Найти в Дзене
УрГАХУ

Серебряный век Виктора Малинова

К 80-летию со дня рождения искусствоведа Виктора Алексеевича Малинова В 2025 году художественный мир Екатеринбурга будет отмечать 80 лет со дня рождения известного в городе коллекционера, галериста, куратора выставочных проектов – Виктора Алексеевича Малинова. Он родился в год Великой Победы – 15 июля 1945 года. Родители назвали сына Виктором, что означает – победитель и во многом имя определило его будущий непреклонный, победный характер. Творческая биография В.А. Малинова начиналась в Свердловском художественном фонде, где он работал художником-оформителем, создавая различные мозаики и росписи. Наблюдая работу существовавших в советское время худсоветов, он рано постиг науку критериев оценок художественных произведений. Глаз будущего знатока искусства становился все более «намётан», а художественное восприятие – профессионально целостным, структурированным. В 1979 году Малинов завершает курс обучения по специальности история искусства на филологическом факультете УрГУ, где состоялась

К 80-летию со дня рождения искусствоведа Виктора Алексеевича Малинова

В 2025 году художественный мир Екатеринбурга будет отмечать 80 лет со дня рождения известного в городе коллекционера, галериста, куратора выставочных проектов – Виктора Алексеевича Малинова. Он родился в год Великой Победы – 15 июля 1945 года. Родители назвали сына Виктором, что означает – победитель и во многом имя определило его будущий непреклонный, победный характер.

Творческая биография В.А. Малинова начиналась в Свердловском художественном фонде, где он работал художником-оформителем, создавая различные мозаики и росписи. Наблюдая работу существовавших в советское время худсоветов, он рано постиг науку критериев оценок художественных произведений. Глаз будущего знатока искусства становился все более «намётан», а художественное восприятие – профессионально целостным, структурированным.

В 1979 году Малинов завершает курс обучения по специальности история искусства на филологическом факультете УрГУ, где состоялась защита его диплома: «Сергей Маковский – художественный критик» (руководитель – С.В. Голынец). Надо полагать, что изучение биографии и творческого пути Сергея Константиновича Маковского, критика искусства, организатора художественных выставок, поэта, издателя, определила судьбу и выбор приоритетов Виктора Малинова.

Основной областью его интересов стало современное искусство, поиск талантливых художников, выставочная и галерейная деятельность. Искусствовед классического образца – умный и энергичный организатор художественной жизни, он умел находить в своем окружении и увлекать своими идеями тех, от кого зависело создание и продвижение очередного замысла. Его уникальные проекты вошли в историю не только художественной, но и общественно-политической жизни Свердловска - Екатеринбурга.

Так, на волне перестройки страны в 1980-90-е годы В.А. Малинов, в составе творческой группы БЕЛЫЙ КВАДРАТ, в которой тогда вместе с ним состояли художники Вячеслав Савин, Юрий Калмыков и Александр Нестеров, разрабатывает ряд проектов, самым заметным из которых было создание экспозиции Музея молодежных движений (Музея молодежи). Именно в Екатеринбурге впервые после Москвы и Прибалтики музейное пространство было осмыслено авторами в авангардно-философском аспекте. Позднее, вспоминая данный период, Малинов называл время работы в Музее молодежи «невероятным подъемом»[1], обусловленное общим эмоциональным всплеском общественной жизни. В стенах этого музея впоследствии он еще долго устраивал выставки, среди которых запомнилась выставка 1992 года С.-Петербургского художника Вячеслава Михайлова.

Виктор Алексеевич обладал редким даром общения, мог искренне располагать к себе собеседника. Искусство становилось поводом и универсальным языком, разрушающим социальные, сословные и иные границы. Он одинаково легко общался с людьми, случайно зашедшими на выставку, художниками, искусствоведами и руководителями предприятий. Так для проведения выставки Вячеслава Михайлова были привлечены МКП «Юрана», МП «Институт информатики», Уральский коммерческий банк и ряд частных предпринимателей.

