«Фаберже — несравненный гений нашего времени...»
— столь лестно о мастере отзывалась Мария Федоровна в письме своей сестре, английской королеве Александре.
В день рождения русской императрицы Марии Федоровны мы решили напомнить читателям о том, что именно она стала первой царственной особой, обратившей внимание на творчество фирмы Фаберже. Именно для неё Карл Густавович выполнил самое первое ювелирное пасхальное яйцо, положившее начало знаменитой коллекции. А ещё именно благодаря покровительству Марии Федоровны фирма обрела высочайших заказчиков в Европе и, в конечном итоге, прославилась на весь мир. Обо всём этом красноречиво свидетельствует серия изделий Марии Федоровны из собрания Музея Фаберже. Представляем вашему вниманию тематическую подборку из 7 шедевров!
Пасхальное яйцо «Курочка»
Яйцо «Курочка» открывает знаменитую серию из 50 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Фаберже для двух последних русских императоров между 1885 и 1916 годами. Оно было изготовлено в 1885 году по заказу императора Александра III и предназначалось в подарок его супруге, императрице Марии Федоровне, в девичестве — датской принцессе Дагмаре. Этому заказу предшествовал успех Фаберже на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве, на которой он представил коллекцию копий античных украшений из собрания Императорского Эрмитажа. Ювелир был удостоен золотой медали выставки и снискал благосклонное внимание императрицы, купившей у него пару золотых запонок.
Первое пасхальное яйцо, которое Фаберже предстояло исполнить по личному распоряжению императора, также должно было стать копией более раннего ювелирного произведения — так называемого яйца Вильгельмины, созданного в начале XVIII века во Франции и принадлежавшего родителям Марии Федоровны, королю Дании Кристиану IX и королеве Луизе.
Исполняя императорский заказ, Фаберже создал не копию, а собственную элегантную версию старинного изделия. Марии Федоровне настолько понравился подарок, что с тех пор заказ стал ежегодным. На протяжении более чем 30 лет фирма Фаберже выполняла для императорской фамилии драгоценные пасхальные яйца, впоследствии ставшие всемирно известными шедеврами ювелирного искусства и символами русской культуры рубежа XIX–XX веков. Самая большая коллекция яиц Фаберже сформировалась также именно у Марии Федоровны.
Датский слон с башенкой
Принцесса Дагмар, будущая императрица Мария Федоровна, была дочерью датского короля Христиана IX. В 1866 году она вышла замуж за цесаревича Александра Александровича, ставшего впоследствии императором Александром III. Благодаря красоте и очарованию Марии ее родная Дания стала популярной в Российской империи. В знак почтения к императрице Фаберже сделал несколько objets de fantaisie (фантазийных предметов) на тему Дании.
Высочайшей государственной наградой Дании является орден Слона с орденским знаком в виде белого эмалевого слона, несущего на спине боевую башенку, украшенную драгоценными камнями. Фаберже создал несколько камнерезных фигурок на тему этого орденского знака. Музею Фаберже принадлежат две такие фигурки: одна из калканской яшмы и другая из дымчатого кварца. Последнюю в 1893 году за 165 рублей приобрел у Фаберже Кабинет Его Императорского Величества, и в августе того же года император Александр III и императрица Мария Федоровна преподнесли ее в качестве подарка во время визита в Копенгаген.
Настольные часы в подарок брату
Благодаря Марии Федоровне, высоко ценившей изделия фирмы Фаберже, многие его произведения оказались в мире королевских и императорских дворов Европы. Ее братья и сёстры были соединены брачными узами с представителями правящих домов многих стран, и именно благодаря этим связям подарки, созданные мастерами фирмы Фаберже, оказывались в руках королей и королев. Так, своему родному брату Вальдемару Мария Фёдоровна подарила часы с раскрывающимися створками. На створках помещены портреты детей Вальдемара — Эрика и Вигго. Портреты подписаны Иоганном Цейнграфом, а ювелирные работы были выполнены в мастерской Виктора Аарне. Рама украшена белой и красной эмалью по гильошировке, накладными деталями из двуцветного золота и жемчугом.
