Найти в Дзене

Ю.В.Щербинина «Речевая защита. Учимся управлять агрессией»

«Как защищаться от речевого нападения и держать словесный удар? Как противостоять хамству, клевете, манипулированию? Как управлять своей речью и поведением других людей в стрессовых и конфликтных ситуация? Как общаться с детьми-грубиянами и дерзкими подростками?» -из аннотации к книге Ю.В.Щербининой «Речевая защита. Учимся управлять агрессией». Книга адресована психологам и учителям, журналистам и менеджерам, всем работающим с людьми и просто желающим научиться быть вежливым или уметь дать отпор грубости. Это издание было прочитано в рамках Лит Квеста на канале Юлии - «Ветер в книгах». Как-то попались мне в Интернете статьи Ю.В.Щербининой о чтении и особенно заинтересовала ее книга «Речевая защита. Учимся управлять агрессией». Немного об авторе: Юлия Владимировна Щербинина российский филолог, педагог и психолог, специалист по книговедению. Доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Она-автор монографий, научно-популяр
Щербинина Ю. В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией».-М.:Неолит, 2017
Щербинина Ю. В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией».-М.:Неолит, 2017

«Как защищаться от речевого нападения и держать словесный удар? Как противостоять хамству, клевете, манипулированию? Как управлять своей речью и поведением других людей в стрессовых и конфликтных ситуация? Как общаться с детьми-грубиянами и дерзкими подростками?» -из аннотации к книге Ю.В.Щербининой «Речевая защита. Учимся управлять агрессией».

Книга адресована психологам и учителям, журналистам и менеджерам, всем работающим с людьми и просто желающим научиться быть вежливым или уметь дать отпор грубости.

Это издание было прочитано в рамках Лит Квеста на канале Юлии - «Ветер в книгах».

Как-то попались мне в Интернете статьи Ю.В.Щербининой о чтении и особенно заинтересовала ее книга «Речевая защита. Учимся управлять агрессией».

Немного об авторе: Юлия Владимировна Щербинина российский филолог, педагог и психолог, специалист по книговедению. Доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Она-автор монографий, научно-популярных книг, учебников и учебных пособий, множества статей в научных и литературных журналах.

Книга разделена на тематические главы плюс практикум.

Щербинина Ю.В. уверена, что можно научиться с детских лет противостоять речевой агрессии, те есть, уметь ответить хаму достойно, не опускаясь на его уровень.

Педагог, психолог и ученая предлагает сначала рассмотреть причины появления агрессии и понять кто ты: агрессор или жертва?

«Постоянно воюю с коллегами! Как поставить их на место?»; «Чем осадить хамящего соседа – достал уже вконец!»; «У меня вечные баталии с дочерью! Можно ли как-то на нее воздействовать?»; «Муж, гад, постоянно скандалит! Есть какая на него управа?» – именно с таких вопросов и просьб обыкновенно начинаются лекции и тренинги, посвященные речевой агрессии.
Особенно запомнилась одна женщина-филолог, страстно повествовавшая о разгуле хамства пассажиров трамвая, на котором она ездит на работу, и умолявшая вооружить ее «словесными конструкциями» против «хабалок и идиотов».

Какие личностные качества надо выработать у себя, чтобы противостоять речевому нахалу?

В других главах автор перечисляет всевозможные виды агрессии от клеветы и манипулирования до актуального сейчас сетевого троллинга и предлагает разнообразные способы спасения, приводя примеры из жизни и художественной литературы, которые особенно ярко выявляют всех участников словесной битвы.

«Никто не призывает бессловесно сносить обиды, но сразу из-за этого переоценивать все ценности человеческие, ставить на попа самый смысл жизни – это тоже, знаете… роскошь. Себе дороже, как говорят. Благоразумие – вещь не из рыцарского сундука, зато безопасно. Да-с. Можете не соглашаться, можете снисходительно улыбнуться, можете даже улыбнуться презрительно… Валяйте. Когда намашетесь театральными мечами, когда вас отовсюду с треском выставят, когда вас охватит отчаяние, приходите к нам, благоразумным, чай пить».
В.Шукшин «Обида».

Оказывается научно доказано, что агрессия заложена в самой человеческой природе и даже самого предовольного жизнью человека всегда кто-нибудь да захочет позлить, не говоря об определенных слоях общества и социальных группах, где грубость и сквернословие является нормой.

Вы еще не умерли, чтобы говорить о вас только хорошее», – заметил польский писатель Кароль Ижиковский.

Но Юлия Владимировна убеждена, что:

предупреждать, сдерживать, контролировать агрессию в своей и чужой речи – вполне посильная задача для каждого из нас.
Один из примеров речевой защиты в фильме "Девчата".Источник фото:https://yandex.ru/images/search?
Один из примеров речевой защиты в фильме "Девчата".Источник фото:https://yandex.ru/images/search?

А по-научному ,ситуации с речевой агрессией можно решить с помощью:

· Игнорирования;

· Переключения внимания;

· Приема расфокусировки ;

Сущность этого приема отражена в известном анекдоте:
– Ты шо, интеллигент?
– Что вы, что вы! Такое же быдло, как и Вы!

И один из лучших способов – это юмор (но, к сожалению этот способ не всем доступен):

Пришла как-то Фаина Раневская в Пушкинский музей, где выставили «Джоконду». Перед картиной стоит мужчина и желчно философствует: «Ну что в ней такого, в этой Джоконде? Не нравится она мне…» А Фаина Георгиевна ему: «Молодой человек! Вы знаете, Джоконда уже столько веков всем нравится, что она может сама выбирать – кому ей нравиться, а кому – нет».