Обладая талантом организатора, искусствовед В.А. Малинов, не только устраивал выставки, но и созывал научные конференции, на которые привлекал к обсуждению актуальных вопросов искусства теоретиков со всей страны. Так, в 1990 году было организовано Всесоюзное совещание «Авангардные направления в советском изобразительном искусстве. История и современность». По итогам конференции в 1993 году вышел в свет сборник докладов. Работа конференции сопровождалась двумя выставками, одна из которых была сборной из числа неофициальных художников города, вторая представляла трех авторов: Геннадия Райшева, Владимира Жукова и Александра Алексеева-Свинкина.

В 2022 году В.А. Малинов, будучи действительным членом Международной Ассоциации искусствоведов (с 1994 г.), выступил с идеей организации конференции «Весенние искусствоведческие чтения, к 100-летию Бориса Васильевича Павловского», положившей начало новому ежегодному циклу научных конференций.

В начале 1990-х годов в стране повсюду возникали сообщества художников, искусствоведов, коллекционеров с их стремлением к выходу на потенциального зрителя и заказчика. Это привело к образованию первых негосударственных художественных собраний. В Екатеринбурге в 1992 году на основе личной коллекции В.А. Малинова был создан первый в городе частный художественный музей БЕЛАЯ ГАЛЕРЕЯ, директором которой он стал.

Вот мнение о галерее одного из обозревателей того времени:

«В числе создателей старшей по возрасту в Екатеринбурге БЕЛОЙ ГАЛЕРЕИ, помимо искусствоведа Виктора Малинова – руководитель администрации губернатора Свердловской области Вениамин Голубицкий. Галерея представляет собой полузакрытый клуб. Гости презентаций порой не скрывают, что их, прежде всего, интересует доступ к представителю власти. В узком кругу галерея ведет достаточно успешную продажу «своих!» художников: это громкие на местном уровне имена»[2].

Да, БЕЛАЯ ГАЛЕРЕЯ была заметным явлением в художественном мире Екатеринбурга начала 2000-х годов!

Вспоминает Анатолий Михуля-Морозов:

«Первыми учредителями галереи были молодые ученые института философии и права, которые увлекались искусством, и когда появились деньги, решили потратить их на приобретение художественных произведений. Они сообща покупали работы местных художников, коллекции галерей, не сумевших удержаться в галерейном бизнесе, и таким образом успевали приобретать лучшее… Первым директором БЕЛОЙ ГАЛЕРЕИ был Виктор Малинов, сыгравший яркую роль в культурной жизни Свердловска-Екатеринбурга девяностых. Именно он и предложил название «Белая галерея», которое было одобрено коллективом»[3].

Новое собрание живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства состояло из более 300 произведений, среди которых – такие известные мастера, в основном уральцы, москвичи и питерцы: Виталий Волович, Олег Карпенко, Анатолий Михуля-Морозов, Игорь Вишня, Владимир Смелков, Александр Алексеев-Свинкин, Ильдар Зиганшин, Юрий Первушин, Александр Нестеров, Олег Еловой, Вячеслав Михайлов, художник театра Владимир Кравцев, скульптор Николай Предеин. С галереей сотрудничали в разное время искусствоведы Сергей Васильевич Голынец, Наталья Ивановна Белоусова, Тамара Александровна Галеева, Светлана Кабанова, Наталья Гриценко, Марина Дашевская, Наталья Ваньчугова и другие.

Первый вернисаж–презентация нового музея состоялся в особняке Дома дружбы на Набережной рабочей молодежи, 2 (Дом купца Пшеничникова). «Белая галерея представляет» – так называлась первая выставка, ставшая художественным событием в жизни города.

Целью нового проекта было поддержание и продвижение современных талантливых художников – как маститых, так и одаренную молодежь. Так, например, первая персональная выставка Николая Предеина была организована именно в БЕЛОЙ ГАЛЕРЕЕ в 1995 году. В кругах многие часто называли новую институцию – «Галереей Малинова».

