Неделю посвятим освещению… освещения! Сегодня рассказываю о лампах, которые стали иконами дизайна.
Вы наверняка видели их десятки раз — в фильмах, интерьерах, на обложках журналов. Но знали ли вы, кто и зачем их создал?
Fortuny
Дизайнер: Мариано Фортуни
Год: 1907
Испанский архитектор, художник и модельер Мариано Фортуни придумал эту лампу, когда искал способ создать мягкий, непрямой свет для сцены. Вдохновившись фотоаппаратами, он соединил треногу и вращающийся шёлковый абажур. Так на свет появился светильник Fortuny, который больше напоминает студийное оборудование, чем привычный торшер.
Сегодня права на эту модель принадлежат итальянской компании Pallucco, которая адаптировала дизайн к современным реалиям, добавив светодиоды и диммер.
Anglepoise Original 1227
Дизайнер: Джордж Карвардин
Год: 1932
Автомобильный инженер Джордж Карвардин мечтал о лампе, которая сочетала бы гибкость и устойчивость. За основу он взял принцип подвески автомобилей и создал настольную лампу с пружинами. Изначально модель называлась Model 1208, но позднее её доработали, добавив элегантности и уменьшив количество пружин до трёх.
Этот светильник вдохновил студию Pixar на создание своей культовой лампы-талисмана.
Akari Light Sculptures
Дизайнер: Исаму Ногучи
Год: 1951
Во время путешествия по Японии Исаму Ногучи вдохновился традиционными зонтиками, ширмами и фонарями из рисовой бумаги. Так родилась серия светильников Akari, которые он сам называл "световыми скульптурами".
Модели производят до сих пор на фабрике Ozeki в японском городе Гифу. Светильники Akari стали символом эко-дизайна и вдохновили даже IKEA на создание своих версий.
PH Artichoke
Дизайнер: Поуль Хеннингсен
Год: 1958
Датский дизайнер создал этот светильник для ресторана в Копенгагене. Конструкция из 72 металлических «лепестков» обеспечивает равномерное освещение и эффектный внешний вид, даже если лампа выключена.
Изначально модель называлась Kogle (шишка), но со временем получила новое имя — Artichoke, намекая на сходство с артишоком.
У него есть еще один узнаваемый светильник, посмотрите в карусели.
Arco
Дизайнеры: Братья Кастильони
Год: 1962
Когда братья Кастильони задумались, как осветить обеденный стол без монтажа на потолке, их вдохновили уличные фонари. Так появился торшер Arco с мраморным основанием в 65 кг и регулируемой дугой из алюминия.
Arco стал первой моделью промышленного дизайна, которую итальянский суд признал произведением искусства.
Bulb
Дизайнер: Инго Маурер
Год: 1966
Инго Маурер превратил обычную лампочку в предмет искусства. Его Bulb — это ироничный настольный светильник в форме увеличенной лампы накаливания. Модель вошла в коллекцию нью-йоркского МоМА и до сих пор выпускается под брендом Ingo Maurer.
Маурер сам ненавидел светодиоды и до последнего отстаивал права ламп накаливания, даже когда от них отказалась вся Европа.
Flower Pot
Дизайнер: Вернер Пантон
Год: 1967
Модель Flower Pot была задумана как символ мира и любви. Яркие пластиковые абажуры напоминают перевёрнутые цветочные горшки. Настольная и подвесная версии лампы стали символом 1960-х и до сих пор популярны благодаря своему жизнерадостному дизайну.
В 1969 году Пантон разработал также настольную версию светильника.
Она оказалась ещё проще и сбалансированней (за счёт полукруглого основания), чем подвесной абажур.
Atollo
Дизайнер: Вико Маджистретти
Год: 1977
Геометрия и минимализм встретились в светильнике Atollo. Конус, цилиндр и сфера объединились в идеальном балансе. Эта лампа принесла Вико Маджистретти престижную награду Compasso d’Oro и стала иконой итальянского дизайна.
Bourgie
Дизайнер: Ферруччо Лавиани
Год: 2004
Bourgie — это ироничный взгляд на барокко. Поликарбонатный абажур с глянцевым блеском — ремикс классики в современной упаковке. Название светильника вдохновлено песней 1970-х «Bourgie Bourgie».
Sputnik Chandelier
Дизайнер: Джино Сарфатти
Люстра, напоминающая спутник, стала символом космической эпохи. Дизайн Джино Сарфатти с разлетающимися металлическими «лучами» до сих пор вдохновляет современных дизайнеров на создание интерпретаций.