Рамка с портретом сына
Невероятного размера и чистоты пластина горного хрусталя, оправленная золотом с эмалью-гильоше зеленого цвета была подарком Марии Федоровне. По периметру выгравирован орнамент из перевивающихся ветвей лавра. По борту расположены медальоны розовой эмали-гильоше с изображениями герба, арматуры, корон и в центральной верхней части — монограмма Марии Федоровны. Рама выполнена главным мастером фирмы Михаилом Перхиным на рубеже XIX-XX веков.
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево»
В императорской коллекции пасхальных сувениров есть произведения, в которых трудно с первого взгляда распознать яйцо. Если бы не сохранившийся счет от Фаберже, возможно, не было бы полной уверенности в том, что «Лавровое дерево» (с 1947 года и до недавнего времени его ошибочно называли апельсиновым) — пасхальный подарок.
Карл Фаберже получал от императора полную свободу в выборе сюжетов и оформления пасхальных яиц, поэтому придворный ювелир должен был хорошо знать вкусы и художественные предпочтения императриц. Вероятно, мастер был хорошо осведомлен о любви Марии Федоровны к птицам. Их было много в загородных царских резиденциях, а в петербургском Аничковом дворце вдовствующей императрицы была установлена огромная клетка с бесчисленным множеством пернатых.
В 1911 году Фаберже изготовил для матери Николая II пасхальный подарок «Лавровое дерево», в ветвях которого обитает «маленькая пичужка». Вечнозеленый лавр (символ вечной жизни, даруемой верой в искупительную жертву Иисуса Христа, а также почета и признания заслуг), вероятно, не случайно стал композиционной основой сувенира, выполненного в год тридцатилетия вступления Марии Федоровны на престол (а также – сорок пятой годовщины ее свадьбы с «дорогим Сашей», как она нежно называла императора Александра III).
Портсигар в подарок Николаю II
На очередной день рождения Николай II получил от матери замечательный портсигар. Его золотая основа с гильошированной поверхностью покрыта серо-зеленой прозрачной эмалью. Рисунок гильоше создает эффект сияния вокруг главного декоративного элемента — золотого четырехлистника из бриллиантов грушевидной огранки. На внутренней поверхности выгравирована факсимиле «Милому Ники от Мама. 6 мая 1900».
Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия»
Яйцо «Орден Святого Георгия» — последний пасхальный подарок, выполненный фирмой К. Фаберже в 1916 году по заказу Николая II для его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Оно лишено драгоценных камней, сложных механизмов и вычурных сюрпризов. Причинами этого были мобилизация, отозвавшая на фронты Первой мировой войны лучших мастеров фирмы, и подчеркнуто аскетичный образ жизни августейших заказчиков.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна во время войны переехала в Киев. Как глава Российского Красного Креста она участвовала в создании госпиталей и военно-санитарных поездов. Николай II почти безвыездно находился в Ставке в Могилеве, куда осенью 1915 года перевез и наследника престола Алексея. Император с сыном производят смотр частей, посещают офицерские и солдатские землянки, пробуют пищу в походных кухнях. Николай II благодарит полки за боевую службу, жалует награды, а 25 октября 1915 года сам получает Георгиевский крест IV степени (17 октября серебряной медалью 4-й степени на Георгиевской ленте был отмечен цесаревич Алексей, побывавший «в сфере дальнего огня неприятельской артиллерии»).
Яйцо «Орден Святого Георгия» посвящено награждению сына и внука императрицы Марии Федоровны. Получив этот сувенир, Мария Федоровна написала сыну:
«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе».
Яйцо «Георгиевское» — единственное, которое оставалось с Марией Федоровной в дни «боли и страданий», когда в 1919 году ей пришлось покинуть мятежную страну на британском военном корабле «Мальборо». Бывшая российская императрица не расставалась с последним пасхальным подарком сына до самой смерти. Мария Федоровна умерла в Дании в 1928 году.