Найти в Дзене
Студия «Мельница»

Людмила Стеблянко: интервью о режиссуре и кино

Режиссёр отвечает на вопросы девушек из лицензионного отдела кинокомпании СТВ. Люся Цой и Настя Пяткина расспросили Людмилу Стеблянко о её режиссёрском опыте, пути в анимацию, авторитаризме на работе и комиксах. Люся: Ваша первая работа на позиции режиссёра — фильм «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Помните, как это было? Людмила Стеблянко: По прошествии лет все переживания, волнения и какие-то неудачи в памяти сгладились. Остались максимально приятные воспоминания о большой и очень интересной работе, которая тебя с головой захватывает. Жить эту маленькую жизнь от начала проекта до конца — невообразимый кайф. Это достаточно сложная задача — экранизировать сказку, написанную в стихотворной форме: нужно постоянно держать ритм, чтобы повествование не казалось монотонным (некоторое количество авторского текста пришлось сократить из-за большого хронометража, до сих пор очень жаль). К тому же большое количество людей знает эту сказку и любит её в исполнении самого Филатова, с которым, к

Режиссёр отвечает на вопросы девушек из лицензионного отдела кинокомпании СТВ. Люся Цой и Настя Пяткина расспросили Людмилу Стеблянко о её режиссёрском опыте, пути в анимацию, авторитаризме на работе и комиксах.

Люся: Ваша первая работа на позиции режиссёра — фильм «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Помните, как это было?

Людмила Стеблянко: По прошествии лет все переживания, волнения и какие-то неудачи в памяти сгладились. Остались максимально приятные воспоминания о большой и очень интересной работе, которая тебя с головой захватывает. Жить эту маленькую жизнь от начала проекта до конца — невообразимый кайф.

Это достаточно сложная задача — экранизировать сказку, написанную в стихотворной форме: нужно постоянно держать ритм, чтобы повествование не казалось монотонным (некоторое количество авторского текста пришлось сократить из-за большого хронометража, до сих пор очень жаль). К тому же большое количество людей знает эту сказку и любит её в исполнении самого Филатова, с которым, конечно, сравниться невозможно.

Не знаю, насколько это интересный факт: так как анимация, которая была использована в проекте, достаточно сухая (выполнена в технике «перекладка»), мы решили усложнить картинку, сделать её менее компьютерной. Не знаю, получилось ли это, но мы отрисовали все детали вручную. Так что всё, что есть в кино, на самом деле нарисовано карандашами, а потом раскрашено на компьютере.

До «Федота» было ещё некоторое количество серий Лунтика, так что чисто технически это не первая моя работа в качестве режиссёра. Но да, как полнометражный проект первый и пока единственный.

Настя: Вы были довольны результатом? Следили ли за фильмом после релиза, за кассовыми сборами?

Людмила Стеблянко: Была довольна несколько часов, после выхода. Думаю, так с большинством авторов: пока работа идёт, ты полностью влюблён в процесс и испытываешь бурю всевозможных эмоций. Спустя какое-то время начинаешь видеть все недостатки (дайте мне возможность для рефлексии, и я обязательно ею воспользуюсь).

Я была молодым режиссёром и изобилием идей старалась покрыть недостаток профессионализма. Не всё задуманное удалось. Много есть того, что теперь совершенно не нравится, что-то хотелось бы добавить, сделать глубже и жёстче. Сегодня это кино было бы совершенно другим...

И нет, за сборами я не следила.

Люся: Легко ли вам далась роль руководителя: когда приходится оценивать труд других людей, давать указания?

Людмила Стеблянко: Вообще нелегко, большой коллектив — большая ответственность. Но, конечно, я не руководитель в полном смысле этого слова: я не следила за приходами и уходам сотрудников, больничными, зарплатами и т. д. Режиссёру достаётся самое вкусное — творческое общение с коллегами. Вообще, мне очень повезло с теми людьми, которые работали на проекте: все талантливые, интересные. Многие — мои друзья до сих пор.

Настя: В работе вы стараетесь давать людям больше свободы или же просите следовать вашему видению?

