Adolf Riedmeier 16
Этот ас служил в JG52. 11 мая 42 года он был в небе Крыма тяжело ранен при атаке на СБ огнём стрелка и более не воевал, хотя его самолёт был починен после посадки.
Elmar Ahrensmeyer 16
А этот пилот был асом самого конца Войны, служил в JG51 и, кстати, его победы почти полностью не имеют конкретики, известно только их общее количество. Известно, что 16 января 45 года он был сбит в бою северо-западнее Варшавы и спасся с парашютом, но был ранен.
Судя по месту, его сбил комэск 813 иап Фёдор Васильевич Митрофанов, очень опытный ас на Ла-7. Это была короткая и успешная атака Советского пилота в стиле немцев. Боя как такового не было. Митрофанов в тот день сбил целых три самолёта. Причём он заявил их как фв-190 – типичная ошибка, так как сбитые им пилоты летали на бф-109, но из-за скоротечности боев он спутал типы. Кроме Аренсмайера, в другом бою Митрофанов сбил ефрейтора Пауля Мессмера из 3 отряда. Хотя этот пилот и был всего лишь ефрейтором, но тоже был неплохой ас, имел 9 побед на счету. Сбил его Митрофанов в районе аэродрома Цеханув (Зигенау). Он в составе четверки Ла-7 в указанном районе осуществлял патрулирование и заметил группу вражеских истребителей. Заметив, что один из них пошёл на посадку на аэродром Цеханув, Митрофанов его атаковал и сбил. Очевидно, как раз этот самолёт и пилотировал Мессмер. Затем Митрофанов сбил ещё один истребитель врага. Конечно же, эта атака показывает, что немцы были уже «не те», их большая группа над собственным аэродромом проворонила атаку.
К большому сожалению, Митрофанов, этот отличный ас, не дожил до Победы, он погиб в бою, по советским данным сбит огнём ЗА.
Arthur Beth 16
Этот ас служил в JG5. Он был сбит 3 января 44 года и попал в плен. История этого боя подробно описана в жбд 767 иап.
Станция наведения заметила пару бф-109, охотящихся в советском тылу. Скорее всего, бф-109 не охотились, а проводили разведку, так как шли они на малой высоте. И их было на самом деле четыре. Тут же на перехват отправлена была дежурная четверка 767 иап, ведущий Матвеев Николай Егорович, на «Яках-7б». Советские пилоты шли с превышением. Любопытно, что все они были новички, кроме ведущего второй пары Круглова Ивана Ниловича, который раньше служил в полку истребителей-ночников (специальность для Советского Союза весьма и весьма редкая). Однако действовали они весьма грамотно.
Бф-109 тоже своевременно заметили советских пилотов, поэтому успели провести контратаку. Матвеев своей парой атаковал ведущую пару. Ведомая пара немцев попыталась атаковать, в свою очередь, пару Матвеева в хвост, но в лоб им выскочила пара Круглова, видимо ими незамеченная. Один из бф-109 тут же был сбит на лобовой ведомым пары, Федоровым Виктором Ивановичем. Второй, который, кстати, в итоге единственный из всей четвёрки уцелел сам и сохранил самолёт, в последующем бою был совершенно пассивен.
Тем временем Матвеев крепко вцепился в ведущего всего звена, то есть Артура Бета. Тот пытался, совершая виражи по восходящей спирали, сбросить с хвоста Советского пилота, но тот не отставал, выжидая момент, и, наконец, с короткой дистанции сбил Бета. Тот спасся с парашютом, но попал в плен. Его ведомый, ефрейтор Оскар Ассманн, пилот совершенно неопытный, помочь ведущему не смог, благо его взял в оборот Круглов и, после недолгого боя на виражах, подбил. Ассманн пытался уйти, но Круглов его догнал и дал ещё одну меткую очередь, однако слегка увлёкся и слишком сблизился с горящим бф-109. Была угроза проскочить вперёд и попасть под огонь пушек бф-109, поэтому Круглов кинул свой самолёт резко вбок прямо под самолётом Ассманна. Маневр оказался не совсем удачным, хвостом Круглов зацепил крыло бф-109, добив того окончательно, но и его самолёт был сильно повреждён. Этот последний маневр был единственным эпизодом боя, который удостоился от начальства порицания, так как в целом бой был по праву оценён отлично. Тем более проводили его новички, но и более опытные пилоты не смогли бы его провести лучше. За этот бой вся четверка удостоена была Орденов Красного Знамени.
