Найти в Дзене
С книгой в обнимку

Борис Полевой "Доктор Вера": отзыв читателя канала

Если повесть о героическом летчике Алексее Маресьеве большинство из нас читали в школе, то книга, которую выбрала для участия во второй четверти марафона "Открой школьную Вселенную!" - "Многоликий ХХ век" - Ольга Пучкова, не так популярна. Я о ней даже не слышала. Передаю слово Ольге. Когда я выбирала,  о каком произведении ХХ века,  из не очень известных широкому кругу современных читателей, написать отзыв, то вначале хотела взять "Золото" Бориса Полевого. Помню,  мне очень понравилась эта повесть еще в школьные годы, - о сотрудниках Госбанка, которые несут из оккупированного фашистами городка 17 кг золота и драгоценностей за линию фронта, к своим. Их нелегкий путь занимает несколько месяцев, , холод, голод, смертельная опасность не только от немцев, но и от соотечественников-предателей, но в конце концов старику и девушке удается выйти к партизанам, и всё заканчивается хорошо. Стала искать озвучку, чтобы освежить повесть в памяти,  и наткнулась на другую повесть Полевого - "Д
Оглавление

Если повесть о героическом летчике Алексее Маресьеве большинство из нас читали в школе, то книга, которую выбрала для участия во второй четверти марафона "Открой школьную Вселенную!" - "Многоликий ХХ век" - Ольга Пучкова, не так популярна. Я о ней даже не слышала.

Передаю слово Ольге.

Когда я выбирала,  о каком произведении ХХ века,  из не очень известных широкому кругу современных читателей, написать отзыв, то вначале хотела взять "Золото" Бориса Полевого. Помню,  мне очень понравилась эта повесть еще в школьные годы, - о сотрудниках Госбанка, которые несут из оккупированного фашистами городка 17 кг золота и драгоценностей за линию фронта, к своим. Их нелегкий путь занимает несколько месяцев, , холод, голод, смертельная опасность не только от немцев, но и от соотечественников-предателей, но в конце концов старику и девушке удается выйти к партизанам, и всё заканчивается хорошо.

Стала искать озвучку, чтобы освежить повесть в памяти,  и наткнулась на другую повесть Полевого - "Доктор Вера".

Эту книгу я раньше не читала и с интересом ее прослушала. Книга написана в 1965 году.

Борис Полевой  узнает из газетного очерка о подвиге своей землячки Лидии Тихомировой из города Верхневолжска (речь идет о Твери, которая в то время носила имя Всесоюзного старосты Михаила Калинина), восхищается героизмом советской женщины-врача и пишет о ней книгу "Доктор Вера. Повесть в ненаписанных письмах". Но это не биографический очерк, автор рассказывает о событиях  того времени по-своему. Книга написана в виде монолога женщины, рассказывающей о своей жизни.

О чем книга

Вера Трешникова мысленно делится своими делами-заботами с мужем, Семеном Никитиным, бывшим секретарем горкома, а перед войной арестованным как "враг народа";  где он сейчас  что с ним - Вера не знает, только хранит его последнее письмо, каким-то чудом переданное из тюрьмы.

Повесть начинается с момента отступления Красной Армии из Верхневолжска. Через мост в Заречье идет нескончаемый поток жителей города, уходящих от фашистов, а Вера не может с ними уйти - она ждет машины для эвакуации раненых, а еще в госпитале ее ждут дети - подросток Домка (Дамир, "Да здравствует мировая революция") и маленькая Сталька (СталИна). Но машин нет, а красноармейцы взрывают мост, обрывая последнюю связь с нашими. Город занимают фашисты.

Вера возвращается в госпиталь. Хотя   здания медгородка  уже давно разбомбили немецкие самолеты, - (нарисованные Красные кресты на его крышах послужили не защитой, а целью.) -  хирургическое отделение, перенесенное в подвальное газоубежище с толстыми стенами и и дверями, обитыми железом, еще действует.  Ведущий хирург погиб при налете, и молодой женщине приходится взять ответственность за лечение и жизнь пациентов на себя.

