Найти в Дзене

Фуникулёр в Нижнем Новгороде открылся: прошлое и настоящее в моменте

В сентябре 2024 года в Нижнем открыли фуникулёр, он связал площадь Народного единства и верхнюю часть Кремля. Конечно, мы не могли упустить такую возможность и затестили. Нижегородский фуникулёр (его ещё называют элеватор) уникален тем, что часть пути проходит в подземном тоннеле под кремлёвской стеной, таких в России больше нет. Вагончик один, двери открываются в обе стороны. Очень понравился дизайн станций. Нижняя станция небольшая и оформлена поскромнее, но стильно. Классно подобрана цветовая гамма помещения. Плитка на полу не скучная серая, а с шахматным рисунком, без лишней пестроты, а добавляющая немного яркости. Двери, плинтусы, капители, система отопления, оконные рамы и наличники выкрашены в один цвет, что невероятно радует. Интересные светильники, жаль, нет дополнительного света, мне показалось темновато. Верхняя станция больше размером. У входа вас встретит ажурный стальной олень, современный родственник того, что изображён на гербе Нижнего Новгорода. Помещение всё в стекл

В сентябре 2024 года в Нижнем открыли фуникулёр, он связал площадь Народного единства и верхнюю часть Кремля. Конечно, мы не могли упустить такую возможность и затестили.

Нижегородский фуникулёр (его ещё называют элеватор) уникален тем, что часть пути проходит в подземном тоннеле под кремлёвской стеной, таких в России больше нет.

Вагончик один, двери открываются в обе стороны. Очень понравился дизайн станций. Нижняя станция небольшая и оформлена поскромнее, но стильно. Классно подобрана цветовая гамма помещения. Плитка на полу не скучная серая, а с шахматным рисунком, без лишней пестроты, а добавляющая немного яркости.

Двери, плинтусы, капители, система отопления, оконные рамы и наличники выкрашены в один цвет, что невероятно радует. Интересные светильники, жаль, нет дополнительного света, мне показалось темновато.

В нижней станции фуникулёра, Нижний Новгород
В нижней станции фуникулёра, Нижний Новгород

Верхняя станция больше размером. У входа вас встретит ажурный стальной олень, современный родственник того, что изображён на гербе Нижнего Новгорода.

У входа в верхнюю станцию фуникулёра, Нижний Новгород
У входа в верхнюю станцию фуникулёра, Нижний Новгород

Помещение всё в стекле и светильниках. Налево терминалы. Справа на полу часть пространства выполнена тоже из стекла, под которым на глубине примерно четырёх метров находятся остатки водонапорной башни фуникулёра. Вот это поворот! Какие остатки и причём здесь водонапорная башня? Ничего не понятно. Разбираемся.

Верхняя станция фуникулёра, Нижний Новгород
Верхняя станция фуникулёра, Нижний Новгород

А всё дело в том, что 9 июня 1896 года точно на этом же месте уже был запущен первый в России фуникулёр! В его составе было два вагона, соединённые тросом, и работали они на экологичном виде «топлива», на воде. Для этого была построена специальная водопроводная конструкция, включающая и водонапорную башню, фундамент которой и раскопали археологи.

А дальше уже сплошная физика. Вагоны находились на противоположных станциях. Волжская вода нагнеталась в бак верхнего вагончика, а у нижнего, наоборот, вода из бака сливалась. Верхний под тяжестью водяного балласта катился вниз по зубчатому рельсу, одновременно поднимая тросом второй вагончик с нижней станции. На финише операция повторялась: в бак поднявшегося вагона заливали воду, из бака опустившегося – сливали в колодец.

Фото из википедии по свободной лицензии
Фото из википедии по свободной лицензии

Вагончик имел всего 24 места, они были разделены перегородкой на классы – первый с сиденьями за пять копеек, второй – для стоящих пассажиров за три копейки. Школьники ездили стоя бесплатно. А скорость — модные полтора метра в секунду! Поездка занимала всего пару минут... но какой адреналин!

Правда, подготовительные манипуляции с водой требовали много времени, но это пустяки — научно-техническая революция в Нижнем буквально встала на рельсы, и мчалась во весь опор.

Фуникулёр в Кремле не был развлечением для жителей. Он входил в единую систему электрического общественного транспорта, включающую в себя две трамвайных линии и два фуникулёра. Одна линия шла по Большой и Малой Покровским улицам до места, где сейчас находится гостиница Азимут. Другая — по улице Рождественской до площади, ведущей к наплавному мосту через Оку, сейчас здесь стоит Канавинский мост. С обеих сторон линий работали фуникулёры, Кремлёвский и Похвалинский, связывающие линии в кольцо.

На фото: слева по склону горы на месте ливнёвки находился Похвалинский фуникулёр, рядом электрическая подстанция.

-6

1896 год стал для Нижнего Новгорода знаменательным — по решению Николая II город принимал XVI Всероссийскую промышленную выставку. До этого подобные выставки проходили исключительно в Петербурге, Москве и Варшаве.

