Найти в Дзене

Фольклорная Россия в творчестве Блока

Обращаясь к творчеству А.А.Блока, невозможно не заметить его искренней любви к России; поэт видел ее как великой державой, манящей своей таинственностью, так и холодной, обнищавшей страной, но, несмотря на всё, Александр принимает ее такой, какая она есть. Какой бы разной не была Россия в представлении деятеля искусства, основополагающим ее элементом являются природа и фольклорность (Достаточно широкое определение, трансформирующееся на протяжении всего творчества Блока). Александр Александрович выложил не одну статью, главенствующей темой которых является рассуждение о взаимосвязи фольклора с природой и фольклора с народом. Самым ярким примером в публицистике Блока на описанную выше тему является статья «Поэзия заговоров и заклинаний». Публицист считает, что Россия издавна была фольклорной и от этой фольклорности никуда не ушла, даже если люди позабыли истоки и меньше стали замечать. Так, обходя круг сказаний о вихре, мы возвращаемся к исходной точке и видим, что в зачарованном ко

картина В.М.Васнецова Иван-Царевич на сером волке
картина В.М.Васнецова Иван-Царевич на сером волке

Обращаясь к творчеству А.А.Блока, невозможно не заметить его искренней любви к России; поэт видел ее как великой державой, манящей своей таинственностью, так и холодной, обнищавшей страной, но, несмотря на всё, Александр принимает ее такой, какая она есть.

Какой бы разной не была Россия в представлении деятеля искусства, основополагающим ее элементом являются природа и фольклорность (Достаточно широкое определение, трансформирующееся на протяжении всего творчества Блока). Александр Александрович выложил не одну статью, главенствующей темой которых является рассуждение о взаимосвязи фольклора с природой и фольклора с народом. Самым ярким примером в публицистике Блока на описанную выше тему является статья «Поэзия заговоров и заклинаний».

Публицист считает, что Россия издавна была фольклорной и от этой фольклорности никуда не ушла, даже если люди позабыли истоки и меньше стали замечать.

Так, обходя круг сказаний о вихре, мы возвращаемся к исходной точке и видим, что в зачарованном кольце жизни народной души, которая до сих пор осталась первобытной, необычайно близко стоят мор, смерть, любовь - темные, дьявольские силы.

«Темные силы» же, по мнению Блока, едины с природой (В этом ветре, который крутится на дорогах, завивая снежные столбы, водится нечистая сила.). Впрочем, как и человек, ведь он является воплощением природного замысла. Оттого появляются колдуны, ведьмаки и прочие. Однако не все связаны с природой таким особенным образом, чтобы на уровне души ощутить правду.

Рассуждения о фольклорности как истоке и начале всех начал перемежаются с женским образом. «Мор, смерть, любовь», стоящие рядом с «исходной точкой народности» – все имеют женское начало. «Моровая женщина» (моровая женщина всовывает руку в окно или в дверь избы и намахивает смерть красным платком), о которой говорится в самом начале статьи, приносит мор и смерть, в то время как любовь сама по себе является в мировоззрении Блока «женским».

Более того, для поэта сама Россия имеет женское начало. Допустим, в стихотворении «На поле Куликовом…» автор обращается к ней «О, Русь моя! Жена моя!». Россия как сестра, как мать, как жена – чистая любовь во всем прекрасном ее женском воплощении. Блок, во имя любви к стране и вопреки всем невзгодам ее тяжкой судьбы, един с ней.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной –

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной –

Я не боюсь.

В тяжкой судьбе России же «виновны» женщины-прядильщицы (статья «Поэзия заговоров и заклинаний»), чьи сотканные нити опоясывают всю страну, каждый ее сантиметр так, что не задеть и не запутаться невозможно. Именно поэтому стоит принять каждое решение, спроектированное судьбой. Благодаря единству природы и человека преданность закрепляется в договорах между ними.

В хаосе природы, среди повсюду протянутых нитей, которые прядут девы Судьбы, нужно быть поминутно настороже; все стихии требуют особого отношения к себе, со всеми приходится вступать в какой-то договор, потому что все имеет образ и подобие человека, живет бок о бок с ним не только в поле, в роще и в пути, но и в бревенчатых стенах избы.

Революция, безусловно, стала большим потрясением для влюбленного в Россию Блока. Страна значительно обнищала, любые верования в мистическое, доселе разрешенные и поддерживающиеся, резко оказались под строжайшим запретом, учредили насилие. Деление общества на интеллигенцию и народ стало сокрушающим ударом. Под воздействием шокирующих последствий революции, Блок пишет поэму «Двенадцать», в которых солдаты, перемежающиеся количеством с названием произведения, устраивают бесчинства на улицах города. Фольклор, точнее говоря, религия для красногвардейцев являются лишь «нравственным оправданием» (из учебника Архангельского). Как будто убийство Катьки может искупиться молитвой и наличием креста. В прочтении поэмы актером С. Юрским отчетливо слышится горький сарказм и насмехательство над солдатами красной армии.

