Найти в Дзене
Softlogic.ai

Нейросетевое наблюдение как инструмент маркетинговой аналитики в ритейле

Сегодня, чтобы успешно выделяться на рынке, ритейлерам необходимо создавать уникальный клиентский опыт. Умное видеонаблюдение стало популярным инструментом для маркетинговой аналитики поведения покупателей. Рассказываем об успешной интеграции такой системы в крупную торговую сеть для улучшения клиентского опыта и оптимизации бизнес-процессов на основе демографических данных о посетителях и тепловых картах. С развитием онлайн-магазинов и сервисов доставки все больше людей отказываются от посещения физических магазинов для приобретения продуктов питания и других потребительских товаров. Это подталкивает ритейлеров к созданию уникального клиентского опыта и применению инновационных механик, чтобы привлечь покупателей в офлайн и мотивировать потребителей лично посещать магазины. Одним из важных инструментов в этой стратегии становится анализ поведения покупателей, который позволяет глубже понять их потребности и предпочтения. Однако при внедрении аналитики ритейлеры сталкиваются с рядом вы
Оглавление

Сегодня, чтобы успешно выделяться на рынке, ритейлерам необходимо создавать уникальный клиентский опыт. Умное видеонаблюдение стало популярным инструментом для маркетинговой аналитики поведения покупателей. Рассказываем об успешной интеграции такой системы в крупную торговую сеть для улучшения клиентского опыта и оптимизации бизнес-процессов на основе демографических данных о посетителях и тепловых картах.

-2

Проблема

С развитием онлайн-магазинов и сервисов доставки все больше людей отказываются от посещения физических магазинов для приобретения продуктов питания и других потребительских товаров. Это подталкивает ритейлеров к созданию уникального клиентского опыта и применению инновационных механик, чтобы привлечь покупателей в офлайн и мотивировать потребителей лично посещать магазины. Одним из важных инструментов в этой стратегии становится анализ поведения покупателей, который позволяет глубже понять их потребности и предпочтения. Однако при внедрении аналитики ритейлеры сталкиваются с рядом вызовов:

— Понимание поведения покупателей

  • Недостаток данных о перемещении внутри магазина. Отсутствие системы наблюдения, которая позволяет точно отследить, где именно и какие покупатели проводят больше всего времени.
  • Отсутствие интеграции с поведенческими данными. Без анализа покупательских привычек сложно определить, почему определенные товары не популярны: в связи с их расположением на полках, невыгодным соседством с более популярными товарами или из-за чего-то другого.

— Управление запасами

  • Проблемы с наличием и пополнением запасов. Отсутствие оповещений в реальном времени о том, что некоторые товары быстро распродаются, приводит к тому, что полки остаются пустыми. Например, популярный детский продукт может разлететься за несколько часов после поступления, но информация об этом поступает с задержкой.

Напротив, другие товары могут лежать на складе долгое время, занимая пространство и замораживая средства.

-3

— Оптимизация размещения

  • Неэффективное использование торгового пространства: Без четких данных о том, где покупатели чаще всего останавливаются, трудно оптимизировать выкладку товаров. Например, продукты первой необходимости могут быть размещены в дальнем углу магазина в надежде, что покупатель по пути купит и что-то ещё. Однако, это также может приводить к потере клиентов, которые предпочли бы более быстрые и удобные покупки.
  • Трудности в мерчандайзинге. Мерчендайзеры не всегда могут своевременно получать данные о бестселлерах, что мешает им оптимально распределять пространство на полках. Например, если любимый покупателями продукт попадает в топ продаж, а это не было своевременно замечено, полка для этого товара может быть недостаточна, и покупатели обнаружат, что он отсутствует в наличии.

— Упущенная выгода

Из-за отсутствия детализированной информации о предпочтениях и поведении покупателей, магазин упускает многообещающие тренды. Например, повышенный спрос на здоровое питание и интерес к органическим продуктам необходимо было вовремя заметить, чтобы оперативно увеличить ассортимент в этой категории и получить конкурентное преимущество. Так поступили ведущие ритейлеры, успех которых в том числе основан на своевременном отслеживании и отрабатывании трендов.

Безусловно, несмотря на поздний старт, и сейчас возможно добиться успеха в этом направлении, если проанализировать потребности и предпочтения целевых аудиторий. Быстрое внедрение новых, актуальных ЗОЖ-товаров с учетом локальных особенностей и вкусов может стать конкурентным преимуществом. Однако для этого требуется точная аналитика актуального портрета покупателя в реальном времени.

