Найти в Дзене
Читай, понимай

О чем «Дочь священника» Джорджа Оруэлла

«Дочь священника» – один из первых романов Джорджа Оруэлла. Он повествует о двадцатисемилетней дочери ректора англиканской церкви Дороти, которая внезапно теряет память и пытается выбраться из нищеты. ❗️Осторожно, в статье содержатся спойлеры❗️ Действие происходит в декорациях Великой депрессии в Великобритании: безработица, нищета, голод, нечеловеческие условия труда. Оруэлл показывает на примере историй героев, насколько тяжелыми были годы экономического кризиса 30-х годов прошлого века. Оруэлл включил в этот роман автобиографичные элементы, что делает его еще более реалистичным: Дороти, как и сам автор когда-то, скитается и перебивается случайными заработками, становится бездомной в Лондоне, работает в провинциальной частной школе. В романе описан мир без любви, которую заменили деньги. Здесь уже видно «старого доброго Оруэлла», который сатирически осмысляет ситуацию в обществе, высмеивая декоративную религию, систему образования, политику и гигантское расслоение общества. Ослепляющ
Оглавление

«Дочь священника» – один из первых романов Джорджа Оруэлла. Он повествует о двадцатисемилетней дочери ректора англиканской церкви Дороти, которая внезапно теряет память и пытается выбраться из нищеты.

Роман «Дочь священника» Джорджа Оруэлла
Роман «Дочь священника» Джорджа Оруэлла

❗️Осторожно, в статье содержатся спойлеры❗️

Действие происходит в декорациях Великой депрессии в Великобритании: безработица, нищета, голод, нечеловеческие условия труда. Оруэлл показывает на примере историй героев, насколько тяжелыми были годы экономического кризиса 30-х годов прошлого века.

Оруэлл включил в этот роман автобиографичные элементы, что делает его еще более реалистичным: Дороти, как и сам автор когда-то, скитается и перебивается случайными заработками, становится бездомной в Лондоне, работает в провинциальной частной школе.

Любовь или деньги?

В романе описан мир без любви, которую заменили деньги.

Здесь уже видно «старого доброго Оруэлла», который сатирически осмысляет ситуацию в обществе, высмеивая декоративную религию, систему образования, политику и гигантское расслоение общества.

Ослепляюще контрастирует с выживающими на последние гроши бродягами и бездомными праздное прозябание местных «мещан»: они целыми днями пьют чай и сплетничают в своих уютных богатых кафе и роскошных домах.

Автор критикует политическую и общественную системы, которые нацелены только на получение денег: от школы до церкви. Эти институты поселяют лишь мрак и пустоту в душах людей. Неудивительно, что дети ненавидят школы, которые нужны лишь для выбивания денег из их родителей, а взрослые не ходят в церковь, единственной задачей которой стал сбор пожертвований, а не спасение души. И Оруэлл рисует вполне закономерные последствия жизни в таком мире: человек теряет всякую надежду на спасение.

Религия или вера?

Оруэлл критикует религиозные институты и их противоречивые ценности и лицемерие. Это проявляется в изображении церкви и её служителей, которые часто не соответствуют тем моральным принципам, которые они проповедуют.

Например, Виктор Стоун, директор церковной школы, который вместе с Дороти готовит постановку спектакля с детьми:

не представлял для себя большего свершения, чем устроить взбучку доктору Мэйджору в «Чарч таймс». Но, при всей его клерикальности, в нем не было ни грана подлинной набожности. По существу, религия, со всеми ее противоречиями, прельщала его как игра…

В качестве еще одной иллюстрации Оруэлл показывает поборников нравственности в лице миссис Сэмприлл, которые преуспевают только в том, чтобы:

расстроить не менее полудюжины помолвок и спровоцировать бессчетные ссоры между супругами.

Сама Дороти потеряла веру в Бога. Но может она тоже никогда не верила? Может она по привычке выполняла все эти ритуалы?

Дороти прижала пальцы к глазам. У нее никак не получалось сосредоточиться — из головы не шла мысль о счете Каргилла. Молитвы, известные ей наизусть влетали в одно ухо и вылетали из другого.

И далее во время Святого Причастия Дороти несколько раз отвлекалась, за что колола себя булавкой.

