Прервемся от этнических карт Башкортостана, и вслед за картами говоров марийского и удмуртского языков разберем говоры чувашского языка, по крайней мере попытаемся это сделать.
Материалов по чувашской диалектологии мало, а в их мнения по делению языка на диалекты и говоры разнятся. Прежде всего это связано с тем, что формирование этнографических групп не привело к их существенному обособлению. В чувашском языке чаще выделяются 3 диалекта: верховой (или вирьял), низовой (или анатри), средненизовой (или анат енчи, средний), иногда последние два объединят в один. Этнокультурно анатри с анат енчи практически не отличаются, а с верховыми есть небольшие отличия. Верховой диалект сложился в 14-15 веках в процессе ассимиляции чувашами мари. Низовой формировался в результате интенсивных контактов с татарами, по сравнению со средним диалектом в нем значительно больший объем составляют татарские заимствования. В качестве занимающего обособленное положение обозначают малокарачинское наречие (диалект).
Анат енчи как этнографическая группа сложилась в XIII—XV веках, вирьял — в XIV—XVI, а анатри — в XV—XVII веках. Анализ различных работ по тематике показывает, что границы здесь условны, особенно в контактных полосах, при учете многовековых брачных связей.
На территории проживания современных верховых чувашей, в древности обитали мордва (юго-восток современной Чувашии) и мари. Булгарские поселения здесь появляются в IX—X веках. Массовые переселения булгар произошли после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами. И в дальнейшем, при Золотой Орде и Казанском ханстве, миграция в западную часть Чувашии продолжалась. Булгары постепенно ассимилировали аборигенов края, но все же в духовной их культуре, языке сохранилось много финно-угорских компонентов, особенно у верховых.
После падения Казани и с колонизацией земель ханства русскими чуваши из Приказанья и Присвияжья перебирались в Прицивилье и Прианишье (северо-восток и восток Чувашии), образовав современных средненизовых чувашей, переселения способствовали формированию у них культуры с большим, чем у верховых, преобладанием тюркских элементов и традиций.
Для строительства засечных черт и защиты рубежей Русское государство переводило в новые земли (территории современного юга Чувашии и Татарстана, а также Ульяновской, Пензенской, Самарской и Оренбургской областей и Башкирии) служилых чувашей, за ними переселялись и простые крестьяне. Миграция происходила в основном из Прицивилья и Прианишья. Постоянные контакты с казанскими татарами и мишарями привели к изменениям в их культуре и быте. В результате южные чуваши относительно обособились, сложилась отдельная этнографическая группа, получившая название анатри (низовые).
В составе верхового диалекта выделяются сундырский, ядринский, красночетайский, аликовский и чебоксарский говоры в Чувашии, а также косяковский говор в Башкортостане, переселенцы в село Косяковка в полной мере сохранили верховой диалект.
В зоне среднего диалекта выделяются цивильский и козловский говоры, а малоцивильский, урмарский и янтиковский относят как к среднему, так и к низовому диалекту.
Низовые на территории Чувашии делятся на подлесных и степных (или буинских). На основе степного диалекта был образован современный литературный язык. К степной относятся также чуваши правобережной части Татарстана и Ульяновской области.
В литературе преобладает мнение, что все чуваши, проживающие компактными массами за пределами республики — низовые. Однако оно весьма условно, и в небольшом количестве при формировании этих групп оказали влияние и верховые чуваши.
Кроме подлесных и степных в Урало-Поволжье есть приволжские, закамские, заволжские, бузулукские, приикские и прибельские этногруппы чувашей. Приикская группа была сформирована средненизовыми чувашами с небольшим участием выходцев из низовых и верховых. В прибельской группе около 40 % составили средненизовые чуваши, около половины низовые и переселенцы из групп низовых (приикские, закамские, заволжские). Из контактной зоны верховых и средних переселилось около 5 %, всего 2 % составили верховые чувашей.
В них выделяются следующие говоры: в приволжской – сенгилеевский, самаролукский, неверкинский, барышский; в закамской – нурлатский с подговорами (малочеремшанский, аксубаевский, нижнечеремшанский, среднечеремшанский - но точных границ подговоров я не смог найти); в заволжской – сокский и рысайкинский; в бузулукской – бузулукский; в приикской – северный (суньский и шаранский) и приикский; в прибельской – верхнебельский, нижнебельский. Нижнебельский же делится на кубовский и иваноказанский подговоры. Первые - это переселенцы из верхнебельской зоны 18 века, вторые - переселенцы из Чувашии конца 19 века.
Были небольшие переселения на стыках 19-20 веков в Прикамье (Пермский край, Удмуртия) и на юг Башкирии из разных частей Чувашии и с территории современной Ульяновской и Самарской областей, Татарстана и запада Башкортостана, где не было полного смешения и в этом случае условно можно отметить лишь территориальные группы, но не этнографические. Хотя прикамских иногда выделяют и отдельно.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.