На защите от троллинга остановлюсь поподробнее.

Троллинг – виртуальное разжигание словесной вражды – становится одной из главных бед интернет-общения, своего рода «сетью в Сети», в которую попадаются все больше блогеров, посетителей форумов, участников конференций.

Несколько примеров борьбы с этим явлением:

Правильная и своевременная идентификация.

Выявить настоящего тролля можно по ряду и – главное! – сочетанию характерных признаков :

• агрессивность (а также возможное совершение конкретных действий, направленных на разжигание вражды между участниками сетевой группы);

• повторяемость (с целью непременно добиться желаемой реакции окружающих);

• иррациональность (нелогичность, неадекватность, непредсказуемость слов и поступков).

Круговой обмен информацией о потенциальных случаях и выявленных фактах троллизма между членами одной комьюнити и дружественными тематическими сообществами.

Коллективная поддержка жертвы троллинга – аналог групповой психотерапии.

К этому естественным образом располагают общность взглядов, интересов, видов

Большая часть книги посвящена речевой агрессии детей и подростков.

– Татья-я-на Сергее-е-евна! Ну Татья-я-на Сергее-е-евна!!! А Сашка мне не дает карандаши-и-и!
– У-у-у, гад! Вот пожалуюсь папке, он придет и изобьет тебя!..
– Ой, смотри, какая классная машинка… Давай купим! Ну, пожалуйста! Ну ма-а-ам!.. Ну почему-у?.. Вот ты какая, значит! Ну купи-и эту маши-и-нку! Купи!! Купи-и-и-и – и-и!!! Никогда мне ничего не покупаешь! Вот Славке папка давным-давно купил робота! Управляемого! Ромке мама подарила рейнджеров крутых! Да!! Подарила!!! А ты меня не любишь!!!
Этот список словесных «агрессивностей» легко может дополнить любой взрослый, работающий с детьми: от школьного учителя и воспитателя детского сада до педиатра районной поликлиники и продавца игрушек в «Детском мире».

Щербинина Ю.В. убеждена, что агрессивная речь у детей не их инициатива, а ответ на напряжение, невнимание, разные препятствия и часто виноваты в этом взрослые.

Иначе говоря, ребенок редко нападает первым – он больше защищается, несмотря на возможную мнимость угроз и несостоятельность опасностей «со стороны».

Автор предлагает посмотреть на личные качества маленького агрессора, с помощью персонажей «Приключений Буратино»: в этой сказке обнаруживаются основные типы маленьких агрессоров.

Арлекин – обзывается, дразнится, насмехается, задирается первым, часто угрожает («Ты чего хнычешь, дуралей?.. – Он схватил палку и отколотил Пьеро…»).

Пьеро – обижается, упрекает, почти не нападая, чаще защищается, заявляет претензию на «особенность» и исключительность, нередко «упивается» ролью жертвы («Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия…»). Возможно смещение речевой агрессии в область фантазий («Я дрался, как лев!..»).

Буратино – прибегает к ситуативной агрессии: терпит нотации «плаксы и приставалы» Мальвины, однако легко «срывается», будучи запертым в темном чулане («Очень мне нужно раскаиваться! Не дождетесь…»). Редко нападает первым, но любит поворчать («Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…»).

Иллюстрация к сказе "Приключения Буратино". Источник фото: https://yandex.ru/images/
Иллюстрация к сказе "Приключения Буратино". Источник фото: https://yandex.ru/images/

Несколько советов для общения с подростками:

1. Демонстрируем уважение.

Тинейджера задевает и унижает, когда с ним обращаются как с малышом или «трудным типом». Не будем путать подростка с недоростком. Известное бранно-просторечное слово «недоросль» означает «глуповатый недоучка», в нем – и раздражение, и презрение, и укор…

2. Проявляем тактичность.

Интерес должен быть искренним и открытым, но не дотошным и не навязчивым! Нудные расспросы, высокомерные нотации и резкая критика – три запрещенных жанра в общении с подростком, именно они чаще всего провоцируют агрессивную реакцию. Стремящийся к самостоятельности и независимости, склонный к скрытности и уединению, подросток реагирует враждебностью и негативизмом. Любимое слово подростка «отстань!».

3. Избегаем панибратства.

В переходном возрасте стремление к взрослости сочетается с поведенческим инфантилизмом, что объясняет двойственность отношения к старшим: с одной стороны, подростки уважают тех взрослых, которые понимает их чувства, вникают в их проблемы, разбираются в молодежной моде. С другой же стороны, подростки избегают взрослых, чрезмерно интересующихся их жизнью, нелепо «молодящихся» и стремящихся сократить возрастную дистанцию.

Завершает книгу –Практикум. Дается ситуация и вопросы к ее разрешению. Но ситуации не из реальной жизни, а из литературных произведений:

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», А.Куприн «Белый пудель», В.Катаев «Белеет парус одинокий», В.Панова «Сережа», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», К.Чуковский «Доктор Айболит» с заданиями-вопросами.

Вероятно, в книге что-то покажется знакомым родителям, учителям, психологам. Но, думаю, каждый интересующийся речевой агрессией найдет для себя новые и интересные сведения.

Знакомы с этой книгой? Другие произведения Ю.Щербининой читали?