Но позже

Вспышка живого цвета непостижимым образом наделила ее присутствием духа, благоговением и любовью к Богу. Зеленая листва вернула ей умение молиться.

Но она испугалась этой новой «религии», которая грела ее сердце. Возможно, из-за церковных догм, закрепившихся в ее убеждениях, которые будто стали так же далеки от Бога, как и окружающий мир:

Дороти начала молиться, и с минуту молилась истово и самозабвенно, отдаваясь блаженному восторгу славословия. А затем вдруг отдала себе отчет, что целует веточку фенхеля, касавшуюся ее лица.
Она тут же опомнилась и отпрянула. Что она делала? Кого славословила – Бога или лишь землю? Восторг оставил ее сердце…

Так проявляется контраст между институциональной религией, представители которой заняты вопросами из серии, стоит ли чистить зубы перед причастием, и искренней верой в Бога и любовью, идущей из души.

Автор как бы отделяет религию и Бога от ортодоксальной церкви. Мы встречаемся с примерами того, как незнакомые и, казалось бы, «безбожные» потерянные люди, отбросы общества в лице Нобби и бродяг на Трафальгарской площади оказались к Дороти намного добрее, человечнее и сочувственнее, чем набожное общество и даже родной отец. А также видим, как труд и природа стали для Дороти источником надежды в труднейшие периоды жизни.

Путь героини

Дороти совершает своего рода мифологический путь героини с перерождением. Она с огромным трудом преодолевает метафорический путь домой (к самой себе) и в процессе этого пути перерождается.

Не слишком реалистичная, но все же Дороти прямиком из нейросети
Не слишком реалистичная, но все же Дороти прямиком из нейросети

Кольцевая композиция романа позволяет нам сравнить разную Дороти (с верой и без, но была ли это истинная вера?) в одних и тех же условиях.

Она привыкла «забываться работой» уже в начале романа. Возможно, произошедший в ней надлом проявился еще раньше, до начала повествования.

Потерю памяти у Дороти мистер Уорбертон объясняет тем, что это:

своеобразный способ, к которому прибегает разум, чтобы найти выход из безвыходной ситуации.

Он убежден, что Дороти и не верила никогда в Бога по-настоящему. Он говорит:

Вы для этого слишком умны. Просто вас воспитали в этих абсурдных верованиях, и вы по привычке считали, так сказать, что можно с этим жить. Вы себе выстроили жизненный паттерн – простите мне этот психологический жаргон, – годящийся только для верующих, и это, ясное дело, стало на вас давить.

Возможно, в ее подсознании еще задолго до потери памяти присутствовал этот внутренний конфликт, при котором среда, как бы принуждающая верить в Бога, сталкивалась с реальностью, где Бог (по Ницше) давно умер.

Возможно, ее вера в Бога не была той основной опорой, а лишь шла «в дополнение» к осмысленной работе, труду, который выполняла Дороти изо дня в день.

Иллюстрацию идеи спасения в труде мы видим, когда Дороти работала в «хмельном лагере» сборщиком хмеля:

Такая жизнь изнашивала, выжимала все соки, но взамен дарила всеохватное, безоговорочное счастье. … своеобразный животный рай.

когда учила детей:

После кошмарных дней бродяжничества едва ли не любая работа стала бы для Дороти в радость. Но она видела в учительстве не просто работу, а миссию, задачу всей своей жизни.

и когда вернулась домой:

Едва вернувшись домой, Дороти с головой окунулась в работу, и все вернулось на круги своя с поразительной быстротой.

Несмотря на все невзгоды, тяжелейшие условия жизни, холодность и даже враждебность окружающего мира, Дороти демонстрирует стойкость духа. Ей удается сохранить свою личность несмотря на потерю веры, которая, как казалась изначально, была основной ее жизни. Она убеждена, что важные не сами события, а «то, что происходит у тебя внутри».

Внешние обстоятельства, такие, как бедность и труд на износ, и даже одиночество, не так уж сами по себе важны. Важно то, что творится в твоем сердце.

--

Читали роман? Что больше всего зацепило?

Больше обсуждений, а еще котики и философские мемчики в ТГ «Филе тудака»