Herbert Franke 16
Этот ас служил в составе JG53. Большую часть побед одержал в небе Сталинграда. Имел на Востоке и одно поражение, ещё до того, как одержал первую победу. Это было в небе Курска, 26 июня 42 года. Пилот был сбит и спасся с парашютом. Сбил его Приступа Виктор Дмитриевич из 263 иап.
Richard Göbel 16
Gerhard Krämer 16
Karl-Heinz Steinicke 16
Эти три аса избежали поражений на Востоке, во всяком случае они неизвестны. Гёбель в 45 году служил в JG53, Крэмер в 44 году в JG51, Штайникке же в JG3. Особо сказать о них нечего.
Artur Lüneburg 16
Этот пилот служил в JG54. Погиб он 14 июля 44 года - сбит и погиб в районе Сокаля. Это был бой против 107-го гиап, который вечером сопровождал штурмовики. Немцы пытались прорваться к штурмовикам, но натолкнулись на ожесточённое сопротивление истребителей сопровождения, которые их не пустили к штурмовиками. Шестёрка 107-го гиап вела сложный бой на виражах в течении 20 минут, однако завершился он победой: заявлено было три сбитых фв-190, потерь понесено не было. Скорее всего, сбил Люнебурга ведущий группы Худов Пётр Дмитриевич, он, заложив в ходе боя крутой вираж, зашёл в хвост одному из фв-190 и сбил его с малой дистанции.
Ludwig Berger 16
Этот ас служил в JG77. 12 мая 42 года он был сбит и попал в плен, где и умер. У этого пилота было 16 побед на счету. Группа 164 иап, ведущим был опытный пилот Милованов Алексей Михайлович, участник ещё финской кампании, атакована была бф-109. Советские пилоты к атаке были готовы и потерь в ней не понесли. Завязался бой на виражах, которые в JG77 очень любили. На сей раз им не повезло. Советские пилоты вели бой дружно, слаженно, и одержали победу. Сбит был Бергер, попавший в плен. Главным творцом победы, очевидно, был именно Милованов.
Burkhard Gransow 16
Грансов служил в JG77, все победы одержал в 42 году. Известно и одно поражение: 19 апреля после боя он разбил самолёт в районе Феодосии. Подбит он был пилотами 268 иап на и-16, конкретный автор победы не установлен.
Georg Koppe 16
Этот ас служил в JG52. Он был сбит и попал в плен 8 сентября 42 года в небе Моздока. В целом это был тяжелейший для советских пилотов бой в районе Вознесенской. 11 ЛаГГов 862-го иап сопровождали группу "Бостонов". К сожалению, у пилотов этого полка не было опыта. Немцы этим воспользовались. Группа из 7 отряда атаковала истребители, а 9 отряд занялся бомбардировщиками. После первых же атак, проведённых с вертикалей, группа 862-го иап распалась, и немцы начали охоту за одиночными самолетами, а 9 отряду никто не мешал атаковать "Бостоны". Пилоты этого полка и сбили шесть "Бостонов", причём четыре "Бостона" сбил оберфельдфебель Альфред Гриславски. Истребители тоже понесли большие потери - четыре было сбито, один истребитель получил тяжёлые повреждения. Погиб всего один пилот - Бардин, причём он был расстрелян во время спуска на парашюте. Однако, хотя в целом это был, как честно признало командование, полный разгром, всё же одного пилота сбить удалось, это и был Коппе. Сбил его батальонный комиссар Шаповалов Алексей Александрович. В дальнейшем бою Шаповалов и сам был сбит и тяжело ранен. В некоторых источниках указывается, что Шаповалов таранил вражеский самолёт, однако эта версия, очевидно, позднейшего сочинения, в оперативных документах она не отражена.