Под началом Виктора Алексеевича популярная среди знатоков и любителей современного искусства, бывшая бесспорным лидером уральского арт-рынка, наиболее притягательным художественным центром города, галерея просуществовала до 2001 года.

После Малинов уехал из страны, передав руководство галереей другим людям. В одном из своих интервью Виктор Алексеевич, вспоминая свое возвращение, рассказывал: «Сложилось так, что я был в дружбе с многими художниками, а когда вернулся в город, посмотрел и удивился, почему же графика совсем не выставляется?» Графика на тот период была уделом знатоков, сохраняя свое обособленное положение среди видов искусства. Внимательным взглядом он отметил, что широкий зритель предпочитает живопись, а графику не понимает и не воспринимает. Это умозаключение сподвигло галериста на создание нового уникального проекта.

-2

В мае 2007 года тремя единомышленниками – коллекционером Виктором Малиновым, художником Олегом Карпенко и бизнесменом Владимиром Титовым – была основана галерея графических искусств ШЛЕМ. Организаторы галереи стремились привлечь внимание широкой публики к незаслуженно забытым видам искусства – оригинальному рисунку и гравюре. Кстати, логотип для галереи разрабатывал дизайнер Валерий Борисович Семёнов, ныне – доцент, член Союза художников России, профессор кафедры Графического дизайна УрГАХУ.

Разместилась галерея ШЛЕМ в уютных холлах второго этажа вновь возведенного роскошного Международного торгового центра – «Атриум Палас отель». Свою новую галерею Виктор Алексеевич сразу ориентировал не на пресловутую салонность, а на художественность.

Степанов Вениамин Арсентьевич (род. 1941). Из серии «Средневековый лес», Лист 2. 1980-е гг. Бумага; линогравюра. МАиД УрГАХУ. Ф 19, №  255
Степанов Вениамин Арсентьевич (род. 1941). Из серии «Средневековый лес», Лист 2. 1980-е гг. Бумага; линогравюра. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 255

Собрание галереи представляло собой ретроспективный срез уральского графического искусства, произведений мастеров графики ХХ – начала ХХI веков. Прекрасная коллекция современного графического искусства, была создана «всем миром» – многие художники часто просто дарили свои картины в добрые руки Малинова.

Основанием собрания явились произведения Олега Карпенко, который, так же как Виктор Алексеевич, некоторое время жил за границей, участвовал в западном художественном процессе. Пополнение шло как от художников, их родственников, так и коллекционеров.

От собирателей Татьяны и Леонида Орловых поступило несколько графических листов, среди которых: Аврора Сосновская, Александр Бурак, Виктор Зинов, Герман Мелентьев. Наиболее ранним явился рисунок «Ленин и Горький на Капри» Александра Филипповича Бурака (1950-е гг).

Основная часть собрания ШЛЕМА состояла из работ современных художников середины и второй половины ХХ века: Льва Вейберта, Виталия Воловича, Германа Метелёва, Юрия Казанцева, Сергея и Дианы Брюхановых, Владимира Ганзина, Владимира Кравцева. В собрании галереи ШЛЕМ были работы и выпускников УрГАХУ (ранее – САИ), например, оригинальные рисунки Валерия Григорьевича Исаченко. Всего за полтора месяца сотрудниками ШЛЕМА было собрано более, чем 500 графических листов.

Сысоев Виктор Георгиевич (род. 1949). Столбы. 1995 г. Бумага; литография. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 177
Сысоев Виктор Георгиевич (род. 1949). Столбы. 1995 г. Бумага; литография. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 177
Ганзин Владимир Леонидович (род. 1957). Абалакский монастырь в Тобольске. 2000 г. Бумага тонированная; сангина, пастель. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 215
Ганзин Владимир Леонидович (род. 1957). Абалакский монастырь в Тобольске. 2000 г. Бумага тонированная; сангина, пастель. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 215

В экспозиции были представлены различные техники оригинальной и печатной графики. Галереей проводились не только сборные, но и персональные выставки, в частности, одной из первых была организована выставка Виталия Воловича, прошедшая при поддержке ГК ГК «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ», которой руководила в то время Елена Артюх. Через десять лет, в 2017 году на юбилейной выставке галереи экспонировались графические листы более чем 100 художников.

