Представляем вашему вниманию одиннадцатый в этом году выпуск нашего ежемесячного вестника о главных событиях столичного метростроения и развитии московского транспортного узла.
Приятного чтения!
Топ-10 новостей за прошедший месяц
1. Дано поручение ускориться!
Компании "Мосметрострой" поручено активизировать работы и до конца этого года завершить строительство следующих объектов:
- Северный вестибюль станции «Каширская»
По официальной информации, его готовность составляет более 80%. В данный момент внутри вестибюля ведутся устройство инженерных сетей и монтаж оборудования.
На площадке действительно увеличилось количество рабочих. Наружная отделка вестибюля выполнена практически в полном объеме.
- Пересадки между станциями «Электрозаводская»
Пересадка между станциями «Электрозаводская» находится в высокой степени готовности: здесь проложено более 18 км силового и почти 27 км слаботочного электрокабеля. Осталось проложить менее 3 км электрических линий. Помимо этого, были проведены испытания установленного ранее эскалаторного оборудования отечественного производства. В завершающей стадии находятся работы по устройству электросетей и других систем.
Также в высокой степени готовности архитектурная отделка пассажирской и технической зон, полы и стены облицованы гранитом. В месте примыкания перехода к станции Арбатско-Покровской линии размещены отреставрированные исторические горельефы, ранее украшавшие «Электрозаводскую» синей линии.
- Пересадка между станциями «Авиамоторная»
- Второй вестибюль станции «Авиамоторная» БКЛ
- Северный вестибюль станции «Физтех»
Внутри вестибюля выполнена архитектурная отделку, снаружи все облицовочные работы также завершены. На финишной прямой благоустройство. Заборы на прилегающей территории между южным и северным вестибюлями уже демонтированы - для удобства прохода пассажиров к действующему южному вестибюлю.
Также на личном контроле главы Градостроительного комплекса находится пересадка между станциями «Текстильщики».
Внутри надземной переходной галереи пересадки уложен камень на пол, завершается монтаж витражного остекления. На пролëте завершается монтаж панелей огнезащитной перегородки - на участке приближения перехода к торгово-пешеходному мосту. Ведётся отделка фасада здания эскалаторного наклона, ведущего с галереи на станцию БКЛ. Продолжается возведение конструкций здания эскалаторного наклона, ведущего с галереи на станцию Таганско-Краснопресненской линии.
2. Завершена проходка третьего из шести тоннелей на первом участке Рублёво-Архангельской линии
На Рублево-Архангельской линии метро завершилась проходка левого перегонного тоннеля от «Народного Ополчения» до «Бульвара Генерала Карбышева».
Это третий из шести тоннелей на первом участке линии - от «Делового Центра» до «Бульвара Генерала Карбышева» (тоннели от «Делового Центра» до «Шелепихи» пройдены ещё при строительстве первого участка БКЛ).
«Продолжаем строить первую очередь Рублево-Архангельской линии метро, - сообщил мэр Москвы Сергей Собянин во время осмотра стройплощадки. - В целом проект уже построен на 34%, более чем на треть. Сегодня завершаем проходку одного из тоннелей».
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Натали» прошел тоннель от станции «Народное Ополчение» до станции «Бульвар Генерала Карбышева» примерно за полгода. Протяженность перегона по московским меркам совсем небольшая - 1 км.
При этом в самой глубокой точке заложения «Народного Ополчения» щит работал на глубине 24 метров. А на выходе около «Бульвара Генерала Карбышева» – 12 метров. Параллельно правый тоннель длиной более одного километра проходит ТПМК «Виктория».
В сентябре этого года ТПМК «София» приступил к проходке правого тоннеля на участке «Шелепиха – Звенигородская» длиной 360 метров. А левый тоннель планируют построить в 2025 году. Открытие первого участка линии намечено на 2026 год. ТПМК «Лилия» по состоянию на конец месяца прошел 100 метров двухпутного тоннеля «Бульвара Генерала Карбышева» - «Серебряный Бор». Все перегонные тоннели Рублево-Архангельской линии от «Шелепихи» до «Липовой Рощи» должны быть полностью готовы в 2026 году.
