Найти в Дзене

В поисках Константинополя. Глава "Северо-Запад".

Следующий четвертый день нашего византийского Стамбула посвятили очередной главе книги Сергея Иванова "В поисках Константинополя" - "Северо-Запад". Не буду здесь повторятся, как и почему, мы это делали. Общий обзор поездки можно почитать здесь. В той статье есть ссылки и на предыдущие обзоры. Глава книги начинается с описания артефактов Четвертого холма Стамбула. Там, где сейчас стоит мечеть Фатих - грандиозное сооружение с мавзолеем одного из османских правителей- Мехмета Завоевателя. А раньше на этом месте стояла церковь Св. Апостолов, второй храм Константинополя с императорским некрополем. Но время идет, и колонны и обломки храма пошли на строительство мусульманской мечети. №1 - Цистерна на ул. Халич, 19 само собой была вся закрыта от посторонних глаз, так что и не догадаешься, что там за забором цистерна. №2 - прекрасно охраняемые и огороженные византийские арки, которые выступают над сегодняшним уровнем мостовой. Легко доступны для просмотра, для изучения - нет. Улица Ихван, 7 Пот

Следующий четвертый день нашего византийского Стамбула посвятили очередной главе книги Сергея Иванова "В поисках Константинополя" - "Северо-Запад". Не буду здесь повторятся, как и почему, мы это делали. Общий обзор поездки можно почитать здесь. В той статье есть ссылки и на предыдущие обзоры.

Глава книги начинается с описания артефактов Четвертого холма Стамбула. Там, где сейчас стоит мечеть Фатих - грандиозное сооружение с мавзолеем одного из османских правителей- Мехмета Завоевателя. А раньше на этом месте стояла церковь Св. Апостолов, второй храм Константинополя с императорским некрополем. Но время идет, и колонны и обломки храма пошли на строительство мусульманской мечети.

Предполагается, что мрамор в  источнике во дворе мечети как раз из церки Св. Апостолов
Предполагается, что мрамор в источнике во дворе мечети как раз из церки Св. Апостолов

№1 - Цистерна на ул. Халич, 19 само собой была вся закрыта от посторонних глаз, так что и не догадаешься, что там за забором цистерна.

№2 - прекрасно охраняемые и огороженные византийские арки, которые выступают над сегодняшним уровнем мостовой. Легко доступны для просмотра, для изучения - нет. Улица Ихван, 7

-2

Потом по пути к следующей локации, мы обнаружили еще вот такие руины на углу улицы Шебнем и Геленбеви. Видимо, тоже когда- то были арками или воротами. В книге про них нет информации, но думаю, они к Византии имеют отношение. Интересно бы узнать, какое именно) Листайте карусель. Там несколько фотографий этой древности.

№3 - мечеть Ески Имарет Джамии, а раньше византийская церковь Христа Пантэпонта находится сейчас в очень плачевном состоянии. Несмотря на имитацию строительных лесов, вряд ли ее когда-нибудь смогут восстановить. Мечеть зажата внутри жилого квартала, лучше всего рассмотреть ее получится из тупика по улице Кючюк Мектепли. Да и то благодаря тому, что рядом снесли какой-то жилой дом. Так что там все завалено грудами строительного мусора и закрыто забором. Жаль, красивое было здание.

Сразу скажу, что этот райончик Стамбула, совсем не туристический. Народу на улицах немного, только местные, по виду и по окружающим домам - не слишком обеспеченные жители. К туристам отношение настороженное, нечего там бродить. А играющие в мяч дети наводят на мысль, что кошельки могут и тю-тю. Но обошлось. Видимо, это воображение нарисовало картинки с цыганским колоритом.

№№4 и 5 - цистерны на улице Бычакчи Чешмеси, 19 и Хаджи Хасан , 9 совсем не доступны. Первая огорожена металлическим забором. Сфотографировала через забор, но совсем не информативно. Заросший травой каменный холм.

-5

Вторую, на улице Хаджи Хасан совсем и не разглядеть. Тоже все заросло травой и помойкой, и лезть на поиски совсем не было желания.

№6 - византийская постройка, а сейчас мечеть на улице Зейрек. Полюбовались снаружи, внутрь мечети заходить не стали, опять же из этических соображений. Да и в книге написано, что проход в подземные помещения мечети для туристов закрыт.

-6

№7 - проход в цистерну из здания ул. Ибадетхане, 7 пропустили без сожаления. Конечно, никуда пройти уже нельзя.

Дальше несколько локаций №№8-10 и отдельная глава книги посвящены храму Христа Вседержителя, Пантократору. А ныне - мечети Мулы Зейрека. Церковь состоит из нескольких частей, возведенных в разное время разными владыками. Сейчас используется как мечеть, но доступна для посещения. Внутрь заходить не стали, не надеясь увидеть что-то интересное. Может, и зря... Погуляли вокруг, порассматривали стены. А еще можно отдохнуть в саду рядом с мечетью. Листайте карусель, интересных деталей много.

Сергей Иванов в книге пишет, что этот район около храма Пантократора учеными так и не исследовался. Охотно верю, судя по состоянию зданий и отношению местных властей к ним.

Спускаясь, к Золотому Рогу, где-то в районе улицы Филь Йокушу обнаружили №12 - византийскую стену с нишами, огороженную забором. Вряд ли забор защищает от случайного падения древних кирпичей. Закрыто-то не вся стена) Скорее всего, спрятаны какие-то древние надписи или символы. Не рассмотреть.

