Найти в Дзене
Клиника РАМИ

Пластический хирург Ирина Серб: «Идеальный образ – тот, который нравится пациенту»

Оглавление

OUTSIDE & INSIDE

Ни один врач, художник, историк или философ не даст единственно верного определения, что же такое красота. Четкие пропорции лица и тела, плавные линии, свежий, приятный тон кожи. А еще – походка, голос, манеры и даже мысли. Мне кажется, наша славянская идентичность так устроена, что душевный мир человека не просто важен, а первостепенен!

Что по-настоящему манит нас – идеальные по форме глаза или теплый свет, которые они излучают? Аккуратно очерченные губы или тайна улыбки, которую так хочется разгадать?

На самом деле, всё имеет значение! Красота – как большое искусство – складывается из множества свойств и оттенков, из внутренних и внешних качеств, из того, как человек живет, работает, мыслит. Мастерство хирурга – не только оценить внешние данные пациента, но и увидеть то, из чего слагается его внутренняя гармония, его личное ощущение красоты и счастья – и восстановить симфонию, если она была чем-то нарушена или для ее стройного звучания не хватает одной-двух нот.

ВЫБОР СУДЬБЫ

-2

Да, я продолжаю династию врачей. Мой отец нейрохирург, тетя – физиотерапевт-невропатолог, родная сестра – невролог, сейчас работает главным врачом. Мой супруг Серб Сергей Константинович – микрохирург, выдающийся кистевой хирург, сын Смирнов Никита Евгеньевич – пластический хирург. Муж и сын – мои коллеги по Клинике РАМИ.

Конечно, еще будучи ребенком, я видела, как много и самоотверженно работает мой отец – и это высокое чувство долга внушило мне беспрекословное уважение к профессии врача. Никто в моей семье не настаивал на моем выборе, но я ни минуты не сомневалась, кем быть. Всегда мне казалось, что больница, клиника – это самое важное место на Земле. И сегодня, когда я сама провожу в клинике, в операционной большую часть своей жизни, это отношение не изменилось, а только усилилось. Мне повезло: я очень счастливый человек, потому что выбрала свою профессию осознанно и с большой любовью.

Медицина – это не та работа, с которой можно уйти вечером и забыть до следующего рабочего дня. Клиника – не то место, где можно работать вполсилы, в зависимости от настроения. Медицинская специальность – это огромная ответственность, постоянное «вовлечение в процесс» 24/7, эмпатия и понимание пациента на все 100 процентов! я уверена, что молодым людям, которые видят лишь красивый «фасад» врачебной работы и не осознает, насколько это серьезный выбор и каких усилий он стоит – нужно выбирать что-то другое.

ПЕРВАЯ ОПЕРАЦИЯ

-3

Это случилось еще в студенческие годы. Мне казалось, что я допущена в святая святых, где работают не хирурги, а боги. Мне, студентке третьего курса, доверили быть ассистентом на операции, и, конечно, я волновалась, но одновременно знала, что не имею права их подвести и не имею права работать хуже.

Первая самостоятельная операция состоялась после окончания университета, в интернатуре. Быть хирургом – значит, отвечать абсолютно за всё, что происходит в операционной, и за результат. Не стану лукавить: было очень страшно! Но если хирург не справляется с такой психологической нагрузкой с самого начала, то нет смысла идти дальше.

КРАСОТА, КОТОРАЯ СПАСАЕТ

-4

Моя первая специальность – микрохирургия. Окончив медицинский факультет университета, я почти 10 лет работала в Мурманской областной больнице, в отделении травматологии, и занималась хирургией кисти. Это потрясающая специальность! Истинное врачевание, которое возвращает пациентам не просто здоровье, а возможность абсолютной социализации.

Когда пришиваешь пациенту пальцы, оторванные вследствие травмы, и спустя время видишь, как он без посторонней помощи вдевает нитку в иголку – это становится и его, и твоей победой, восторг от которой я помню до сих пор! Даже сейчас, спустя много лет, мои мурманские пациенты шлют мне фото, пишут трогательные слова, и я с радостью отзываюсь на их письма.