3. Перспективы развития метро - новые линии и станции в планах
Интересный инсайд касательно развития московского метрополитена был опубликован на полях форума «Наш Транспорт». Он содержит информацию по планируемым сроком ввода в эксплуатацию новых участков Метрополитена. Интересно, что фокус внимания значительно смещается на территории Новой Москвы. Помимо уже известных планов, вновь планируется продление Солнцевской линии за «Аэропорт Внуково» до станции «ЭКСПО», упомянуты продление Сокольнической линии в Щербинку, а также новая Рокадная линия, которая соединит планируемый кластер ЭКСПО южнее аэропорта Внуково (куда придет Солнцевская линия) с Щербинкой.
«Из программы «Развитие Московского метрополитена в период 2011-2023 гг. и перспективу» от 07.09.2024 № 5.0
Ввод 2025 год, сентябрь
Троицкая линия, ст. «Новаторская» - ст. «ЗИЛ», 1 станция, 9,7 км
Ввод 2026 год, декабрь
Рублёво-Архангельская линия, ст. «Шелепиха» - ст. «Бульвар Генерала Карбышева», 3 станции, 4,8 км
Ввод 2027 год, сентябрь
Рублёво-Архангельская линия, ст. «Бульвар Генерала Карбышева» - ст. «Липовая Роща», 3 станции, 7,9 км («Серебряный Бор», «Строгино», «Липовая Роща»)
Рублёво-Архангельская линия, ст. «Липовая Роща» - ст. «Ильинская», 2 станции, 6,0 км («Рублево-Архангельская», «Ильинская»)
Ввод 2028 год, сентябрь
Бирюлёвская линия, ст. «ЗИЛ» - ст. «Курьяново», 4 станции, 8,65 км («ЗИЛ», «Остров Мечты», «Кленовый бульвар», «Курьяново»)
Арбатско-Покровская линия, ст. «Щёлковская» - ст. «Гольяново», 1 станция, 2,6 км
Люблинско-Дмитровская линия, ст. «Южный порт»
Ввод 2029 год, сентябрь
Троицкая линия, ст. «Новомосковская» - ст. «Кедровая», 4 станции, 10,5 км («Сосенки», «Ракитки», «Десна», «Кедровая»)
Троицкая линия, ст. «Кедровая» - ст. «Троицк», 2 станции, 6,3 км («Ватутинки», «Троицк»)
Кольцевая линия, ст. «Достоевская"
Ввод 2030 год, сентябрь
Бирюлёвская линия, ст. «Курьяново» - ст. «Бирюлёво», 6 станций, 13,55 км («Москворечье», «Кавказский бульвар», «Каспийская», «Липецкая», «Лебедянская», «Бирюлево»)
Ввод 2031 год, сентябрь
Рублёво-Архангельская линия, ст. «Ильинская» - ст. «Изумрудные холмы», 2 станции, 5,0 км («Красногорск», «Изумрудные холмы»)
Ввод 2032 год, сентябрь
Сокольническая линия, ст. «Бульвар Рокоссовского» - ст. «Холмогорская», 2 станции, 8,8 км («МГСУ», «Холмогорская»)
Сокольническая линия, ст. «Потапово» - ст. «Щербинка», 2 станции, 6,9 км («Ул. Горчакова», «Щербинка»)
Ввод 2033 год, сентябрь
Бирюлёвская линия, ст. «Бирюлево» - ст. «Щербинка», 4 станции, 12,0 км
Ввод 2034 год, сентябрь
Солнцевская линия, ст. «Аэропорт Внуково» - ст. «ЭКСПО», 1 станция, 7,3 км
Рокадная линия, ст. «ЭКСПО» - ст. «Щербинка», 7 станций, 23,0 км»
4. Открыт выход номер 5 станции «Новаторская»
В течение прошедшего месяца в подуличном переходе под Ленинским проспектом были завершены строительно-монтажные работы, выполнены комплексные испытания оборудования и различных систем. Со стороны действующей части подуличного перехода была демонтирована временная перегородка из гипсокартона и установлено временное ограждение, работает клининговая служба. На поверхности выполнено благоустройство.
