5 ноября американцы наняли Дональда Трампа, чтобы он сделал три вещи: положил больше денег в их карманы, снизил цены на бензин, продукты и аренду жилья и восстановил порядок на южной границе.
Трампа наняли не для того, чтобы распустить Министерство юстиции, упразднить ФБР, помиловать участников беспорядков 6 января, ослабить наши разведывательные службы, ликвидировать Министерство образования или «устроить беспредел в сфере здравоохранения».
Первоначальные назначения Трампом конгрессмена Мэтта Гаetz (республиканец от штата Флорида) на пост генерального прокурора (от которого он теперь отказался), Пита Хесгета на пост министра обороны, Тулси Габбард на пост директора Национальной разведки, Роберта Ф. Кеннеди-младшего на пост министра здравоохранения и социальных служб и Мехмета Оза на пост директора Центров услуг Medicare и Medicaid выходят далеко за рамки указаний, полученных им от избирателей.
Вместо того чтобы поделиться опытом с этими ведомствами, Трамп полон решимости отомстить им, разорив их. Как говорит советник Трампа Стив Бэннон, «в Америке не утро».
В 1967 году социологи Ллойд Фри и Хэдли Кэнтрил объяснили, что американцы были идеологическими консерваторами, которые хотели сократить размер правительства, но при этом программными либералами, которые не хотели урезать социальное обеспечение и медицинскую помощь или сокращать расходы на образование и охрану окружающей среды.
Вивек Рамасуми, который работает с Илоном Маском и его Департаментом эффективности государственного управления, говорит, что Маск «приносит не долото, а бензопилу, и мы собираемся применить её к этой бюрократии». Рамасуми добавил: «Это будет очень весело».
Но бензопилы — это не то, что заказывали избиратели. «Веселье» закончится, когда они поймут, что меньшее правительство сильно отличается от отсутствия правительства.
Трамп полон решимости выйти за рамки инструкций, полученных от избирателей. Тем самым он повторяет сценарий, который преследовал недавних президентов.
В качестве примера можно привести Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего.
В 1992 году Билл Клинтон был избран президентом, чтобы улучшить экономическую ситуацию и вывести Соединённые Штаты в мир после окончания холодной войны. Выступая в качестве кандидата от «Новых демократов», Клинтон отверг универсальный подход Франклина Д. Рузвельта к большому правительству.
Но, заняв Овальный кабинет, Клинтон назначила Хиллари ответственной за здравоохранение. Её масштабный и сложный план не соответствовал ожиданиям избирателей.
Точно так же приказ Клинтона, разрешающий геям служить в армии в соответствии с политикой «не спрашивай, не говори», также противоречил тому, что избиратели были готовы принять.
Наконец, запрет Клинтон на штурмовое оружие был воспринят как посягательство на Вторую поправку.
К 1994 году избиратели задавались вопросом, не Джорджа ли Макговерна они выбрали вместо Билла Клинтона. Используя лозунг «Бог, оружие и геи», Ньют Гингрич привёл своих соратников-республиканцев к убедительной победе. Впервые с 1953 года республиканцы контролировали обе палаты Конгресса.
Оценивая результаты, Билл Клинтон признал, что избиратели передали ему послание: «Нам просто не нравится то, что мы видим, когда смотрим на Вашингтон, и вы мало что с этим сделали».
Джорджа Буша-младшего постигла та же участь. В 2004 году он был переизбран, пообещав обеспечить безопасность Америки после терактов 11 сентября 2001 года.
Но, опьяненный победой, Буш хвастался: «Я заработал политический капитал в этой кампании и намерен его потратить». Он потратил этот капитал (и даже больше) на свое непопулярное предложение о частичной приватизации системы социального обеспечения. Его план так и не был одобрен, несмотря на то, что республиканцы контролировали обе палаты Конгресса.
Эта неудача, реакция на ураган «Катрина» и затянувшаяся война в Ираке привели к негативным последствиям на промежуточных выборах 2006 года. Демократы вернулись к власти на Капитолийском холме, и член Палаты представителей Нэнси Пелоси (демократ от штата Калифорния) начала свой долгий срок на посту спикера Палаты представителей. Униженный Джордж Буш-младший назвал результаты «поражением».
В президентской должности есть что-то такое, что заставляет победителей выходить за рамки того, чего хотят избиратели. Покойный Джордж Риди, пресс-секретарь Линдона Б. Джонсона, писал в «Сумерках президентства», что каждого избранного президента охватывает состояние эйфории, когда «больше всего нужны осторожность, самоанализ и смирение».
Победа на президентских выборах — это головокружительный опыт. Победитель занимает высшую ступень в политическом мире, а его Белый дом, как писал Риди, напоминает королевский двор. Внезапно осмелев, эти новоиспечённые верховные судьи хотят обладать огромной властью, выходящей за рамки того, что избиратели хотели бы обсудить с теми немногими, кто мог бы сказать им «нет».
После победы Джона Ф. Кеннеди на выборах 1960 года Ричард Ровере проницательно заметил в The New Yorker, что «суверенный народ» обеспечил Кеннеди «победу без вердикта и большинство без мандата».
Скромный Кеннеди понимал, насколько шатко его политическое положение. Когда либеральные демократы обращались к нему за поддержкой прогрессивных социальных программ, он напоминал им, что не получил мандат и сначала должен быть переизбран.
Трамп никогда больше не встретится лицом к лицу с избирателями. Отсутствие такой подотчётности делает ещё более вероятным то, что те, кто находится в Белом доме Трампа, будут относиться к его обитателю, как однажды объяснил Риди, «со всем почтением монарха».
Скромность — это не черта характера, присущая ни монархам, ни Трампу. А президенты с раздутым эго приводили не одну администрацию к краху.
Ещё до того, как Трамп возобновит своё обещание «сохранять, защищать и отстаивать Конституцию Соединённых Штатов», на горизонте уже видны сумерки его президентства.
Стив Бэннон прав: «В Америке не утро».
Одержав с трудом завоёванную победу, Трамп быстро её растрачивает.
Джон Кеннет Уайт (johnkennethwhite.com) — почётный профессор Католического университета Америки. Его последняя книга — «Великое старое распутывание: Республиканская партия, Дональд Трамп и рост авторитаризма».
© 2024 Nexstar Media, Inc. Все права защищены. Этот материал не может быть опубликован, передан в эфир, переписан или распространен.