Автор: Александр Плеханов
Первое боевое применение ракетного комплекса средней дальности «Орешник», ставшего ударом возмездия за ракеты ATACMS, не охладило воинственный пыл заокеанских партнеров ВСУ – 23 ноября ВСУ пятью американскими ракетами ATACMS нанесли удар в районе населенного пункта Лотаревка по позиции зенитного ракетного дивизиона С-400, три ракеты были уничтожены, две достигли цели. 25 ноября ВСУ нанесли удар ракетами ATACMS по аэродрому Курск - Восточный, 7 ракет были сбиты, одна достигла цели. Двое военных получили легкие ранения от падения осколков ракет. Как на это ответит Россия?
Сознательная эскалация конфликта
Не успели политики и военные эксперты обсудить первое использование ракеты комплекса «Орешник», как ВСУ нанесли новый удар вглубь российской территории. Разумеется, этот удар был согласован с западными кураторами, без разведывательной информации которых использование ракет ATACMS попросту невозможно.
Семь ракет было перехвачено средствами ПВО над Курской областью, обломки восьмой упали на территорию одного из военного объектов, не причинив существенного урона. Однако отсутствие жертв и серьезных разрушений не отменяет факта, уже ставших систематическими, ударов западными дальнобойными ракетами по международно признанной территории России. Что, по словам, заместителя председателя Совбеза РФ Дмитрия Медведева, является переходом всех красных линий. Об этом он сказал в недавнем интервью каналу Al Arabiya. Схожее мнение высказал и глава Минобороны Великобритании Джон Хили, заявив, что конфликт на Украине вступил в критическую стадию.
Действительно, несмотря на то, что за предыдущие месяцы спецоперации обе стороны нередко использовали баллистические и крылатые ракеты, пока что не наносились удары вглубь территории России и ответно не применялись ракеты из арсенала РВСН. К счастью, без ядерных боеголовок.
Но после того как президент США Джо Байден дал разрешение на использование ракет ATACMS по территории России, градус конфликта значительно возрос, и нельзя не согласиться с британским министром обороны, что он вступил, или почти вступил, в критическую фазу. Потому что продолжающиеся удары по территории России – то есть переход красных линий – вынуждают ее предпринимать ответные меры.
Чем ответит Россия?
Во вторник источники в Сети высказали предположение, что второй удар возмездия ВС РФ нанесут не «Орешником», а «привычными» ракетами». Писали, что Владимир Путин утвердил список целей на Украине, дав возможность Андрею Белоусову показать «мускулы» Зеленскому.
«Белоусов получил согласованный с Путиным список целей на Украине после очередной атаки ATACMS по Курщине. Ночью ВСУ нанесли массированный удар ракетами ATACMS по территории России. Всего выпустили 8 ракет. Как сообщил инсайдер, список объектов военной и гражданской инфраструктуры Украины находился на столе президента около недели, а сегодня в Минобороны его вернули согласованным. Источник отмечает, что в списке, в основном, фигурируют объекты энергоинфраструктуры. О том, что ВС РФ планируют ее вывести из строя мы сообщали ранее. Для этой атаки Россия не будет использовать новые системы «Орешник», а только "Искандеры" и X-101», - пишет канал INSIDER-T. Однако в Минобороны РФ это никак не комментировали.
Вне всякого сомнения, ответные удары будут наноситься по тем же целям, что и раньше: военные базы, аэродромы, склады, предприятия военного назначения, узлы связи и объекты энергетики. Но не исключено, что список целей может быть расширен, потому что уже давно стало ясно, что единственно гарантированный способ внести полный разлад в функционирование ВСУ, это нанесение ударов не только по вышеназванным целям, но и по всей логистической цепочке и по высшему командованию.