Цистерна на бульваре Ататюрка (№11) закрыта строительным забором. Попасть внутрь нельзя. Чтобы не делать крюк в маршруте, сначала лучше пройти по улице Филь Йокушу к бульвару Ататюрка, а потом, если будет желание посмотреть на забор около цистерны №11, пройти чуть вверх по бульвару.

Выбравшись из этого малоизученного и малопосещаемого туристами района, пошли в направлении к набережной вдоль Золотого Рога к музею Резан Хас на территории университета Кадир Хаса. Сделав пару кругов мимо университета, закрытого входа в музей с набережной, автобусов с интуристами и рыбных ресторанов, отыскали незатейливый действующий вход в музей. И странное дело - в музее для посещения все было открыто, кроме цистерны с таинственными коридорами до площади Эминёню и древними банями (№13). Персонал с улыбкой сказал, что цистерна закрыта . Не поясняя, почему и как надолго. Шел четвертый день поисков Византии. Уже не удивились)

Дальше все было просто. Прогулка вдоль Золотого Рога по кварталам Фанар и Балат.

№14 - ворота, через которые османские войска прорвались в город в тот злополучный для Византии день 29 мая 1453 года.

№№15-16, византийские развалины в стороне от залива. В книге сказано, не стоит совершать крюк, значит, и не стоит.

В поисках бывшей церкви Св. Феодосии, а ныне мечети Гюль Джами, №17, встретили вот такое сооружение в парке Кючюкмустафа. В книге про него не упоминается, но может, все-таки это что-то византийское?

-10

Ну а Св. Феодосию (или нет?, в книге есть опровержения что, Св. Феодосия находилась в другом месте) или Гюль Джами, или "Мечеть Роз" - 29 мая 1453 года церковь была украшена розами, очень трагично... мы увидели с улицы Шерефие.

-11

Дальше вернулись к проливу посмотреть на ворота Айякапи, №18, в византийское время - Путеи. Как раз пройдя через них к проливу, императрица Феодора нашла на берегу золото по наставлению явившихся к ней во сне ангелов.

Мы золота на берегу Золотого Рога не нашли...
Мы золота на берегу Золотого Рога не нашли...

Поизучали снаружи стены церкви Св. Николая, №19.

Судя по культурному слою на пороге, церковь открыта для посещений нечасто.
Судя по культурному слою на пороге, церковь открыта для посещений нечасто.
-14
Судя по надписи, в стене была айязма.  Но сейчас, кроме таблички, там ничего нет.
Судя по надписи, в стене была айязма. Но сейчас, кроме таблички, там ничего нет.

А апсиду византийской церкви реально можно найти в кафе по адресу ул. Абдюлезельпаша, 77. Вход в кафе есть как с набережной, так и из внутреннего двора из переулка. Апсида находится ближе к внутреннему двору.

За ящиками, какими-то дверьми и деревянной ширмой, минуя посетителей, можно разглядеть вход в подземный коридор. Увы, закрытый для посторонних.

-16

Название кафе, если кому пригодится.

-17

Где-то на холме разглядели церковь Шинан Паша, №21. И, конечно, где-то там ее недоступный подвал, №22.

-18

Дальше зашли вглубь квартала Фанар с вереницами туристических групп, очередью из автомобилей, всякими лавочками и кафе. Не смогли не удержаться, чтобы не подняться на холм, где возвышается здание греческой школы, к Византии не имеющей никакого отношения. Здание монументальное, информации мало, туристов много. Ну прямо еще один Хогвартс, только греко-римский...

Дальше отправились к церкви Св. Георгия - ныне действующей церкви Константинопольской епархии, №24. Вход свободный, через охрану с рамкой, платки и юбки необязательны.

-20

Внутри не фотографировала, опять же по своим убеждениям. Но, если окажетесь в этом месте, то обязательно рассмотрите мозаичные иконы, судя по всему датированные тем же временем, что и иконы Св. Софии, №28. А еще мощи трех святых женщин, №26, чудотворицы Евфимии Халкидонской, потом первой жены императора Льва 6 - Феофано, и малозначимой в византийское время св. Соломиниды. Они рядом с иконами. Также в храме у северной стены найдете мощи трех святителей, №25, и колонну, на которой бичевали Христа, №27. В общем, реликвий много, посетить стоит.

В сам дворец Влахсарай, №29, попасть сложно - на его территории сейчас работает ресторан и пускают только посетителей. Но, судя по информации из книги, здание то и не совсем византийского времени. Так что, и ладно.

Кроме кафе на территории ничего интересного нет.
Кроме кафе на территории ничего интересного нет.

А если подняться по каменной лестнице, расположенной слева от дворца, то попадете в безлюдный переулок, откуда можно пройти к церкви Мухлиотиссы, №30, или Марии Монгольской - незаконной дочери одного из византийских императоров, Михаила Палеолога, и жены монгольского хана. Внутрь попасть, естественно, нельзя, все огорожено.

-22

На этом наши находки по главе "Северо-Запад" окончены. Но хочу добавить, что маршрут этого дня был не очень долгим, и мы успели захватить еще часть локаций из главы "Влахерны". Но это уже в следующей статье.

Как вам маршрут, понравился? Статья была вам полезной? До встречи на новых маршрутах по следующим главам книги!