Найти в Дзене
Доккино с Ничковой

Работа в жюри Международной премии "Эмми"

Трижды мне довелось быть членом жюри конкурса документального кино Международной премии "Эмми" (International Emmy Award). Это было еще в доковидные времена — в 2016-2017 гг. Сначала оргкомитет "Эмми" пригласил меня в жюри отборочного тура документальных фильмов, присланных на конкурс из стран Азии, после чего я поехала на финал премии в Нью-Йорк и участвовала в гала-вечере, где награждали всех победителей. Весной следующего года меня снова пригласили в жюри отборочного тура "Эмми", но на этот раз я уже "судила" доккино из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канады. А еще через несколько месяцев позвали уже в жюри полуфинала, который впервые проходил в Москве! Сейчас в это сложно поверить, но гостевой площадкой для одного из двух полуфиналов международного документального конкурса "Эмми" в июне 2017-го стал телеканал "Russia Today"! На этой фотографии я (в центре) вместе со своими коллегами по жюри документального конкурса полуфинала "Эмми" на просмотре в одном из помещений те

Трижды мне довелось быть членом жюри конкурса документального кино Международной премии "Эмми" (International Emmy Award). Это было еще в доковидные времена — в 2016-2017 гг. Сначала оргкомитет "Эмми" пригласил меня в жюри отборочного тура документальных фильмов, присланных на конкурс из стран Азии, после чего я поехала на финал премии в Нью-Йорк и участвовала в гала-вечере, где награждали всех победителей.

Мой бейджик члена жюри Internationa Emmy Award. Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Мой бейджик члена жюри Internationa Emmy Award. Нью-Йорк, ноябрь, 2016
На гала-вечере церемонии закрытия International Emmy Award, Нью-Йорк, ноябрь, 2016
На гала-вечере церемонии закрытия International Emmy Award, Нью-Йорк, ноябрь, 2016

Весной следующего года меня снова пригласили в жюри отборочного тура "Эмми", но на этот раз я уже "судила" доккино из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канады. А еще через несколько месяцев позвали уже в жюри полуфинала, который впервые проходил в Москве! Сейчас в это сложно поверить, но гостевой площадкой для одного из двух полуфиналов международного документального конкурса "Эмми" в июне 2017-го стал телеканал "Russia Today"!

Приглашение от телеканала "Russia Today" стать членом жюри полуфинала "Эмми". Москва, 2017
Приглашение от телеканала "Russia Today" стать членом жюри полуфинала "Эмми". Москва, 2017
Полуфинал международной премии "Эмми", конкурс доккино, телеканал "RT". Москва, июнь, 2017
Полуфинал международной премии "Эмми", конкурс доккино, телеканал "RT". Москва, июнь, 2017

На этой фотографии я (в центре) вместе со своими коллегами по жюри документального конкурса полуфинала "Эмми" на просмотре в одном из помещений телеканала "Russia Today". Слева направо: Владимир Соловьев — тогда руководитель службы документального кино телеканала "Россия", тележурналист Аркадий Мамонтов (второй ряд), Екатерина Яковлева (вторая справа) — тогда и сейчас руководитель RT.Doc (канала документального кино Russia Today). Во втором ряду справа — режиссер-документалист Мария Иванова.

Директор по отбору жюри "Эмми" Натаниэль Брендел, полуфинал "Эмми", Москва, 2017
Директор по отбору жюри "Эмми" Натаниэль Брендел, полуфинал "Эмми", Москва, 2017

Специально из Нью-Йорка в Москву на полуфинал премии, впервые проходящий в России, прилетел директор по отбору жюри International Emmy Award Натаниэль Брендел. Перед показом фильмов-номинантов он еще раз подробно разъяснил нам права и обязанности жюри, критерии оценок и технические особенности голосования.