-6

Планы галереи ШЛЕМ изначально были амбициозны: участие в российских и международных выставках; развитие коллекции и связей. Со временем география собрания стала весьма обширной: Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва, США, Болгария, Бельгия, Канада, поэтому статус галереи был провозглашен как Международный.

Изначально Виктором Малиновым была поставлена поистине альтруистическая задача – воспитать зрителя, во многом недооценивающего графику, как самостоятельное художественное явление. Для этой цели были созданы условия для практического знакомства с процессом создания печатной графики. При галерее был оборудован Кабинет рисунка и гравюры, размещен настоящий печатный станок, с возможностью делать оттиски.

Отличительной особенностью галереи ШЛЕМ стала демократичность и открытость – экспозиция была доступна для всех желающих бесплатно, в режиме круглосуточной работы без выходных дней. И о, чудо! Галерея всколыхнула интерес к графике. Люди стали приходить в галерею ШЛЕМ, оценили этот изысканный вид искусства, стали понимать графику и стали ее собирать.

Ганзин Владимир Леонидович (род. 1957). Девушка. 2001 г. Бумага; карандаш. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 217
Ганзин Владимир Леонидович (род. 1957). Девушка. 2001 г. Бумага; карандаш. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 217

Малинов всегда высоко ценил мнение своих коллег. Среди искусствоведов, сотрудничавших с галереей в разное время были Светлана Кабанова, Тамара Галеева, Наталья Ваньчугова, Наталья Кунгурова и другие.

Итогом поистине подвижнической деятельности Виктора Алексеевича и коллектива сотрудников стало то, что Международная галерея ШЛЕМ стала заметным явлением в жизни города. Из небольшого частного собрания галерея ШЛЕМ приобрела статус Екатеринбургского Фонда-музея графических искусств, а основатель галереи В.А. Малинов был утвержден президентом этого Фонда.

Барцев Эчик Александрович (род. 1936). Деревянная схватка. 2006 г. Холст; масло. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 426
Барцев Эчик Александрович (род. 1936). Деревянная схватка. 2006 г. Холст; масло. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 426

Виктор Алексеевич в интервью и беседах неоднократно подчеркивал, что не смотря на то, что галерея ШЛЕМ создавалась частными лицами, на частные деньги, однако по замыслу создателей она имела общественное положение. Коллекция изначально формировалась как государственная и принадлежала обществу, что в конечном итоге было закреплено юридически.

В 2019 году состоялась передача обширной коллекции галереи ШЛЕМ, а также собственной коллекции живописи, графики и личных документов на постоянное хранение нескольким ведущим музеям и архивам города – в Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ), в Центр документации общественных организаций Свердловской области (ГКУСО «ЦДООСО») и в Музей архитектуры и дизайна.

Михайлов Вячеслав Саввич (род. 1945). Две фигуры. 1994 г. Бумага; тушь, перо, чернила, кисть. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 246
Михайлов Вячеслав Саввич (род. 1945). Две фигуры. 1994 г. Бумага; тушь, перо, чернила, кисть. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 246
Михайлов Вячеслав Саввич (род. 1945). Человек и зверь. 1990 г. Бумага; чернила, кисть, тушь. МАиД УрГАХУ. Ф 19, №  252
Михайлов Вячеслав Саввич (род. 1945). Человек и зверь. 1990 г. Бумага; чернила, кисть, тушь. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 252

В составе коллекции МАиД УрГАХУ ныне хранится небольшое, но уникальное по своему составу собрание живописных и графических произведений авторов ХХ-ХХI веков, переданное в 2019-20-х годах лично В.А. Малиновым. Это живописные и графические работы художников Виктора Сысоева, Владимира Ганзина, Владимира Кравцева, Юрия Казанцева, Алексея Лопато, Николая Орешко, Виктора Гардта, Вячеслава Михайлова, Вениамина Степанова, Эчика Барцева и других.

