Во время выступлений эквилибристов Махмудбека и Нурсултана Суанбековых у зрителей всегда захватывает дух. С повязкой на глазах братья прыгают через скакалку, переворачиваются через голову и выполняют другие сложные трюки внутри и снаружи «колеса смелости» - огромной конструкции в виде двух огромных колёс-противовесов, которые вращаются на высоте 11 метров (на уровне пятиэтажного дома) со скоростью до 40 километров в час. Работают Суанбековы всегда без страховки. Их номер стал одним из самых ярких в программах «Балаган» и «Итальянский цирк: слоны и тигры», в которых они выступали. Также бесстрашные братья произвели фурор на международном цирковом фестивале «Без границ».
Во всем мире такая конструкция называется колесом смерти. «Мы, как и все артисты, немного суеверные, поэтому решили переименовать её в «колесо смелости». Это и для слуха приятнее, и нашей маме так спокойнее», - говорит Нурсултан Суанбеков. По его словам, для того, чтобы номер выделялся, братья постоянно его совершенствуют, дополняя новыми необычными трюками. «Также наша визитная карточка – скорость и динамика номера. Мы работаем в очень быстром темпе», - отмечает артист.
Само «колесо смелости» по форме напоминает лемнискату - огромный знак бесконечности, который во время выступления постоянно находится в движении. Один неверный прыжок, неловкое движение или неудачное приземление – и конструкция отбросит артиста в сторону.
«Наше колесо сделали в 2009 году на заводе в Кемеровской области из очень прочного металла и специально под наши параметры. Эта конструкция долговечна, и теперь главное - своевременно её обслуживать. Кстати, весит колесо 750 килограммов, а его высота от края до края - более десяти метров», - рассказывают братья Суанбековы.
Такую громоздкую и тяжелую конструкцию приходится транспортировать на гастроли. Впрочем, по словам Нурсултана, за многие годы цирковой жизни они к этому уже привыкли. «Чаще всего мы выступаем на площадках, где нас уже знают и умеют размещать наш реквизит.
Но случается работать не только в цирке. Например, в апреле 2021 года, когда отмечалось столетие полета Юрия Гагарина в космос, мы были приглашены на космодром Байконур, где исполнили наш номер прямо на стартовой площадке», - отмечает Нурсултан.
ЧТО ЕЩЁ ИНТЕРЕСНОГО:
В 2012 году братья Суанбековы выступали на одной сцене с Cirque du Soleil в Кремлёвском дворце. «Совместная работа с этим цирком была очень насыщенной и интересной. Также выступить в Кремлёвском дворце, на одной из главных площадок страны, стало огромной честью для нас», - говорит Махмудбек. «Тогда мы работали не на своем колесе, и это для нас был новый уникальный опыт. И площадка была необычная – более театральная, не цирковая. После совместного выступления нам предложили долгосрочный контракт на семь лет – приглашали в составе Cirque du Soleil выступать в Мадриде, Нью-Йорке, Лас-Вегасе и других городах мира.
Но канадскому цирку был интересен только один наш номер - с «колесом смелости». В то время как наш основной жанр – акробатика на канате, где мы работаем вместе со своей мамой Саиракан Саунбековой. Мы не могли себе позволить забросить канат на семь долгих лет - для нас была важнее творческая перспектива, и мы единогласно решили отказаться от этого предложения», - вспоминает Нурсултан.
На канате семья Суанбековых тоже делает невозможное. Под самым куполом, находясь в десяти метрах от пола, Махмудбек идет вверх по наклонному канату вперед спиной без лонжи и балансира. Братья без страховки прыгают на канате через кольцо, делают обороты вокруг каната, а потом исполняют неожиданный для зрителей, но запланированный «срыв» на большой высоте. А в своём коронном номере они вместе с Саиракан поднимаются под купол цирка, где она садится на шпагат прямо на головах Махмуда и Нурсултана. Такие трюки больше никто в мире не выполняет.
«Несмотря на то, что я работаю на высоте уже очень давно, чувство страха все равно всегда присутствует. И это хорошо. Когда страх притупляется, то уходит и чувство самосохранения. Но когда есть риск опасности, ты более сосредоточен, сконцентрирован на своем деле, всегда находишь возможность лучше закрепиться. Поэтому чувство страха уберегает меня от непредвиденных ситуаций», - поделился Нурсултан Саунбеков.
Он считает, что также очень многое зависит от того, кто твой партнер на высоте. «Наши номера построены так, что малейшая ошибка может привести к печальному финалу. Поэтому очень важно своему партнеру во всем доверять. Мы с братом друг друга чувствуем и уже без слов понимаем, когда, например, нужно чуть приостановить колесо, а когда наоборот его разогнать. У нас уже десятилетиями наработанный тандем, который в том числе держится на братской любви. Мы друг другу всегда очень сопереживаем. И зная, что его здоровье в моих руках, а мое - в его, стараемся еще больше быть чуткими и аккуратными по отношению к друг другу. И так - с самого детства», - говорит Махмудбек.
Во всех своих номерах братья работают без страховки. В номере на колесе зацепить страховочный трос в принципе невозможно, ведь в ходе выступления его просто накрутит на вращающуюся конструкцию. «К тому же зритель сейчас очень искушенный - если люди увидят страховочный трос, то интерес к выступлению моментально снизится. Они поймут, что мы в безопасности, и переживать за нас не надо. А вот когда мы работаем на высоте без страховки, то весь зал сопереживает и следит за нами в напряжении. Люди получают сильнейшие эмоции – ведь именно за ними они и приходят в цирк», - поясняет Нурсултан.
Братья Суанбековы – продолжатели цирковой династии. Таких, как они, в цирке называют «опилочниками». Оба родились на гастролях – старший Махмудбек в Самаре, а младший Нурсултан - в Алма-Ате. Их отец был канатоходцем и акробатом, и именно по его стопам пошли братья, когда начали осваивать «колесо смелости».
Мама долгое время работала в акробатическом жанре «русская палка», а затем стала одной из лучших канатоходок России. «Родители начали заниматься со мной, когда мне исполнилось четыре года. В основном, это была растяжка и общефизическая подготовка. Потом понемногу стали готовить к более сложным элементам. В шесть лет я уже начал работать в цирке: исполнял несложные трюки в паре с отцом как верхний акробат - стоял в стойке на руках и делал пол-пируэта в одну ногу с затяжкой», - вспоминает Махмудбек.
В 2006 году к выступлениям присоединился и младший брат - Нурсултан. Так появилась цирковая династия Суанбековых. «У меня никогда не было даже мысли выбрать какую-то другую профессию. Я с рождения в цирке, видел, как мои родители выходят на манеж. Конечно же, мне хотелось повторять то, что они делают. И также, как они, я хочу всю жизнь работать в цирке», - признается Нурсултан.