Эх, эх, без креста!

Несмотря на очевидность политических смыслов в поэме, не стоит трактовать «Двенадцать» как воспевание революции, поскольку сам Блок на протяжении всего произведения через противопоставление кровавых описаний убийств и прочих ужасов и глубоко трагичной фразы «Эх, эх, без креста!» дает понять, что относится к революции не слишком приветливо. Однако, она нужна России. Нити судьбы, сплетенные девами, уже были задеты, значит, так тому и быть. Россия выстоит вопреки всему.

Еще до начала революции, вероятно, предчувствуя недружелюбные политические настроения, Блок пишет стихотворение «Я не предал белое знамя…». Образ белого знамени схож с более известным нам «красным» знаменем, особенно, если говорить о революции в самом ближайшем будущем на момент написания данного стихотворения. Усложняет образ белого знамени также и атмосфера военных действий.

Да, ночные пути, роковые,

Развели нас и вновь свели,

И опять мы к тебе, Россия,

Добрели из чужой земли.

А вблизи — всё пусто и немо,

В смертном сне — враги и друзья.

И горит звезда Вифлеема

Так светло, как любовь моя.

Очень интересен образ Вифлеемой звезды в конце стихотворения. Учитывая религиозные верования Блока, сравнение кометы (по одной из версий ученых Вифлеема звезда – комета) с любовью лирического героя к России не удивительно. Будущее выглядит пессимистичным и безжизненным – данный факт позволяет проследить динамику образа России еще точнее. Характерная покорность нитям судьбы ярко присутствует в настроениях стихотворения. Однако, хотелось бы добавить, что при первом прочтении последние строки вызывали скорее чувство приятного опустошения, чем чего-то страшного. Пустое и немое будущее воспринималось как спокойствие, освобожденное от войны и смуты. Впрочем, печаль и агрессия Блока, как бы странно ни прозвучало, сопровождаются похожим спокойствием, смиренностью.

При обсуждении «смиренности» Блока уготованной ему судьбой, очень хочется употребить словосочетание «христианская терпимость»

Претерпевший же до конца спасется.

(От Матфея 24:13)

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

(Притчи 16:32)

И хотя Блок не был сильно приближенным к христианству (Допустим, как тот же Достоевский: «Если мы не имеем веры в Христе, то и вовсе заблудимся…».), он своим поведением очень изображает приведенные выше цитаты из священных писаний. Он, как самый русский человек, был приверженцем двоеверия, признанием в которое можно считать статью «Поэзия заговоров и заклинаний». Вместе с тем интересно, что в другой статье («Религиозные искания» и народ) Блок высказывает недовольство течением народной мысли в направлении религии.

Теперь они опять возобновили свою болтовню; но все эти образованные и обозленные интеллигенты, поседевшие в спорах о Христе, их супруги и свояченицы в приличных кофточках, многодумные философы и лоснящиеся от самодовольства попы, знают, что за дверями стоят нищие духом, которым нужны дела. Вместо дел - уродливое мелькание слов. Тоненький священник в бедной ряске выкликает Иисуса, - и всем неловко, "неприлично" - переглядываются. Честный социал-демократ с шишковатым лбом злобно бросает десятки вопросов; в ответ - лысина, елеем помазанная: нельзя, дескать, сразу ответить на столько вопросов. Все это становится уже людным, доступным для приват-доцентских жен и для благотворительных дам.

А на улице - ветер, проститутки мерзнут, люди голодают, их вешают; а в стране - "реакция"; а в России жить трудно, холодно, мерзко. Да хоть бы все эти болтуны в лоск исхудали от своих исканий, никому на свете, кроме "утонченных натур", ненужных, - ничего в России бы не убавилось и не прибавилось!

Стоит также добавить, что в большинстве своем Блок негодовал на отрицание народом действительно важных проблем, а не на сами духовные поиски как таковые.

Подводя итоги, хочется сказать, что образ России в творчестве Блока непрерывно связан с народом и текущими в нем настроениями. В первую очередь по народу можно сказать, в каком состоянии находится горячо любимая Александром Александровичем страна. Зная множество исторических фактов о формировании населения, зачатия обычаев в разных частях России у разных народов, он с точностью может сказать, что эта страна велика и важна своим географическим, этнографическим и культурным опытом, но вместе с тем в любое время своего существования бедна и как будто растерзана. Только Россия всегда воспрянет, встанет и расцвете, несмотря на все трудности. Величие!