К выставке город готовился несколько лет, было выстроено много зданий - магазины, гостиницы, театр, окружной суд, банк. В затоне установили «Плавучую гостиницу». Открыли синематограф.

Основным местом дислокации выставки стала территория Нижегородской Ярмарки в Заречной части города из-за близости к железнодорожному вокзалу. В 1890 году на Ярмарке перестроили Главный ярмарочный дом, расставили торговые павильоны, провели в некоторые здания электричество.

Главное ярмарочное здание, Нижний Новгород
Главное ярмарочное здание, Нижний Новгород

К выставке, в целях экономии средств, из Москвы привезли разборные элементы Главного ярмарочного дома, изготовленного в Санкт-Петербурге для предыдущей, XV Всероссийской выставки 1892 года. Эти конструкции использовали для возведения дополнительных павильонов. После того, как мероприятие закончилось, павильоны разобрали, металлические каркасы продали. Долгое время они служили опорами пакгаузов в порту. Годы шли, конструкции стояли залитые бетоном, про них забыли.

В 2015 году при расчистке территории старого речного порта каркасы нашли и сначала хотели разрезать на металлолом, но здравый смысл взял вверх, разобрались что это и откуда. В 2020 году конструкции реставрировали и снова собрали на Стрелке, разместив там выставочный и концертный залы. Сейчас эти объекты носят название Культурный центр Пакгаузы, имеют статус культурного наследия регионального значения.

Пакгаузы на Стрелке
Пакгаузы на Стрелке

Ввиду огромного интереса горожан к выставке, а гостей — к Кремлю, запустили скоростную пароходную линию и трамвайное сообщение, для того, чтобы связать Нагорную и Заречные части. Нижний стал вторым городом в Российской империи, в котором появился электрический трамвай.

Памятник трамваю на Большой Покровской, Нижний Новгород
Памятник трамваю на Большой Покровской, Нижний Новгород

Выставку посетили около миллиона человек. Максим Горький работал в то время корреспондентом и по заданию газеты «Одесские новости» описывал происходящее. С огромным удовольствием прочитала цикл его статей, раскрывающих атмосферу, царившую в эти дни. Написано ярко, хлёстко, образно. Мне отозвались эти слова:

Лучшее, что может сделать обозреватель выставки, — это изображать её возможно более детально и вполне беспристрастно с чисто внешней стороны, показывая, что на ней есть и как оно представлено, чего на ней нет и почему нет. Я именно так и постараюсь сделать.

К чему этот экскурс в историю нижегородской выставки? спросите вы. Хотела показать размах сопровождающей её активности, малой частью которой стало открытие Кремлёвского фуникулёра 128 лет назад.

В 1926 году, когда появились новые, более мощные модели трамваев, способные въезжать в горку на Зеленском съезде, фуникулёр закрыли. Потом постепенно разобрали. Ров засыпали.

Остатки фуникулёра, 2012 год, Нижний Новгород
Остатки фуникулёра, 2012 год, Нижний Новгород

И вот, 2024 год, новый фуникулёр. Казалось бы, что не так? Оказывается, что фуникулёр строили не как транспорт, а как туристический объект. Стоимость проезда 200 рублей. Оплата через терминал картой или телефоном. Пока работает в тестовом режиме, что будет потом, не ясно. Сейчас надо ждать, когда на станции наберётся достаточное количество пассажиров.

Мы пришли первые. За двадцать минут ожидания скопилось десятка полтора человек, в фойе стало тесно. Заходим в вагон плотненько и тут сюрприз – окна не панорамные, потому что вагоны сделали по историческому прототипу. Небольшой кусочек с видом на Волгу и набережную доступен лишь паре-тройке счастливчиков, стоящих на задней площадке. Ещё несколько человек видят путь по тоннелю, остальные довольствуются затылками. Благо, ехать две минуты.

И в чём суть объекта? Думала, что в максимальном обзоре всех этапов движения и экономии времени. Да, интерьеры станций красивые, но их можно увидеть бесплатно, заглянув в фойе для интереса. Для регулярного проезда стоимость билета слишком высока. Если путешествуешь с семьёй — даже разок прокатиться обойдётся в значительную сумму. И нужно доступное расписание, чтобы понимать, во сколько отходит "паровоз", двадцать минут ожидания это слишком долго, можно пешком за это время подняться.

-11

Всё-таки, хотелось бы, чтобы в Нижнем Новгороде появилась нормальная инфраструктура, в том числе стабильный и удобный общественный транспорт. Чтобы местные жители и туристы не проклинали друг друга в забитых автобусах. Чтобы фуникулёр не остался объектом непонятного назначения, а гармонично вписался в транспортную систему города. Пока же площадь Народного единства, улица Рождественская и прилегающие улочки плотно заставлены машинами и баками с мусором.

-12

Предлагаю вам пройтись по Кремлю вот таким маршрутом, виды очень красивые! По пути следования маршрута как раз подъём на фуникулёре предусмотрен.