Johannes Spott 16
Этот ас стал последним пилотом JG53, погибшим на Восточном фронте в 42 году, перед тем, как эскадра надолго покинула фронт. Это произошло 20 сентября. Он в паре отравился на охоту, но из неё он не вернулся. Это был бой против «сталинского» 434 иап. Мы уже упоминали про тот бой. По сути, это была целая серия схваток большой группы полка с несколькими подразделениями люфтваффе. Если смотреть по месту, то наиболее вероятным автором победы над Шпоттом представляется Гарам Николай Александрович, брат знаменитого аса Михаила. К сожалению, в тот же день в другом вылете Гарам погиб. В этом вылете полк провел четыре боя и потерял в общей сложности четыре самолёта, погибло трое лётчиков, а Михаил Гарам был сбит, но спасся с парашютом. Три из четырёх самолётов сбили пилоты третьего отряда JG53.
Waldemar Wübke 15
Этот ас служил в JG54. Воевал он долго, но большого количества побед не одержал, зато самого его сбивали шесть раз, несколько раз – на Восточном фронте.
4 июля 41 года его сбили в первый раз пилоты 15 иап на «МиГах» в районе Дюнабурга. Поскольку ас совершил вынужденную посадку на своей территории, самолёт засчитан советским пилотам не был. Затем 18 декабря ас был сбит в районе Шлиссельбурга (Петрокрепости) и чуть не попал в плен. Это был бой против четвёрки и-16 из 13 иап ВВС КБФ, которая была атакована восьмёркой бф-109. Пилоты и-16 грамотно организовали оборонительный круг, атаки врага были отбиты, один из нападающих сбит. Победу одержали Плахута Дмитрий Васильевич и Бакиров Валерьян Фёдорович.
Ну, а в третий раз на Востоке аса сбили в районе Мга 9 сентября 42 года. Интересно, что бой, в котором он был ранен, в советских документах был приведён в качестве иллюстрации того, как не нужно воевать, и как пример порочности построения тройкой.
На задание по патрулированию ушла тройка ЛаГГов 160-го иап. Ведущим был Брейтман Исак Волкович. Обнаружив пару бф-109, он дал приказ атаковать, однако его ведомые сильно отстали. Немцы, атакованные им, ушли в облачность, и неожиданно один из них совершил крутой вираж и обстрелял одного из ведомых. Брейтман пошёл наперерез, однако не успел ничего сделать, ведомый уже пылал. Он дал очередь по немцу сбоку и тот, задымив, из боя вышел. В это время ещё один бф-109 спокойно атаковал второго ведомого и сбил его. Таким образом, Брейтман остался один, потеряв обоих ведомых. Никаких побед ему, конечно же, не засчитали, а бой этот показал, что во время боя тройкой часто один самолёт оказывается выпадающим из строя. Однако Вюбке, очевидно, был ранен очередью Брейтмана, а его самолёт получил серьёзные повреждения. Хотя в ТК он значится как повреждённый, на самом деле он более не использовался, то есть был разбит. А сам ас ранен был серьёзно и, хотя позже вернулся, но одержал только две победы и после этого занялся командирской работой и на боевые задания более не летал.
Karl Faust 15
Этот ас служил в JG3 и погиб довольно нелепо: 12 июля 41 года в небе Житомира атаковал, как выяснилось, ю-88, был подбит его огнём, попытался дотянуть до своих, но вынужден был совершить посадку за линией фронта, попал в плен и в плену был расстрелян. Впрочем, с советской стороны на победу претендует пилоты 88 иап, которые атаковали южнее Житомира группу ю-88 и бф-109 и заявили две победы над бф-109 (ю-88 сбито не было). Одна пошла как групповая на звено Деменка Василия Фёдоровича, другая как личная на счёт Середы Петра Селиверстовича. Вероятно, эти пилоты и сбили Фауста.