Я с директором по жюри премии "Эмми" Натаниэлем Бренделом (в центре), Москва, RT, 2017
Я с директором по жюри премии "Эмми" Натаниэлем Бренделом (в центре), Москва, RT, 2017
Экскурсия по телеканалу "Russia Today" для жюри полуфинала премии "Эмми". Москва, 2017
Экскурсия по телеканалу "Russia Today" для жюри полуфинала премии "Эмми". Москва, 2017
С директором по жюри "Эмми" Натаниэлем Бренделом. Полуфинал "Эмми", Москва, RT, 2017
С директором по жюри "Эмми" Натаниэлем Бренделом. Полуфинал "Эмми", Москва, RT, 2017
С Екатериной Яковлевой (в центре), руководителем RT.Doc. Полуфинал премии "Эмми", RT, 2017
С Екатериной Яковлевой (в центре), руководителем RT.Doc. Полуфинал премии "Эмми", RT, 2017

Позже политическая обстановка в мире стала все больше и больше осложнятся, антироссийские настроения усиливались, что не могло не отразиться и на ситуации в мировом документальном кино. Поэтому я решила выйти из состава международной академии "Эмми", куда успела к тому времени вступить, и отказалась от дальнейшего участия в жюри. Осенью 2017 года меня неприятно удивил выбор главного жюри, присудившего приз за Лучший документальный фильм британской ленте "Исход. Наше путешествие в Европу" ("EXODUS: Our Journey to Europe"). Я как раз была в жюри отборочного тура британских фильмов того года и хорошо запомнила эту картину: ее авторы, на мой взгляд, грубо и откровенно нарушили нормы журналистской этики, провоцируя своих героев из числа беженцев, стремящихся попасть в благополучные европейские страны, нарушать закон с риском уголовной и даже смертельной опасности. И все — ради большей остроты и яркости съемок.

Тем не менее, опыт участия в международном жюри "Эмми" был крайне полезным и насыщенным. Я познакомилась с документалистами Азии, о которых почти ничего не знала раньше, и узнала много нового о доккино Канады, Австралии, Новой Зеландии. Я погрузилась в закулисье того, как устроена одна из самых престижных западных премий в области телевидения и увидела, по каким критериям оценивают там иностранное документальное кино. Мне было интересно подмечать тенденции в выборе тем, героев, построения драматургии, которые отличались в зависимости от региона проживания авторов фильмов, но многое из этого было универсально и вполне применимо для российского документального телевизионного кино.

На одном из мероприятий для членов жюри "Эмми", Нью-Йорк, ноябрь, 2016
На одном из мероприятий для членов жюри "Эмми", Нью-Йорк, ноябрь, 2016

В мае 2016 года о своем первом знакомстве с "Эмми" и первом участии в жюри премии я написала очерк, разместив его в своем блоге на портале журнала "Русский Пионер". В тот момент показалось, что это удачная площадка для лонг-рида. Публикую этот текст здесь с незначительными сокращениями и необходимыми ремарками. Забавная ситуация с приглашением, полученным накануне 1 апреля, правила конфиденциальности и "пионерские клятвы" о неразглашении, система оценок, критерии отбора, удивительные азиатские документалисты, тренды-2016, работающие драматургические и режиссерские приемы, подсмотренные в доставшихся мне для судейства фильмах и прочие "вишенки на торте".

Но прежде, чем я приведу текст своего раритетного очерка, немного истории:

Когда 25 января 1949 года в США состоялась первая церемония вручения телевизионной премии «Эмми», она присуждала призы только программам, произведенным в Соединенных Штатах. Через двадцать лет — в 1969 году была создана Международная академия телевизионных искусств и наук (IATAS). Она стала частью Национальной академии телевизионных искусств и наук США, (которая присуждает национальные премии «Эмми»), но работает под управлением собственного совета директоров. Сегодня членами международной академии, присуждающей международные премии «Эмми», являются ведущие деятели СМИ и индустрии развлечений из более чем 60 стран и многих сотен компаний из всех секторов телевидения, включая Интернет и мобильную связь.