Открытие выхода для пассажиров планировалось ещё 15 ноября, но затянулось в силу бюрократических процедур с оформлением разрешения на ввод в эксплуатацию.
28 ноября выход №5 станции «Новаторская» вместе с лифтом открылись для пассажиров.
5. Второй участок Троицкой линии - техпуск или полноценное открытие в конце года?
На "коммунарском" участке «Тютчевская» - «Новомосковская» Троицкой линии решительно настроены к завершению строительно-монтажных работ в декабре, что позволяет как говорить о готовящемся в конце декабря, как минимум, техническом пуске мэром.
Между тем на форуме "Наш Транспорт" сообщают, что готовится приказ на полноценный пуск:
"Сейчас готовится совместный приказ о пропуске пробного поезда и вводе в эксплуатацию участка Троицкой линии от станции Тютчевская до станции Новомосковская. Верится мало из-за низкой готовности Коммунарки и Новомосковской. Новомосковская вся протекает, местами вместе с солью.
Коротко из приказа:
10-11.12.2024 проверка участка габаритным вагоном
12.12.2024 обходные группы, подача напряжения на контактный рельс, пробный поезд с вагоном-путеизмерителем, ввод режима метро
13.12.2024 накатка (челноками)
с 14.12.2024 по 20.12.2024 наладочные работы АТДП и работы по сопряжению с действующим участком Троицкой линии
21.12.2024 первый поезд с вагоном-лабораторией СЦБ, обкатка
с 22.12.2024 движение поездов по графику без пассажиров
25.12.2024 открытие пассажирского движения".
В какой готовности сейчас пребывают пусковые станции:
«Корниловская» (проектн. «Мамыри»)
Ведётся отделка пассажирских и служебных помещений.
В перегонных тоннелях завершены практически все работы.
Продолжается отделка панелями фасада северного наземного вестибюля. Ведётся обустройство пешеходных дорожек и тротуаров, на прилегающей территории укладывается рулонный газон.
«Коммунарка» (бывш. «Бачуринская»)
На платформе установлены колонна экстренного вызова и часы над тоннелем в торце платформы. Монтируются подвесы для навигационных лайтбоксов. Монтируются поручни на лестничном сходе из эвакуационного выхода (перспективного второго вестибюля) на платформу. На входном павильоне №4 (со стороны д. 5 по ул. Сосенский Стан) завершëн монтаж витражного остекления, монтируется входная группа.
«Новомосковская» (бывш. «Коммунарка»)
На станции ведётся отделка. Продолжается монтаж оборудования в тягово-понизительной подстанции. На поверхности завершены монолитные работы по всем вентиляционным киоскам станции. Начался монтаж металлоконструкций павильона единственного выхода станции.
6. Ведётся очередная корректировка проекта участка Троицкой линии от Коммунарки до Троицка
Ведётся повторная подготовка проекта планировки территории на участке от станции «Сосенки» до станции «Десна» в связи с перепроектированием камеры съездов на перегоне «Новомосковская» - «Сосенки».
Кстати, сама камера съездов уже почти полностью раскрыта.
Общая схема камеры съездов (в верхней части – тупики за «Новомосковской» и ССВ из депо, внизу – демонтажная камера для щитов, которые в будущем будут проходить оставшуюся часть перегона от «Сосенок» до камеры съездов).
Сам щит уже полностью демонтирован.
На сегодняшний день это крайняя южная площадка линии, на которой идут работы. Далее в сторону Троицка строительство начнётся после окончания длительного процесса проектирования.
До конца года будут готовы проекты планировки территории ТПУ у будущих станций «Сосенки» и «Кедровая» Троицкой линии.
При этом стройплощадка будущей станции «Сосенки» уже огорожена, на ней сложены детали тоннелепроходческого комплекса S-798 "Ольга", завершившего проходку служебной соединительной ветви из депо "Столбово". Этим щитом в будущем и будет проходиться оставшаяся часть перегона от «Сосенок» до «Новомосковской».