Но пришло время, когда я поняла, что хочу идти дальше, открывать новые горизонты в профессии, отказаться от микрохирургии и заниматься только пластической хирургией. Скажу честно, это решение не было простым. Мне казалось, что я больше никого не буду спасать.

Но очень скоро благодаря своим пациентам я поняла, что возвращение молодости и красоты, которые со временем утрачиваются, психологический комфорт и гармония с самим собой – так же важны, как и физическое здоровье. Красота тоже спасает жизнь, делая ее лучше, комфортнее, возвращая каждодневную радость и значительно повышая качество жизни, меняя судьбу!

Не устаю повторять: когда хвалят хирурга, это приятно. Но мы никогда не стали бы теми, кем стали, без наших пациентов. Потому что именно они доверяют нам свое здоровье и, в случае с пластической хирургией, – и свой внешний образ, и внутреннее принятие себя.

БОЛЬШЕ ОПЫТА – БОЛЬШЕ ОПАСЕНИЙ

В профессии хирурга есть такой парадокс: чем больше опыта, тем больше настороженность. Проработав в медицине почти 30 лет, я точно знаю: хирург никогда не может быть успокоенным и чересчур уверенным в себе.

Когда ты знаешь все нюансы вмешательства, представляешь операцию поминутно, когда твои навыки отточены идеально, а рядом с тобой в операционной – команда профессионалов, с которой сроднился за многие годы, ты всё равно максимально собран и внимателен к каждой детали! И твоя настороженность растет по отношению к опыту в геометрической прогрессии.

КОМАНДА

Люди, с которыми работаешь в операционной, имеют решающее значение. Важен не только их профессионализм, но и эмоциональная поддержка, «чувство локтя». Взаимопонимание хирурга и его команды – неотъемлемая составляющая успеха. Хирург-одиночка – это утопия. Бок о бок со мной работают врач-анестезиолог, операционная сестра, медсестры-анестезистки, после операции круглосуточно наблюдает за пациентом медсестра отделения, постоянным помощником является персональный менеджер пациента. От каждого из этих людей зависят успешное проведение операции и ее результат.

Особенная радость – оперировать вместе с супругом. Не частно, но такое бывает: когда пациент, выполняющий эстетическую операцию на лице, нуждается в оздоровлении кисти. Работать с Сергеем Константиновичем – это большая профессиональная удача.

ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

-5
-6

На каждом континенте, в каждой стране, в отдельно взятое время доминируют те или иные образы красоты. И у хирурга, безусловно, есть свое персональное чувство прекрасного, эстетическое чутье, основанное в том числе на хирургическом опыте. Но самое важное для пластического хирурга – научиться слышать пациента! Ведь с прооперированным телом или лицом предстоит жить не хирургу, а пациенту.

Поэтому на первый план выходит представление о красоте человека, который пришел к хирургу за помощью, а не мнения со стороны, модные тренды и так далее. Представления хирурга и пациента о том, какие изменения необходимы для получения оптимального результата, должны совпасть друг с другом, как ключик и замочная скважина. Только так достигается желаемый эффект.

Нет и никогда не будет одинакового запроса о красоте, как не существует и единого для всех решения, как ее достичь. Каждое лицо – неповторимое произведение искусства, рожденное Природой. Их нельзя оперировать одинаково. Именно шаблонный подход к работе может способствовать и выгоранию хирурга, и снижению доверия пациентов. Найти свое, единственно правильное решение для каждого случая – в этом и сложность, и интерес профессии хирурга.

Судьба оградила меня от «брендированных» запросов, такие пациенты не доходят ко мне. Мой контингент пациентов – люди думающие, которые не хотят менять свою внешность в угоду сиюминутным представлениям о красоте. Я и сама такая, и пациенты, мне кажется, это чувствуют.

PROGRESSIVE CONSERVATISM

Я очень взвешенно отношусь ко всему новому. В хирургии очень сложно выходить из коридора комфорта: когда ты используешь методики, которые позволяют тебе стабильно получать хорошие результаты, то от них бывает трудно отказаться. Это не значит, что я не внедряю в свою практику новые технологии, но делаю это крайне аккуратно. Я абсолютно точно не готова экспериментировать на своих пациентах.