Кравцев Владимир Анатольевич (род. 1954). Графика из серии «Шлемы. Начало». 2007-2008 гг. Бумага мелованная, чернила; смешанная техника, акварель, перо. МАиД УрГАХУ. Ф 19, №  225
Кравцев Владимир Анатольевич (род. 1954). Графика из серии «Шлемы. Начало». 2007-2008 гг. Бумага мелованная, чернила; смешанная техника, акварель, перо. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 225

Виктор Алексеевич вел преподавательскую деятельность на социальных курсах при Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ). Его аудитория состояла в основном из пожилых уралмашевцев, поэтому формат проведения был выбран в виде бесед об искусстве. Свои лекции, к которым он относился с полной ответственностью, он вел на общественных началах, являясь примером бескорыстного служения людям на ниве искусства.

Сысоев Виктор Георгиевич (род. 1949). Радуга над Чусовой. 2007 г. Бумага тонированная; пастель. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 233
Сысоев Виктор Георгиевич (род. 1949). Радуга над Чусовой. 2007 г. Бумага тонированная; пастель. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 233
Казанцев Алексей Афанасьевич (1928–2002). Мост через Пелым. 1962 г. Бумага; сухая игла. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 221
Казанцев Алексей Афанасьевич (1928–2002). Мост через Пелым. 1962 г. Бумага; сухая игла. МАиД УрГАХУ. Ф 19, № 221

Сегодня Виктора Алексеевича Малинова называют «ориентиром в разных сферах культуры, первопроходцем на новом, пустынном ландшафте, неутомимым собирателем, авангардным экспозиционером и вдохновителем художников на создание новых произведений искусства»[4]. Это был вдумчивый практикующий искусствовед, куратор успешных выставочных проектов, уважаемый галерист, а еще азартный коллекционер. Все эти качества в совокупности способствовали его успешной профессиональной деятельности.

В одном из интервью Виктор Алексеевич, тонкий психолог, сказал:

«Мой зрительский опыт – это, прежде всего, опыт галериста. Как галерист, я имею специфический взгляд на искусство. Опыт искусствоведа – это опыт общения с вещами, галерист же работает с людьми. Люди бывают самые разные и галерист с ними находится в постоянном контакте. Он понимает и «чует…» Существует явная параллель между двумя периодами отечественной истории – «серебряного века» рубежа ХIХ и ХХ веков и новой порубежной эпохой конца ХХ – начала ХХI столетий, своими переломными событиями, отразившимися в судьбах исследователей искусства.

Не случайно на церемониях открытий выставок его учитель, академик Российской академии художеств Сергей Васильевич Голынец неоднократно отмечал данную преемственность, называя Виктора Малинова то современным Сергеем Маковским, то современным Сергеем Дягилевым – ибо и тот и другой в одинаковой степени являлись кумирами героя нашего повествования. И Виктору Алексеевичу Малинову изначально было предначертано ярко и достойно прожить свой «серебряный век».

Наталья Ваньчугова,
хранитель Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ,
член Ассоциации искусствоведов России

[1] По А.Н. Злобиной. Опыт искусства авангарда в процессе музеефикации (на примере экспозиции Музея молодежи в г. Екатеринбург) https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/83521/1/978-5-321-02480-5_2016_047.pdf

[2] Марина Романова 04.02.2005 Журнал Эксперт. Господин оформитель // https://www.sostav.ru/articles/2005/02/04/mark040205-2/

[3] А. Михуля-Морозов. Проект Галерея: от арт-базара к арт-рынку http://berlogos.ru/article/proekt-galereya-ot-art-bazara-k-art-rynku/

[4] Н.Н. Корытин. Дары дружбы : графика из коллекции фонда "Шлем" в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств: научный каталог / [авторы-составители: В.А. Малинов и др. ; под общ. ред. З.Ю. Таюровой]. - Екатеринбург : Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2020. С. 5.