Применение системы нейросетевого наблюдения позволяет принимать информированные управленческие решения, что положительно сказывается на общем уровне удовлетворенности клиентов и выручке магазина. Умная система обеспечивает как текущий, так и перспективный анализ в реальном времени, позволяет строить точные прогнозы, совершенствовать покупательский опыт, повышать эффективность работы и оптимизировать ассортимент.

Решение

Умная система “Цифровое торговое пространство” на основе технологий машинного обучения и компьютерного зрения отслеживает покупателей в магазине, их перемещения и действия. Вот как система изменила функционирование одной торговой точки:

— Анализ демографических данных

После установки системы было выявлено, что основную часть потока покупателей с 12 до 17 часов в будние дни составляли женщины в возрасте 25–35 лет. Это позволило руководству сфокусироваться на улучшении клиентского опыта и предложения, ориентированные на эту целевую аудиторию. В результате целенаправленных акций продажи отдельных продуктовых категорий возросли на 20%.

— Тепловые карты и зонирование

Система показала, что покупатели чаще всего задерживаются в углу магазина, где изначально была выставлена мелкая техника. Однако анализ тепловых карт продемонстрировал, что перед входом в эту зону часто образовывались заторы. В результате провели перераспределение пространства, переместили полки с мелкой техникой в более доступную часть магазина и расширили проходы. Это значительно увеличило поток покупателей в эту зону и на 16,7% подняло показатели продаж данной категории товаров.

-5

— Анализ поведения и принятия решений

Система обнаружила, что в отделе с продуктами здорового питания покупатели долго выбирали товары, сравнивая несколько аналогов. После изучения этих паттернов поведения на полках были размещены информационные карточки с кратким описанием пользы каждого товара и советы по введению этих продуктов в ежедневный рацион. Вследствие этого время принятия решения покупателями сократилось, а продажи продуктов из этой категории поднялись на 18%.

— Идентификация зон «упущенных продаж»

Анализ выявил, что покупатели часто интересовались стеллажами со спортивными аксессуарами, однако большинство из них не совершало там покупок. Оказалось, что информация была недостаточно понятной: покупатели не понимали, какими свойствами и особенностями обладают разные товары. После размещения на полках более подробных пояснений, обучение сотрудников для помощи в выборе и переноса стеллажей в более заметное место, магазин зафиксировал 13,5% рост продаж в данной категории.

Результаты

После внедрения системы в течение нескольких месяце были зафиксированы значительные улучшения в организации работы торговой точки и сервисе:

  • Повышение уровня удовлетворенности  и лояльности клиентов, что выражалось в более высоком уровне повторных покупок и положительных отзывах
  • Снижение количества возвратов товаров на 12%
  • Увеличение продаж в категориях одежды и средств для дома и косметики на 20% за 3 месяца
  • После изменения зонирования магазина, продажи мелкой бытовой техники выросли на 16,7% за квартал
  • В результате перераспределения товара и создания »горячих« зон, общий покупательский поток увеличился на 12% в центральных отделах магазина
  • Повышение выручки в отделе здорового питания на 18% благодаря перемещению популярных товаров на уровень глаз и введению информационных карточки с кратким описанием пользы каждого товара с советами по внедрению этих продуктов в ежедневный рацион
  • Предполагаемая экономия времени на ожидание в очереди до 30% путем внедрения гибкого расписания кассиров и динамического открытия/закрытия касс в пиковые часы

Интегрированный подход

Для достижения максимально глубоких стратегических инсайтов ритейлеры используют интегрированный подход, который включает в себя сочетание систем нейросетевого наблюдения с другими источниками и методами. Основные виды исследований включают анализ потребительского поведения, анкетирование и опросы клиентов для получения обратной связи. Дополнительно проводится анализ кассовых данных для выявления трендов в продажах и эффективности промоакций, и фокус-группы для глубокого понимания мотивов потребителей. Геомаркетинг используется для изучения местоположений клиентов, а оценка конкурентной среды помогает выделиться на фоне конкурентов. Также исследуются влияние расстановки товаров на продажи, тестируются новые продукты и проводятся экспериментальные исследования для оценки их воздействия на покупательское поведение. Все это позволяет выявить предпочтения клиентов и оценить эффективность маркетинговых стратегий, обеспечивая более точное таргетирование и персонализированный подход.

Заключение

Современные нейросетевые технологии в ритейле могут значительно оптимизировать маркетинг. Вдумчивый подход и применение широкого маркетингового инструментария вкупе с умным видеонаблюдением не только повышает продажи, но и обеспечивает покупателям более комфортный и персонализированный сервис. Мы гордимся, что наши решения становятся частью этого успеха и продолжаем работать над тем, чтобы каждый ритейлер мог использовать умные технологии на благо клиентов.