Wolfgang Kretschmer 15 (19)
Этот летчик служил в JG54, и, по некоторым данным, имел на счету 19 побед. Известен только один случай, когда он потерял самолёт на Востоке. Это было 8 декабря 42 года в небе Старой Руссы. По немецким данным, причиной была техническая неисправность. Советские пилоты тоже на эту победу не претендуют.
Hans-Martin Markhoff 15
Этот пилот из JG52 часто летал ведомым у знаменитого Гюнтера Ралля в 43 и 44 году. При этом сам Маркхофф не был значительным асом. Известен один случай, когда он был сбит и ранен на Востоке. Произошло это 6 мая 43 года в районе Крымской на Кубани. Ас слишком увлёкся атакой на «Яки» и, не успев уйти на вертикаль, был сбит. Сбил его Железников Анатолий Антонович из 274 иап, заявив почему-то как фв-190. Это была первая победа будущего замечательного аса.
Fritz Penschke 15
Один из «асов-призраков» JG52 – хотя указывается, что он одержал 15 побед, однако известно только о двух его победах. Известно ещё об одном поражении: 24 апреля 44 года он одержал как раз одну из известных своих побед в небе Молдавии и сам был затем сбит Ла-5 и ранен. Очевидно, сбили его пилоты 116 иап, которые в ходе боя заявили целый ряд побед. Наиболее вероятно, что сбил его либо сам командир полка, Шатилин Фёдор Семенович, либо один из лучших асов полка, Скороходов Борис Феофанович.
Karl-Emil Rüping 15
Этот ас служил в JG3. Он был сбит 13 ноября 42 года в небе Сталинграда, после чего с трудом добрался до своих. Произошло это в бою с группой «Яков» 563 иап. Других подробностей боя нет.
Erich Thomas 15
Этот ас служил в JG53. Сбит он на Востоке не был, хотя 2 сентября 42 года его самолёт и был серьёзно повреждён в бою.
Heinz-Hartwig Küpper 15
Этот ас из JG3 в 41 году воевал на Востоке в небе Киева, где и одержал большинство своих побед. Он и сам был сбит 11 июля 41 года в воздушном бою с группой «и-16» 2 иап и спасся с парашютом. В том бою принимало участие с обеих сторон большое количество самолётов и было потеряно по два истребителя с каждой стороны. Кто конкретно отличился, установить не удалось.
Friedrich Puchberger 15
Этот пилот служил в штабе JG52, 18 июля он не вернулся из вылета в район Золочева совместно с Вильгельмом Батцем. По одним данным, он сбит огнём ЗА и попал в плен. По другим данным, сбит он не ЗА, а атакой пилота 41 гиап Королева Николая Игнатьевича. Обнаружив в тылу пару охотящихся бф-109, он атаковал их на Лс-5фн и сбил ведомого. Это вполне согласуется с обстоятельствами последнего вылета Пухбергера.
Gerhard Schindler 15
Этот ас служил в JG52, а потом и в JG27. Осенью 43 года он активно воевал на Украине, в районе Запорожья и Кривого Рога, и трижды был здесь сбит. Любопытно, что в ТК не вошёл ни один случай. Лишний повод поговорить про эти таблицы и их соответствие правде.
Первый раз он был подбит 6 ноября 43 года, самолёт совершил вынужденную и был списан. В то время пилот часто летал ведомым у Вальтера Крупински. Вот и в тот день он отравился с ним на охоту. В этот период два звена 866 иап, ведущие Бондарь и Зиновьев, совершали вылет на патрулирование.