Оккупация Твери (Верхневолжска) длилась 62 дня.  И все это страшное время Вера - начальник немецкого госпиталя для гражданских лиц - словно ходила по лезвию ножа. Несмотря на строгий контроль гестапо скрывала в госпитале раненых советских бойцов, в т. ч. тяжело контуженного полковника Сухохлебова, выдавая их за   простых жителей города - переписывала истории болезни ("скорбные листы" по-немецки), меняя фамилии, вписывая местные адреса. Сотрудники госпиталя раздобыли по знакомым для русских солдат одежду, военную же форму сожгли.

Чтобы не вызвать подозрения, почему больных так долго не выписывают домой, медики поверхностно растравляли раны, накладывали новые швы, гипсовали здоровые конечности.

Санитарка привела в госпиталь маленькую еврейскую девочку, ее родителей и старших сестер схватили гитлеровцы, а девочке удалось убежать, и Раечку тоже приютили.

В госпитале не хватало  лекарств, перевязочного материала, продуктов.  А ведь больных - 85 человек - нужно было не только лечить, но и кормить.

Кроме этих ежедневных тягот были еще внутренние страдания - Веру обязали присутствовать на публичной казни подпольщиков - ее свекра - рабочего Петра Никитина, фельдшера  госпиталя Наседкина и незнакомого советского командира. Жители города считают Трешникову предательницей - муж - враг народа, сама не ушла за реку, а осталась у фашистов, с гитлеровцами знакомство водит.  Вера сравнивает себя с солдатиком из толстовского "После бала" - взгляды людей секут ее словно прутьями.

Люди ждут освобождения, и когда кажется что уже всё - и силы, и продукты на исходе, - за рекой слышен грохот орудий - начинается артподготовка, а следом  - наступление Красной Армии.

Гитлеровцы, оставляя город,  напоследок хотели уничтожить госпиталь, расстрелять больных, но спасли толстые двери - люди забаррикадировались внутри, вооружившись кто чем мог . Поджечь  убежище гитлеровцам тоже не удалось - Мудрик и Антонина - солдаты из части Сухохлебова, - забросали факельщиков гранатами.

Казалось бы, конец мучениям, но на следующий день Веру Трешникову арестовывает НКВД, по ложному доносу как сотрудничавшую с гестапо. Ее везут через весь город вместе с полицаями и предателями в тюрьму.

Но, к счастью, все кончается хорошо Бывшие пациенты вступились за "нашу Веру"  отстояли ее, доказали, что она не работала на фашистов,  а спасала советских людей. Ей предлагают место главного хирурга нового госпиталя, а полковник  Сухохлебов зовет в свою часть начальником медсанбата.

О Лидии Тихомировой - прототипе главной героини

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Борис Полевой   заканчивает повесть, не раскрывая дальнейшую судьбу женщины-врача. А вот о прототипе ее - Лидии Тихомировой - сообщает что "она добровольно пошла на войну, стала главным хирургом медсанбата одной из самых боевых дивизий Отечественной войны. Меньше чем через год, после боев под Тихвином, получила свой первый боевой орден. Там же, на фронте, в разгар боев подала заявление и была принята в КПСС. Ранена. Поправилась. Вновь встала к операционному столу. Получила еще несколько боевых наград и демобилизовалась уже после окончания войны. Вернулась в родной город. Ныне заведует травматологическим отделением городской больницы. Уже давно реабилитирован, вернулся домой и восстановлен в партии ее муж".

Сейчас искала в инете фото книги и увидела новость, что стартовали съемки четырехсерийного фильма "Доктор Вера", премьера запланирована на 2025 год - к 80-летию Победы.

====================================================

Спасибо Ольге за рассказ о повести, мужество Веры и реального прототипа героини - Лидии Тихомировой - поражает. К 9 мая я обычно читаю книги о войне, возьму на заметку эту повесть. Есть по ней и советский фильм 1967 года.

Организаторы марафона - "Аннушка и масло|книжки 📕", "Ветер в книгах", "Кот-книголюб" и "С книгой в обнимку" - будут рады вашему участию, правила здесь.

А вам знакома книга? Будете смотреть фильм?