Первая церемония Международной премии «Эмми», какой мы ее знаем сегодня, состоялась в 1973 году в отеле Plaza в Нью-Йорке, однако вручать призы иностранным документальным фильмам и программам стали еще в 1967 году, т. е. за два года до образования Международной академии. Скорее всего, это был некий переходный период, когда стало понятно, что есть потребность в награждении иностранных телепрограмм, но понимание того, что нужна отдельная премия и самостоятельная организационная структура еще не пришло.

Ныне Международную премию "Эмми" присуждают ежегодно в 16 категориях, одна из которых — "Лучший документальный фильм". Опосредованно к документальному кино относятся еще несколько категорий iEmmy: Лучшая новостная документалистика и Лучший спортивный документальный фильм. Ранее (1991-2001 гг). существовала еще замечательная категория "Лучший документальный фильм об искусстве", но затем ее упразднили, а доки об искусстве переместили в категорию "Лучшие телепрограммы об искусстве". Отдельно некоторые неигровые фильмы с "расплывчатым" форматом можно встретить и в других категориях, посвященных программам для детей или развлекательному контенту, но все же основной ориентир на "Эмми" для документалистов — это приз за "Лучший документальный фильм". В жюри именно этого конкурса мне и довелось удивительным образом оказаться.

Официальный логотип Международной премии "Эмми"
Официальный логотип Международной премии "Эмми"

Текст моего очерка, опубликованного 16 мая 2016 г. в моем блоге на портале "Русский Пионер" (приводится с небольшими сокращениями и необходимыми ремарками):

Ничто не предвещало

Все случилось неожиданно. Поздним вечером 31 марта [2016 г. — прим. В. Н.] я получила имейл от американской телевизионной академии "Эмми". Директор по набору жюри Натаниэль Брэндел предлагал мне стать членом жюри Международного конкурса "Эмми" в этом году. Честно говоря, до 1 апреля оставалось несколько часов, и я грешным делом подумала, что это чей-то розыгрыш. Но, как в том анекдоте, «графика была обалденная», письмо, сопроводительные документы, ссылки на сайт выглядели правдоподобными, имена випов совпадали с реальными, и я поспешила ответить согласием. Долго меня уговаривать не пришлось!

Награда «Эмми» — это своеобразный «Оскар» в мире телевидения и эквивалент «Грэмми» в области музыки. В этом году [2016 — прим. В. Н.] заветные статуэтки будут вручать в 44-й раз. Так же как и "Оскар", "Эмми" вручают, в том числе, и за лучшие иностранные телепрограммы. Получить доступ к свежеиспеченным иностранным документалкам, которые их продюсеры отважились послать на "Эмми", да еще и оценивать их профессионально — это было очень заманчиво. Меня горячо поблагодарили за согласие, подчеркнув, какой важный вклад я смогу сделать в работу конкурса "Эмми" и пообещали выслать инструкции через три недели — в канун начала судейства.

Происходящее было для меня большим везением, ведь я не состою членом Международной академии "Эмми" (часто судей выбирают из их числа). Однако информация о моем небольшом продюсерском агентстве [Агентство "Парадокс Медиа" / Paradocs Media: существовало с 2008 по 2023 год, я была его основателем и гендиректором. — Прим. В. Н.] и скромных профессиональных достижениях на телевизионном поприще содержится в ряде международных справочных баз, из которых академия "Эмми" могла получить обо мне данные. Возможно, выбирали по базам судей прошлых международных телефестивалей: я как-то участвовала в работе жюри телефестиваля Монако, хотя это и было аж 10 лет назад, но тогда опыт был яркий! Третья догадка — меня порекомендовали люди, близкие к кругам "Эмми" или состоящие членами академии. Но тогда они пожелали остаться инкогнито — их имена мне неизвестны, но на всякий случай я их мысленно благодарю!

Так или иначе, было ясно, что академии нужна широкая выборка судей со всего мира, но при этом имеющих достаточно большой и разнообразный профессиональный опыт в телепроизводстве, желательно международный, и, одновременно, хороший уровень английского языка для выполнения своих судейских обязанностей. Кроме этого, надо было располагать определенным количеством свободного времени, чтобы отсмотреть и оценить 20 с лишним часов конкурсных программ за три недели.