Первым врага встретило звено Зиновьева. Тучнин Георгий Васильевич, летчик-стажёр, который был прикомандирован к 866 иап, атаковал первым, используя фактор внезапности, и сбил один бф-109. Позже группа Бондаря была атакована бф-109, бой также не получился долгим. К сожалению, в нем Крупински своей фирменной короткой атакой сбил хорошего аса Аведисьяна Сурена Арменаковича, имевшего 6 побед на счету, ас погиб. В свою очередь, Бесчастный Виктор Николаевич также заявил сбитый бф-109.
Кто же сбил Шиндлера? Точно сказать трудно, но скорее всего это был именно Тучнин. Во-первых, при таком способе атаки шансы на победу были выше, во-вторых, эта победа имеет конкретику. Бесчастный, правда, был более опытный пилот, но это не играет главной роли в данном случае. Кроме того, вероятно время боев немного напутано, и атака Тучнина была уже позже того, как немцы атаковали группу Бондаря. Это и объясняет успех Тучнина: немцы были отвлечены боем. На такую мысль наталкивает и тот факт, что именно Тучнин видел последним дымящийся «Як», который, очевидно, пилотировал Аведисьян…
22 числа ас в бою с «Яками» из того же отличного 866 иап был ранен и подбит. Ранение было в плечо, но он все же дотянул до своих и посадил на брюхо самолёт. Он снова вылетел на задание, на сей раз конкретное (прикрытие ю-87) в качестве напарника Крупински. Действующие лица были те же: звено Зиновьева. Атаковали вновь первыми, причём снова тот же самый Тучнин первым атаковал бф-109 и, по его словам, атакованный бф-109 «взорвался в воздухе». Это, конечно, преувеличение, но в целом действия Тучнина были очень успешные. Потерь полк избежал, только один самолёт был подбит. Случай редкий: один и тот же пилот, да ещё и стажёр, дважды приземлил хорошего немецкого аса. Эти две победы остались единственными на счету Тучнина, так как вскоре он вернулся в свой запасной полк.
19 декабря ас был сбит в третий раз, уже в бою с «Илами», и посадил самолёт в густой снег в районе Апостолово. После этого ас покинул восточный фронт.
Werner Schöw 15
Этот ас служил в JG53. Он выбыл 11 августа 42 года в небе Сталинграда. Это был бой против 2 иап. В том бою группа этого полка крепко прижала пилотов сразу и JG3, и JG53, умудрившись навязать бой на своих условиях. Бой продолжался целых 20 минут и закончился убедительной победой советских асов. Потеряв один свой самолёт (пилот Люсин спасся на парашюте), сбили три вражеских. Двое пилотов JG3 спаслись и вернулись в часть. А вот «Пиковые» потеряли одного пилота – Вернера Шёва. Он на подбитом бф-109 совершил посадку за линией фронта и попал в плен. Отличились лётчики Викторов Михаил Кузьмич, Камболов Николай Иванович и Егунов Анатолий Яковлевич. Кто из них сбил Шёва, определить невозможно.
Theodor Spanke 15
Этот ас из JG54 в 41 и 42 году воевал на Востоке, сбит, по имеющимся данным, не был.
Hans-Günther Koch 15
Этот ас служил в JG51 и почти все победы одержал в боях с Западной авиацией. Погиб он, однако, в бою с советскими пилотами 3 апреля 45 года в районе Вены. Сбил его лётчик Батаров Михаил Фёдорович из 611 иап на Яке-3 во время прикрытия наземных войск, проведя отличную стремительную атаку с вертикали.
Walter Repple 15
Этот ас служил в JG54. Хотя за его плечами были ещё бои в Англии в 40 году, особо сильным асом он не был. Погиб он 14 сентября 43 года, отражая налет на аэродром Шаталовку Пе-2. По немецким данным, его сбил стрелок Пе-2, однако, по советским данным, стрелки Пе-2 побед не заявляли. В целом немцы действовать при отражении налёта несколько сумбурно и большого ущерба советским пилотам не нанесли. Советские пилоты 303 иад заявили первоначально 10 побед над фв-190, но затем большинство побед начальство 1 ВА пилотам «завернуло», поскольку в этой армии не поощрялись приписки. Очевидно, Реппле был сбит штурманом 168 иап Титаревым Григорием Ивановичем. Заметив атаку фв-190 на один из Пе-2, Титарев атаковал и сбил его. Затем на него насели другие фв-190, ас, ловко маневрируя, сбил одного из нападавших, однако в конце концов и сам был сбит и ранен. К счастью, он все же смог спастись, несмотря на то, что фонарь заклинило.