Учитывая тот факт, что ВСУ критически зависят от поставок западного вооружения и боеприпасов, наиболее логичным было бы нанесение максимального ущерба логистике. Если она перестанет функционировать в существующем режиме, это моментально ощутят украинские бригады, находящиеся в Курской области, да и на других участках фронта. Потому что без западных поставок ВСУ не в состоянии сражаться больше пары месяцев, так что удары только лишь по одним логистическим цепочкам способны кардинально изменить ситуацию на фронте.
Выведение из строя объектов энергетики также скажется на боеспособности украинской армии: обесточенные заводы не смогут производить и ремонтировать технику, которая, в свою очередь, не попадет на фронт из-за вставших электровозов.
Железнодорожный транспорт Украины – отдельная тема. Он испытывал серьезные проблемы еще с середины десятых годов и все последние годы пребывает в кризисе из-за недостаточного количества современных электровозов и тепловозов и высокого износа вагонного парка. Не стоит забывать, что значительная часть подвижного состава утрачена после 2014 года, так что железнодорожный транспорт Украины может запросто оказаться в состоянии полного коллапса, если Россия нанесет еще несколько массированных ударов по объектам энергетики и по транспортной системе.
Со времен СССР на Украине осталось несколько крупных железнодорожных узлов, через которые идет большая часть грузопотока на юго-восток страны: Киев, Полтава, Запорожье, Харьков. Выведение из строя этих узлов может крайне негативно сказаться на логистике ВСУ, хотя, в идеале, западное оружие надо уничтожать сразу же по пересечении юго-западной и западной границы Украины. Если принять серьезные меры по «слому» логистики, то американские ракеты ATACMS, как и средства из запуска – системы HIMASR и MLRS, попросту не доберутся до линии боевого соприкосновения, соответственно, не ударят по международно признанной территории России. Впрочем, касается это не только тактических ракет и РСЗО, но и всего остального оружия, что коллективный Запад пока еще отправляет и собирается отправить на Украину.
Что в итоге?
Разумеется, российское командование прекрасно знает обо всех нюансах СВО, вот почему по украинской логистике постоянно наносятся удары в Одессе, Запорожье, Сумах и других городах. Но, как уже было сказано выше зампредом Совбеза РФ Дмитрием Медведевым и британским министром оборонном Джоном Хили, красные линии перейдены и конфликт вступил в критическую стадию. Поэтому на каждый обстрел российской территории дальнобойными ракетами надо отвечать в соответствии с новой реальностью. И пускай ракеты ATACMS пока не нанесли серьезного ущерба и благодаря противодействию российской ПВО больше напоминают комариный укус, в ответ надо бить кувалдой. Раз за разом, методично и целенаправленно выбивая опоры и разламывая фундамент того, на чем базируется устойчивость ВСУ. Если бить кувалдой ответных ударов по логистике, дорожной системе, энергетике, военным предприятиям и центрам принятия решений, то ВСУ долго не выстоят. И тем скорее СВО достигнет всех заявленных целей.
Инструменты для выполнения этих задач у России есть, и необязательно речь должна идти о ядерном оружии. На Западе многие, включая прямых кураторов постмайданной Украины, прекрасно понимают, что конфликт не закончится в их пользу, если рассматривать военную составляющую. И что через несколько месяцев состояние ВСУ, как и самой Украины, будет гораздо хуже, чем сейчас. Уже в ближайшей перспективе может так получится, что Западу не достанутся 12-14 триллионов долларов – именно в такую сумму Зеленский оценил запасы природных ресурсов на Украине, которые он собирается предоставить в полное пользование дорогих «друзей». То есть уже сейчас выражает готовность продать страну с потрохами.
Насколько быстро практичный и циничный Запад придет к выводу, что конфликт начинает приносить больше минусов, чем плюсов – покажет время. Но что-то подсказывает, что всего через несколько месяцев позиция западных лидеров может кардинально поменяться. И из «ястребов» они быстро переквалифицируются в голубей мира. Разумеется, в зависимости от того, куда подует ветер из Вашингтона.