Это такой способ создания картин, когда краска берется очень густая и кладется крупными выпуклыми мазками. Такую рельефную живопись лучше ваять крупной жесткой кистью или мастихином. А еще эту технику по-другому называют: пастозная манера письма. Термин произошел от итальянского слова impasto, которое переводится как «тесто». Оно и понятно, краска берется густая, как тесто. Этот прием впервые стали использовать еще мастера 16 века. Но они применяли его аккуратно, без фанатизма, добавляя рельеф складкам одежды или украшениям. Считается, что одним из первых рельефно стал писать Тициан. Рембрандт тоже любил погуще мазнуть в нужном месте. Искусствоведы даже описывают некий особенный рембрандтовский рельефный мазок. Хотя современники этот прием не оценили и даже высмеивали работы Рембрандта: мол, его портреты можно поднимать рукой за нос. Веласкес, например, выписывал в этой технике ажурные кружева и морщинки кожи на своих портретах. Ведь за счет объемных слоев краски создается трехмерная