День "икс" наступил, а письмо не пришло. Я опять, было, засомневалась в том, что стану участником престижного процесса, но потом вспомнила, что мы с американскими коллегами все же находимся в разных часовых поясах и надо дать им проснуться и дойти до рабочего компьютера, чтобы выполнить данное мне обещание. Так и получилось: вновь поздно вечером по московскому времени я получила заветное письмо с адреса академии и подробными явками-паролями для входа в просмотровую базу. Шоу началось! Словно заядлый сладкоежка, попавший в лучшую кондитерскую мира по счастливому спецпропуску, я с вожделением пролистывала программы, которые мне предстояло отсмотреть за три недели. Их было чуть больше 20, учитывая, что ряд фильмов был представлен в двух сериях. Все субтитрированы на английский язык, но многие изначально озвучены на английском (международная версия).

Как я узнала, Международный конкурс "Эмми" проходит в три этапа: первый отборочный тур — весной, летом — полуфинал, а в ноябре — финал. Меня, конечно же, позвали в жюри отборочного тура. Это, правда, выяснилось позже, когда мне прислали все инструкции, а поэтому первое письмо председателя жюри выглядело особенно фантастическим — будто меня звали сразу в президиум выставлять финальные оценки. Отборочный тур сейчас проходит онлайн, что позволяет легче привлекать жюри из самых разных уголков планеты. Это отвечает главным принципам отбора членов жюри: с одной стороны, они должны судить те программы, которые отвечают их профессиональному профилю, а с другой — телеакадемия должна предоставить для просмотра только те фильмы, с которыми у каждого конкретного члена жюри не будет пересечения интересов. Словом, никакой ангажированности быть не должно.

В этой связи, я, как член жюри из России, не должна была судить российские фильмы. Мне предоставили подборку фильмов из Азии — Япония, Сингапур, Китай, Филиппины, Южная Корея, Индонезия и т. п. Вместе с тем, все программы были полнометражными документальными фильмами, потому что это мой основной профессиональный профиль. Судить развлекательные программы, игровые телефильмы или передачи о искусстве (все это категории отдельных международных наград "Эмми") мне бы дать не могли, потому что они не соответствуют моему опыту.

Итак, главная забота академии — избежать ангажированности жюри. За этим следят зорко. Перед «вступлением в права и обязанности судьи» мне необходимо было подписать бумаги со строгими правилами участия, больше похожие на клятву пионера «торжественно клянусь…». Эти предписания, помимо прочего включали в себя строжайшие правила конфиденциальности, тотальный запрет на разглашение своего участия в качестве жюри конкурса, в том числе, (и это выделено особо), — в соцсетях Facebook* [*
Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская — прим. В. Н.], Twitter и других до тех пор, пока оценки не будут отосланы в академию, а академия не подтвердит официальным письмом их получение. Этим запретом на тотальное молчание академия старается оградить судей от давления и попыток их подкупа со стороны третьих лиц. Все это очень подробно разъяснено в инструкциях конкурса, которые необходимо подписать, отсканировать и отослать в академию вместе со своим согласием участвовать в процессе.

И вот, три недели потрясающего опыта работы в жюри "Эмми" позади: свою официальную таблицу оценок я отослала в академию и на днях получила подтверждение о получении моих документов. Это значит, что теперь я, наконец, могу поделиться своими впечатлениями от участия в Международном конкурсе "Эмми" в качестве официального члена жюри отборочного тура. Но и теперь, после окончания судейства, мне нельзя разглашать свои оценки и говорить о тех или иных конкретных предпочтениях. Поэтому я расскажу об основных тенденциях-2016, которые удалось уловить, не разглашая конкретные предпочтения. А заодно поделюсь тем, как, собственно, проходит судейство одного из крупнейших и престижнейших телевизионных конкурсов планеты.