Siegfried Schwaneberg 15
Этот ас служил в JG51, большую часть побед одержал в 42 году, поражения его на Востоке неизвестны.
Wilhelm Budke 15
Этот ас JG53 был постоянным ведомым Альфреда Франке, известного аса данной эскадры. Поскольку Франке был из разряда рискующих асов, то у Будке тоже хватало приключений.
1 июля 41 года он был сбит первый раз. В том же бою сбит был и его ведущий, Франке. Мы уже рассказывали про тот бой в статье о Франке. Напомним его ход: это был бой против группы и-153 из 253 иап, которая занималась штурмовкой. Франке явно переоценил свои возможности, решившись на бой в режиме двое против девяти. За это поплатился и он, и его ведомый. Отличились Мальцев Василий Михайлович, командир советской группы, и Абрамчук Николай Иванович, в будущем хороший ас.
7 сентября 42 года Будке был сбит в бою в небе Сталинграда. Сбит он был в ходе атаки группы «Илов», спасся с парашютом. Отличился пилот 11-го иап Головатый Владимир Дмитриевич, который в указанном районе при сопровождении штурмовиков заявил сбитый бф-109.
А 19 сентября «осиротевший» после гибели Франке Будке был сбит в третий раз, и на сей раз поражение было фатальным. Его судьбу поясняет Олег Каминский в статье «битые пиковые тузы»: в бою с «Илами» он неосторожно подставился, проскочив во время атаки вперёд «Илов», и тут же был обстрелян РС. Лётчик был тяжело ранен, спасся на парашюте, но спасти его не смогли, он скончался 11 ноября.
Heinz Kürten 15
Этот ас служил в JG52. Погиб он 7 августа 43 года в небе Курской Дуги в результате столкновения. И вновь в нашем повествовании появляется колоритная фигура грозы немецких асов из 427 иап Кирии Шалвы Несторовича.
7 августа 43 года в районе Микояновка Кирия Шалва Несторович в составе группы прикрывал боевые порядки. Были обнаружены самолёты врага, которые прикрывали hs-129, корректировщик. Пока шёл ожесточённый бой, Кирия, мигом сориентировавшись, набрал высоту и с пике атаковал один из самолетов врага, опознанный им ошибочно как фв-190. Непонятно почему, но и Табаков, и Кирия часто видели фв-190 там, где их не было. Это, конечно же, не укор асам, поскольку в бою рассматривать врага некогда. Немцы тоже часто путали типы, даже Яки с Ла-5, хотя их спутать непросто.
Как бы то ни было, атака оказалась очень удачной: Кирия, можно сказать, одной атакой прихлопнул двух, так как подбитый им истребитель врезался в другой бф-109. Сам Кирия этого столкновения не наблюдал. Один из пилотов погиб, это и был фельдфебель Хайнц Кюртен, а второй пилот сумел посадить искореженный самолёт на брюхо (для прыжка с парашютом высота была мала).
Werner Prinz 15
Этот ас из JG51 был сбит дважды на Востоке. Первый раз – 21 июля 43 года в небе Курской Дуги, к тому времени он был уже достаточно успешным асом. Он был серьезно ранен в том бою. Это был бой против четверки 32 гиап. В ходе патрулирования четверка обнаружила группу фв-190 и атаковала, после недолгого боя Келейников Юрий Яковлевич сбил одного из фв-190, остальные из боя вышли. Принц с трудом дотянул до аэродрома, но самолёт его восстановлению не подлежал.