Людмила Стеблянко: Кино — творчество коллективное. Одна сцена, один персонаж проходят несколько рук, и каждый участник оставляет свой отпечаток, несмотря на жёсткие требования. Надеюсь, я была достаточно милым и ни разу не авторитарным руководителем, ха-ха... Очень сложно оценивать себя в этом плане. В любом случае приветствую идеи и предложения со стороны коллег, и не важно, на какой позиции я нахожусь, так как хочу, чтобы и к моему мнению прислушивались.

Кадры из фильма «Про Федота-стрельца, удалого молодца»
Кадры из фильма «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

Люся: До и после этого вы в основном работали с сериалами. Насколько эти процессы отличаются друг от друга?

Людмила Стеблянко: Разница очень большая. Режиссёр полного метра, впрочем как и режиссёр сериала, — это возможность сделать свой мир со своими образами и историей, в конце концов заставить зрителя в него поверить (и желательно уложиться в хронометраж, срок и бюджет).

Если ты режиссёр серии в сериале, мир тебе уже предложен. Есть выпускающий режиссёр (он руководит остальными режиссёрами), ты получаешь сценарий и готовую концепцию. Твоя задача — хорошо рассказать историю в рамках этого мира.

Настя: Хотелось бы в будущем ещё поработать над полным метром?

Людмила Стеблянко: Сделать один фильм — уже большая удача. Если повезёт сделать ещё, будет отлично.

Люся: Вы успели поработать с разными студиями анимации. Есть ли существенная разница в подходах, организации работы?

Людмила Стеблянко: Полноценной работы в студии, кроме «Мельницы», у меня, в общем-то, не было. Большинство режиссёров сейчас работает удалённо: не надо приезжать на студию на полный день. Мне кажется, везде примерно одинаково: получаешь материал, общаешься с выпускающим режиссёром, с художником-постановщиком, с менеджером, может быть, с художником по фонам, композитором. Полного процесса не ведёшь, только на финальном этапе.

Настя: Кажется логичным, что следующий этап — авторская анимация. Вы что-то делаете уже в этом направлении?

Людмила Стеблянко: Идей много, не хватает времени и сил привести всё в нормальное состояние — дописать, дорисовать эскизы, чтобы что-то начать. Постоянно занята то на одном проекте, то на другом, свои мысли отходят на второй план, кажутся менее интересными, что ли. Наверное, это не очень хорошо (иногда думаешь: вот как бы не работать, чтобы поработать).

Люся: Если говорить про детей: к нам обращается огромное их количество, с вопросами «Куда идти учиться на аниматора?» или «Хотим работать на студии „Мельница“, с чего начать?». Что вы бы им ответили?

Людмила Стеблянко: Не могу сказать, есть ли какое-то специальное образование для аниматоров у нас. Я проходила курсы прямо на студии «Мельница», не знаю, проводит ли студия подобные курсы сейчас. Хорошо, конечно, уметь рисовать, иметь какое-то художественное образование для начала.

Настя: А как сегодня можно стать режиссёром анимации? Какие есть опции?

Людмила Стеблянко: Честно говоря, тоже не знаю. Есть ВГИК, ГИКиТ. Наверное, там всё это есть... У меня нет специального образования, возможно, мне его не хватает. Я просто с детства любила рисовать мультфильмы. Окончила художественное училище имени Рериха, отделение дизайна. Затем «Мельница»: прорисовка, анимация, лейаут, разработка персонажей, режиссёр серий, худпост, режиссёр — много лет труда разного и интересного.

Многие ребята изначально рисуют комиксы — это хороший способ придумать мир со своими персонажами и своей историей, не затрачивая огромное количество времени и средств на анимацию. В каком-то смысле это тоже режиссура.

Люся: Вы делали свой комикс?

Людмила Стеблянко: Да, нарисовала несколько небольших комиксов, мрачных и своеобразных, очень давно. Но сегодня анимация привлекает меня больше.

Вопросы: Люся Цой, Настя Пяткина

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые статьи об анимации и проектах студии «Мельница»!