Что представляло из себя судейство

Академия предоставила мне доступ к просмотру 17 фильмов, некоторые из которых состояли из двух серий. Все очень хорошо организовано: доступ к скринингу круглосуточный, технически все безупречно, просмотр можно прерывать или смотреть ту или иную программу повторно. Думаю, что академия отслеживает процесс отсмотра, чтобы быть уверенными в добросовестном исполнении судьями своих обязанностей. Сужу об этом по одному эпизоду: несмотря на то, что я ждала дня начала просмотра с большим нетерпением, обстоятельства сложились так, что приступить к своим обязанностям члена жюри я смогла только через пару дней после того, как мне открыли доступ. Прямо как в том анекдоте «я не могу, у меня елки…», но иногда обстоятельства бывают сильнее участия в конкурсе "Эмми". Академия отреагировала четко и вежливо: после двух дней моего отсутствия мне пришло письмо от технической службы конкурса: «Госпожа Ничкова, благодарим Вас за участие… хотим поинтересоваться, все ли в порядке? Не испытываете ли Вы какие-либо технические проблемы с просмотром наших программ?» Вежливость превыше всего. Прочитав письмо, сидя у экрана компьютера в Москве, я покраснела, как двоечница, не успевшая выполнить вовремя домашнее задание. Но «учеба» только начиналась, и я поспешила наверстать упущенное.

Справедливости ради замечу, что один технический сбой у "Эмми" все же был! Академия забыла загрузить в мой список просмотров одну из серий фильма, который был представлен в двух частях. Я написала моему куратору в академии и ошибку тут же исправили, поблагодарив за внимательность и ответственность. Теперь уж я покраснела от заслуженной похвалы!

Теперь о важном: информация для сценаристов и продюсеров — из чего складывается оценка, т .е. на что обязано обращать внимание жюри при выставлении баллов. Согласно инструкции международного конкурса "Эмми", оценка за каждый фильм складывается из двух частей: первая часть — оригинальность идеи, внятность истории, «понятна ли цель создания фильма» (вот оно, наша извечная редакторская боль — «про что кино?!»), держит ли история зрительское внимание, словом, оценивалась концепция. Вторая часть оценивала исполнение — хорошо ли снято, поддерживает ли работа оператора, осветителя, звукооператора фильма замысел картины, что со сценарием, удались ли реконструкции, успешен ли монтаж и т. п. Судейский лист выглядит как задачник по арифметике: в столбик надо выписать баллы для последующего сложения, т. е. оценка за концепцию + оценка за исполнение = результат. Максимальный балл за каждую часть — 10. Таким образом, максимально возможная оценка — 20 (10+10). При этом важно, что судей просят оценивать каждый фильм индивидуально, а не в сравнении с другими фильмами. Следовательно, несколько фильмов, которые судит один конкретный член жюри, могут иметь одинаковую оценку.

Тенденции-2016

Программы отборочного тура конкурса "Эмми" показательны тем, что по ним, на мой взгляд, можно составить представление об общих тенденциях и направлениях в теледокументалистике. Словом, «что теперь носят?», как спрашивала Людмила Прокофьевна своего секретаря Верочку в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман».

Однозначно определяющим и всепоглощающим остаются человеческие истории. Личные человеческие истории с эмоциями, слабостями, горестями, радостями. Все темы показаны только через них. Тут, конечно, мало нового — личная история всегда ценилась, но сейчас, мне кажется, особенно видно, как проигрывают те производители, которые делают ставки на сложные съемки, компьютерную графику, дорогие исторические реконструкции в ущерб простым человеческим историям, когда герой уже не главное, а главное — спецэффекты. Вот это уже не работает. Лучшие истории, которые я видела, были сняты с рук, трясущейся камерой, предельно просто, в репортажном стиле. Главное — близость к герою, попытка быть его тенью, пройти историю вместе с ним, но просто, без изысков — это работает. Если нужно, то снимают на телефон или, прикрепив маленькую камеру на голову героя, если он — герой — действует там, куда операторов не пускают.

