очень укрепляют контакт между животным и человеком.

Меня зовут Мухамедшина Ирина Андреевна. Несмотря на большой опыт работы с разными животными – я постоянно учусь новому. Адаптивная зоопсихология основана на требованиях реальной повседневной жизни, а она бесконечно разнообразна и постоянно подкидывает сложные задачки.

В нашей работе столько нюансов, что ни в одной статье, ни в целой книге всего не охватить. Обращайтесь ко мне в скайп kiva-vilya1 за личными консультациями. Я занимаюсь коррекцией психики домашних животных и помогу вам понять причину проблемного поведения вашего зверя и разработать стратегию для его исправления.