Второй раз ас сбит и попал в плен 1 июня 44 года в белорусском небе. Обстоятельства этого боя очень подобно описаны в ЖБД 4 ВА. Указывается даже фамилия и имя сбитого немецкого пилота, что вообще-то редкость, количество его побед и звание.
В тот день станция наведения сообщила дежурной паре 172 иап, что был замечен хс-126, очевидно производящий разведку. День был очень облачный. Найти его истребителям удалось не без труда. Ведущим пары был Апостолов Пётр Фёдорович, ведомым Вытнов Глеб Васильевич, оба не асы. Тем не менее, как мы увидим, действия молодых пилотов были практически идеальны.
Сразу же был замечен бф-109, который плотно опекал «хеншеля», ещё один прятался в облачности, прикрывая напарника. В ходе боя именно Апостолов выполнял все основные маневры, роль Вытнова до поры до времени была скромной.
Итак, Апостолов начал энергично набирать высоту, чтобы атаковать сверху «хеншель» и прикрывавший его «мессер». Этому маневру помешал второй «мессер», который попытался атаковать с виража и немного снизу. Апостолов разгадал его маневр и атаковал его чуть сбоку и в лоб. Из-за того, что атака шла не строго в лоб, а под углом, очередь бф-109 прошла мимо, как и очередь Апостолова, и в итоге истребители проскочили мимо друг друга. «Хеншель» спрятался в облачность и более не появлялся, спрятался и второй бф-109, но бой только начинался. Немецкие асы не собирались «соглашаться на ничью».
Тот бф-109, который только что прикрывал «хеншель», попытался зайти в хвост Апостолову, в то время как другой готовился к новой атаке. Апостолов быстро развернул свой маневренный «Як» навстречу, на лобовой враг занервничал, попытался уйти вбок и получил очередь по фонарю, после чего его самолёт сорвался в пике и, по донесениям пилотов, врезался в землю.
Второй бф-109 в это время, круто завиражив, также хотел зайти в хвост Апостолову, но тот вновь среагировал молниеносно и снова предпринял лобовую атаку. Немец вышел из неё сложным маневром: переворотом на спину в отрицательное пике. Апостолов, однако, также успел совершить переворот и гнался за немцем тоже в отрицательном пике. Немец, выведя бф-109, поспешил на спасительную вертикаль. Однако Апостолов не отставал. В итоге бф-109 не выдержал вертикали, потерял скорость и «завис».
И тут жирную точку в схватке поставил Вытнов, который до этого был полностью в тени повествования. Он атаковал немца и сбил его с одной очереди, дождавшись своего шанса. Кстати, многие немецкие асы именно так добивались побед: в ходе боя наблюдали за ним и, заметив, как кто-то из советских пилотов допустил ошибку, тут же его атаковали и сбивали. Тактика, конечно, действенная, но справедливо ли считать эти победы личными? Большой вопрос, как по мне. В данном случае Вытнов действовал так по указанию Апостолова и должен был включиться, если что-то пошло бы не по плану.
Сбитый немец попал в плен. Это и был Принц. Конечно же, хотя сбил его Вытнов, это была коллективная победа, и прежде всего достигнута отличными действиями Апостолова, который воевал в этом бою, как опытный ас. Принц, между прочим, рассказал, что второй сбитый был ведущим пары и успел сказать по рации, что у него перебито управление и рука, прыгать он не может. Увы, данные о потерях JG51 не позволяют установить личность этого пилота и, не исключено, эту историю Принц выдумал. Вероятно, напарник все же спасся глубоким пике. Установить это мы не можем.
Heinz Radlauer 15
Этот ас все свои победы одержал в конце 44 и 45 году, воюя в IV группе JG51. Про его поражения неизвестно.