Даже такие хрестоматийные «датские» исторические фильмы с множеством хроники, как, например, фильм о Токийском трибунале, показан весь через личные истории. У нас такое кино снимают с привлечением интересных, порой эксклюзивных героев и очевидцев, но зачастую эти люди выступают только экспертами, а их личная история не рассказана. Японцы сделали иначе: все эксперты и очевидцы присутствуют через личные истории. Оторваться невозможно, герои становятся тебе близки, к концу фильма создается ощущение, что эти люди — твои дальние родственники, им сопереживаешь, становишься эмоционально вовлеченным, а значит, цель создателей фильма достигнута.

Примеры историй, которые особенно запомнились: медсестра из Сингапура едет работать волонтером в Сьерра-Леоне, где бушует эпидемия Эболы. Пожилой китаец обращается на телевидение с просьбой помочь найти его отца-японца, с которым у его мамы-китаянки был роман во время войны. Мамы мальчиков-аутистов в Корее сплотились и организовали музыкальный ансамбль кларнетистов, в котором играют их дети. Торговля людьми и проблема беженцев, бегущих из Мьянмы в Малайзию, спасаясь от гражданской войны на религиозной почве. Замените медсестру из Сингапура волонтером из России, китайца на персонажа из российской программы «Жди Меня», корейских мам детей-аутистов на наших, отечественных, а беженцев из Мьянмы, на беженцев, например, из Сирии, и получатся такие же универсальные истории. Да, национальный колорит, геополитические и прочие особенности важны, они самобытно оттеняют те или иные детали, но они не главное. Если из истории можно вычленить костяк, который будет ясен и понятен человеку в любой точке планеты, значит, кино состоялось.

Таким образом, ставка, по-прежнему, делается на универсализм. Хорошая история — это хорошо рассказанная история и точка. Я отсматривала документальные фильмы, сделанные в Японии, Китае, Сингапуре, Южной Корее, Филиппинах, Индонезии и т. д. Я не большой знаток этого региона, я далека от Азии и была только один раз в Таиланде и больше пока в те края не собираюсь. В этом смысле, как жюри я была безупречна в своей объективности. Либо история сделана хорошо и универсальна, а значит, понятна и интересна мне, русскому человеку, сидящему в Москве за тысячи километров от описываемых событий, либо мне это непонятно и неблизко. Не имея возможности раскрывать свои оценки, скажу о самом сильном удивлении — о Китае. Ребята, Китай крут в своем профессиональном, простом, внятном документальном кино. Японцы виртуозно работают с архивной темой. Корейцы оказались очень душевными ребятами, а Сингапур шикарен в международных расследованиях.

Деталь: допустима личная история самого автора, вплетенная в общий контекст. Например, журналистка расследует проблему в Японии, связанную с жесткой дилеммой в японском обществе — либо рожай, либо работай. Дискриминация и прессинг, оказываемый на родивших женщин в этой стране огромен, и автор фильма, проводя расследование, рассуждает за кадром, как бы она поступила в той или иной ситуации, а какой выбор она бы сделала в будущем.

Еще пару слов о темах: необязательно браться за тяжелые драматические темы, чтобы быть замеченным международным жюри. Мне попались для просмотра несколько фильмов вполне локальных и даже отчасти развлекательных, как например, мировая история макияжа, снятая корейцами, или университет для стариков в Китае. Опять же, личные истории, простота исполнения — и все «работает».

Музыка

Отдельное внимание обращает на себя музыка. Она остается драматическим движком истории. Особенно когда материал снят репортажно, в сложных условиях или съемка героев предельно проста и незатейлива. Интереса ради, просматривала некоторые куски дважды — со звуком и без. Разница в восприятии поразительная: меняется не только эмоциональность сцены, но ее смысл и наполнение, авторское отношение. Это особенно хорошо работает, когда зритель ждет одного развития истории, а авторы только лишь с помощью музыки формируют иное зрительское восприятие. Грустная и почти безнадежная история с умирающими в Сьерра-Леоне? Будет вам веселая духоподъемная песенка местного радио. В другом фильме отчаяние, которое в начале испытывают мамы юношей-аутистов, перерождается в надежду через задорную провоцирующую музыку. Еще по сюжету нам эта надежда не подарена, но выбор музыки становится тем крючком, на который ловится зрительское внимание. Музыкальное обещание — один из трендов, который тоже запомнился при просмотре.