САМОЕ СЛОЖНОЕ В ПРОФЕССИИ

-7

Пластические операции могут длиться по 10 часов, требуют последующего восстановления, пациент на определенное время вырывается из привычного образа жизни и из социума. Забота о жизни и здоровье пациента, его успешной реабилитации накладывают на врача колоссальную ответственность и связаны с каждодневной эмоциональной нагрузкой. Помножьте это всё на 10, поскольку речь идет об операциях на лице! В отличие от тела, которое можно «спрятать» под одежду, лицо всегда на виду, и в отношении него допустимым является только идеальный результат.

Пациенты вкладывают огромный смысл в поход к хирургу. Если врач – честный человек, он должен справедливо оценить свои возможности, чтобы выдать тот результат, на который рассчитывает пациент. Или же отказать – в случае, если хирургу не хватает профессиональных навыков, либо требования пациента к результату завышены, и его объективно невозможно получить.

САМОЕ ПРИЯТНОЕ

Мне кажется, в любом деле важно и приятно – получать отклик на свою работу. Между хирургом и пациентом происходит гигантский обмен энергией. Когда пациент доволен, удовлетворен результатом, он делится с врачом своей неимоверной радостью и светлым потоком энергии, которая заряжает и дает силы идти дальше, стремиться выше и выше.

Огромное количество людей – моих пациентов – стали для меня добрыми друзьями и невидимыми «мостиками», которые поддерживают на протяжении всей жизни.

СМЫСЛ ЖИЗНИ

У меня много друзей, коллег, советами которых я дорожу – на каждом жизненном этапе встречались важные для меня люди. Но самое главное в моей жизни – это моя семья. Мои лучшие подруги – две родные сестры. Мой супруг – это и любимый мужчина, и друг, и самый дорогой, важный человек.

МЕСТО СИЛЫ

Место силы на планете – это мой дом. Я каждый день с большим удовольствием иду на работу и с еще большим удовольствием возвращаюсь домой. Там меня ждут самые дорогие люди, которые всегда поддержат и поймут.

Если говорить о любимом городе, то это, конечно, Петербург! Я живу здесь 19 лет. Говорят, этот город сам выбирает, кого принять, а кого отвергнуть. Мне кажется, мы абсолютно точно приняли друг друга. Здесь мне комфортно, спокойно, интересно каждый день. И я не могу налюбоваться на красоту и величие творения Петра: каждый вечер, возвращаясь с работы, я вижу, как прекрасны улицы, здания, мосты, какими гениями и с какой любовью построен этот великий город. Наша семья много путешествует, но Санкт-Петербург всегда остается любимым, и его всё время хочется открывать вновь и вновь.

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Я – кандидат в мастера спорта по настольному теннису, играю с детства. Конечно, из-за загруженности на работе, на спорт остается меньше времени. Но в последнее время, благодаря старшему сыну и его наставнику, я почти возобновила свои регулярные тренировки и уже восстанавливаю былую форму. Мы стараемся каждые выходные встречаться на семейных мини-турнирах.

КНИГИ

В силу профессии чаще читаю профессиональную литературу, чем художественную. Но книги очень люблю, и время от времени перечитываю любимых авторов, в их числе Ричард Бах и Айн Рэнд. Роман Рэнд «Атлант расправил плечи» еще в молодости произвел на меня неизгладимое впечатление.

ВДОХНОВЕНИЕ

-8

На работу меня вдохновляет… работа! Когда всё получается, когда видишь, что люди счастливы после твоей работы, и у них меняется жизнь – чувство сопричастности к их счастью дарит крылья!

СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ

Мы с мужем вместе 18 лет. Встретились в достаточно зрелом возрасте, когда оба уже понимали: строительство совместной жизни – это, прежде всего, большая работа: умение находить компромиссы, не идти на поводу у самолюбия, сиюминутного настроения. И держится эта работа на любви. Именно она помогает преодолеть амбиции, обиды, вместе пройти через испытания. Без любви теряется смысл всего происходящего. И с течением времени я понимаю, что люблю мужа гораздо сильнее, чем годы назад.

-9
-10

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Утонченный образ – из коллекций известных дизайнеров от VIPAVENUE.
Эксклюзивное украшение – от
ювелирного дома DIAMANT.