Gerhard Raimann 15
Этот ас служил в JG54, победы свои одержал в 42 году. 6 сентября он был сбит в районе Шума. Он был тяжело ранен в бою, надолго выбыл и вернулся, только когда III группа JG54 уже покинула Восточный фронт. Бой этот произошёл вечером, противостоял асу 845 иап. Полк атаковал ю-88, Райманн пытался препятствовать этой атаке, но сам попал в прицел опытнейшего лётчика Кобзева Николая Леонтьевича, который воевал на «Кобре» (в то время в полку были одновременно Яки и Кобры).
Ernst Winkler 15
Johannes Schiffer 15
Оба этих аса в 41 году служили в I группе JG3. И оба имели поражения на Востоке. Винклер был сбит дважды – 27 июня и 10 июля. В первом случае он прибегнул к помощи парашюта, во втором он дотянул до своей территории и там сел на брюхо. Оба раза его сбили стрелки ДБ. Шиффер был подбит 21 июля огнём ЗА и совершил посадку на брюхо.
Heinz Sieg 15
Ещё один ас «пиковых» в нашем исследовании.
24 августа 42 года во время отражения налёта немецких бомбардировщиков победой отметился пилот 4-го иап Кобяков Николай Фёдорович. Он атаковал бф-109 сопровождения и сбил его. В кабине этого самолёта сидел унтерофицер Хайнц Зиг из 1 отряда «пиковых», имевший 12 побед на счету. Он хоть и спасся с парашютом, но был тяжело ранен и надолго выбыл. Вернулся он, только когда JG53 покинула Восточный фронт. Он одержал ещё три победы на Западе перед тем, как погиб.
Max Bernhardt 15
Этот ас служил в JG51. 10 августа 43 года в районе Ахтырки в бою он был подбит, при вынужденной посадке разбился насмерть в районе Котельвы. Сбил его, скорее всего, Михайлов Алексей Григорьевич из 40-го гиап, который при атаке полка на ю-87 севернее Ахтырки заявил фв-190 сопровождения.
Anton Held 15
Этот ас служил в JG54. Он погиб в бою 23 июля 43 года в небе Дуги. Сбили его пилоты 49-го иап. На победы в том бою претендовали Ходун Иван Александрович, Коломоец Василий Николаевич и Разинов Алексей Васильевич, все – очень опытные и сильные пилоты. Кто конкретно отличился, установить невозможно, подобности боя неизвестны.
Wilhelm Kremers 15
А этот ас – один из «династии JG54 44 года». По некоторым данным, он имел 17 побед на счету. 26 декабря в районе Салдуса он был подбит в бою, совершил вынужденную посадку и попал в плен. Это был бой против 761 иап. Пара Жуков Воробьёв сопровождала тройку Илов. Погода была очень облачная, немцы практически не летали. Столкновение, где подбит был Кремерс, было единственным за день. Выскочив из облаков, пара Кремерса атаковала «Илы». Ведущий пары, Воробьёв Пётр Андреевич, обстрелял их, после чего они ушли обратно в облачность. Воробьев победу не заявлял, но по факту она была одержана, его короткая очередь оказалась очень точной.
Manfred Lotzmann 15
Этот ас служил в JG52. Первый раз он потерял самолет 31 августа 43 года, столкнувшись в воздухе с ЛаГГом. Тогда ас уцелел. По причине большого количества заявок в тот день от советских пилотов определить, было ли столкновение и кто его мог сбить, нам не удалось.
Погиб же он в первый день боев на Курской Дуге, сбит истребителем при атаке «Илов». И тут уже мы можем установить истину.
Утром в район Бутово группа 737-го иап сопровождала свои штурмовики. Ведущим был сам командир полка, Варчук Николай Изотович. Группа его была атакована бф-109, которые пытались отвлечь истребители сопровождения. В это время пара Лоцманна атаковала «Илы». Варчук вовремя заметил эту атаку и пошёл на помощь. Сначала он атаковал ведомого бф-109, который, уходя от атаки, ушёл в сторону, но оголил тыл Лоцманна. Варчук этим тут же воспользовался и с одной атаки сбил его. Он успел вовремя: как раз в этот самый момент Лоцманн заходил в атаку на «Ил».
Продолжение следует…