Четкость цели

Бывает так, что авторам фильма посчастливилось попасть в эпицентр неких событий. Вместе с тем, соблазн отвлекаться на все эксклюзивное мешает держать в фокусе главное. А главное — это всегда история основного героя. И эта история должна развиваться. Если фокус теряется, и авторы скачут с одной темы на другую, даже если в кадре что-то из ряда вон выходящее и интересное, то все рушится, теряется ответ на вопрос «О чем кино?». Не всем удается этого избежать.

Вишенка на торте

Ну, а теперь о привилегиях. Что я получу за свою работу? Подумать страшно — потеряно 20 с лишним часов жизни на просмотр новых интереснейших фильмов, посланных на международный конкурс "Эмми". Чем это можно компенсировать? Академия обещает следующее: мне предоставят аккредитацию на два лица с правом прохода на просмотры и избранные мероприятия ежегодного фестиваля "Эмми" в Нью-Йорке, к которому будет приурочен финал конкурса в ноябре. Кроме этого, мне предоставят возможность купить билеты на гала-вечер финала конкурса со скидкой. Также будет упоминание моего имени в списке судей в ежегоднике International Emmy Awards.

Однако главная награда — удивительный опыт и три недели потрясающих просмотров документального кино Азии. Никогда не думала, что скажу это, но я полюбила азиатское документальное кино, которым мало интересовалась ранее, и думаю отслеживать его теперь и дальше. У меня появились любимые азиатские производители и авторы. А еще, Нью-Йорк, жди меня!..

На гала-вечере церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
На гала-вечере церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Гала-вечер церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Гала-вечер церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Гала-вечер церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Гала-вечер церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Гала-вечер церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Гала-вечер церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Гала-вечер церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Гала-вечер церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Гала-вечер церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Гала-вечер церемонии закрытия Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь, 2016

Так завершается мой очерк 2016 года. Я действительно вскоре отправилась в Нью-Йорк на финал и фестиваль Международной премии "Эмми", оказавшись в ноябре 2016-го в гуще политических событий американской жизни, вызванных избранием Дональда Трампа новым президентом США. Сам финал "Эмми" был интересен своим нетворкингом, любопытными тематическими дискуссиями в рамках насыщенной Индустриальной программы, встречами с авторами фильмов-финалистов.

Финал "Эмми": в отдельном зале можно посмотреть фильмы-номинанты. Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Финал "Эмми": в отдельном зале можно посмотреть фильмы-номинанты. Нью-Йорк, ноябрь, 2016

Перед встречей с авторами документального фильма "War of Lies" ("Война лжи") я пошла смотреть это кино в отдельном скрининговом зале, доступном для членов жюри и гостей финала "Эмми", который проходил в Нью-Йорке одновременно с фестивалем премии. Для просмотра были оборудованы вот такие айпэды. Фильм "Война лжи" мне понравился, и именно он через пару дней получил Международную премию "Эмми" как "Лучший документальный фильм" (2016).

Материалы для круглого стола "Эмми", посвященного доккино. Нью-Йорк, ноябрь 2016.
Материалы для круглого стола "Эмми", посвященного доккино. Нью-Йорк, ноябрь 2016.

Сохранилась фотография с распечаткой синопсисов всех фильмов-финалистов в категории "Документальное кино", которые претендовали на Международную премию "Эмми" в 2016 году. С этой бумагой я ходила на круглый стол по доккино, устроенному во время финала премии в Нью-Йорке. Первым синопсисом значится фильм "Война лжи" (реж. Матиас Биттнер, Германия), который затем и стал победителем в своей номинации. От руки вписано имя продюсера (Paul), с которым мы успели тогда познакомиться.

На одном из мероприятий финала Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь 2016
На одном из мероприятий финала Международной премии "Эмми". Нью-Йорк, ноябрь 2016
План залов в отеле Нью-Йорка, где проходила индустриальная программа "Эмми". Ноябрь, 2016
План залов в отеле Нью-Йорка, где проходила индустриальная программа "Эмми". Ноябрь, 2016

Индустриальная программа Международной премии "Эмми", которая проходила одновременно с финалом в Нью-Йорке в ноябре 2016 года, была очень насыщенной. А меня, человека, чье детство прошло во Франции, особенно порадовало, что зал для дискуссий, посвященных документальному кино, назывался Монмартр. "Париж, который всегда с тобой"!

Спешу на выступление HBO. Индустриальная программа "Эмми", Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Спешу на выступление HBO. Индустриальная программа "Эмми", Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Выступление руководства HBO. Индустриальная программа премии "Эмми", Нью-Йорк, ноябрь, 2016
Выступление руководства HBO. Индустриальная программа премии "Эмми", Нью-Йорк, ноябрь, 2016
С корейским режиссером Ву-Йонг Сонг. Гала-вечер премии "Эмми", Нью-Йорк, ноябрь, 2016
С корейским режиссером Ву-Йонг Сонг. Гала-вечер премии "Эмми", Нью-Йорк, ноябрь, 2016

На гала-вечере "Эмми" я оказалась за одним столиком с моим "подопечным" — финалистом из Южной Кореи в категории "Документальное кино", режиссером замечательной картины "Мама и кларнет" о мамах мальчиков-аутистов, которые создали музыкальный ансамбль для своих детей. Я в тот год своего судейства как раз отсматривала азиатские доки и была вдохновлена этой лентой, очень надеялась, что именно она победит. Однако заветная статуэтка досталась другому, но не менее достойному фильму "Война лжи". Также на гала-вечере я тогда встретилась и познакомилась со Светланой Колосовой, руководителем Департамента документального кино Первого канала — она занимает этот пост и сегодня, в 2024 году. К сожалению, не могу найти сейчас замечательную фотографию Светланы, которую тогда удалось сделать на память.

С момента той давней поездки прошло 8 лет и сменилось множество эпох. Мир буквально переформатировался до неузнаваемости, раскололся и покосился, хотя еще до конца не рухнул, лишь завис в неестественной позе то ли над пропастью, то ли над большой грязной лужей. Картина нового мира преломляется и в иностранном документальном кино претендентов на "Эмми", которое я стараюсь отслеживать. Чаще эти отражения действительности получаются как в кривом безобразном зеркале, но иногда кому-то из режиссеров удается уловить и показать что-то настоящее, человечески неизменное, — то, что вне нынешнего глобального шторма и бесчисленных поломок. Пусть это подлинное порой лишь небольшой эпизод в большом и не самом прекрасном фильме, пусть даже просто одна реплика или жест, но если это запоминается, отзывается теплом и может влиять на общее восприятие фильма, то уже хорошо! И в этом сила настоящего дока. Будем верить в его живучесть.

Покидаю телеканал "RT" по окончании полуфинала Международной премии "Эмми". Июнь, 2017
Покидаю телеканал "RT" по окончании полуфинала Международной премии "Эмми". Июнь, 2017

О номинантах Международной премии "Эмми" этого года в документальном кино и другие новости индустрии читайте в моем телеграм-канале "Доккино с Ничковой", а также подписывайтесь на мои обновления в Дзене — здесь я время от времени публикую лонгриды о доккино.

#доккино #документальноекино #Эмми #США #кино #iemmys #RT #NY #сценарий #режиссура #режиссер #кинопроизводство #кинопремия #тв #телевидение #международный #премияэмми #Emmy #жюри #Азия #киноазии