На «Кедровой» площадка ещё не огорожена, но стала известная планируемая посадка станции и размещения выходов. Станция расположится под 1-ой Нововатутинской улицей на пересечении с Калужским шоссе. Синей линией перпендикулярно пройдет упоминаемая выше Рокадная линия.
Также вышло распоряжение ДГИ Москвы об изъятии нескольких земельных участков для строительства станции «Десна».
Под изъятие попадает промзона и коммерческие объекты, включая АЗС «Татнефть». А также большой участок между Центральной улицей и Калужским шоссе (включая кафе «Десна» и три участка с постройками за ним, в том числе два жилых дома).
Подробнее - здесь.
7. Новые заборы в Гольяново
Начались работы на перегоне «Щëлковская» – «Гольяново» Арбатско-Покровской линии
Огорожена территория вдоль Уральской улицы – на ней будет строиться объездная дорога, на которую будет перенесено дорожное движение для последующей организации стройплощадки. Здесь, за тупиками станции «Щëлковская», расположится монтажная щитовая камера для проходки тоннелей до «Гольяново».
Видеорепортаж: https://vk.com/video-150643822_456248501
8. Активные работы на самой западной станции Рублёво-Архангельской линии
На площадке строительства станции «Ильинская» продолжается строительство стены в грунте — ограждения будущего котлована станции. Стена сооружается на глубину от 31,4 м до 18,2 м.
Уже видны первые результаты работ:
Сначала разрабатывается траншея, затем в неё опускается арматурный каркас и заливается бетоном. В результате по контуру котлована получается стена, внутри которой выбирать грунт и строить станцию.
9. МЦД исполнилось 5 лет
5 лет назад, 21 ноября 2019 года, были открыты первые два Московских Центральных Диаметра - МЦД-1 и МЦД-2.
Итоги работы МЦД за этот период:
Проект начинался с двух линий – МЦД-1 и МЦД-2, а сейчас работают четыре и проектируется пятая. За эти годы пассажиры совершили больше миллиарда поездок по МЦД, сейчас ими в среднем пользуются 1,4 миллиона человек в сутки. На сегодняшний день для пассажиров открыто 137 станций МЦД.
Развитие наземных диаметров, связывающих Москву с городами Подмосковья, дало импульс еще одному преобразованию – переходу на стандарт московского городского вокзала. Их в столице больше 80, и с их помощью можно быстро и удобно пересесть на другие виды городского транспорта. По сути, МЦД интегрировано с метро, Московским центральным кольцом, маршрутами электробусов. Такая связность разных видов транспорта, с одной стороны, экономит время в пути, с другой – разгружает привычные маршруты за счет появления большого количества альтернативных.
Более того, именно МЦД – это каркас будущего скоростного сообщения Москвы с другими регионами России. В ближайших планах – продлить центральные диаметры до Тверской, Калужской и Тульской областей, а после, как отметил в Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин, соединить столичный регион высокоскоростным сообщением с Ярославской и Владимирской областями». Реализация проекта продления МЦД в регионы начнется в 2025 году.
В ближайшие годы система Московских центральных диаметров продолжит развиваться и в столичном регионе. Так, на сегодняшний день активно проходит процесс замены подвижного состава на более современный, а также проводится реконструкция станций МЦД, которые превращаются в современные городские вокзалы. Продолжается строительство и реконструкция ряда станций. В ближайшие 2 года откроются:
- «Тестовская – Москва-Сити-1» МЦД-1;
- «Беговая» МЦД-1, МЦД-4;
- «Петровско-Разумовская» МЦД-1;
- «Рижская» МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4;
- «Серп и Молот» МЦД-2, МЦД-4;
- «Царицыно» МЦД-2;
- «Щербинка» МЦД-2;
- «Железнодорожная» МЦД-4;
- Платформы Курского вокзала.
Что касается МЦД-5, то проект не остановлен, а работу над обновлением подвижного состава на Павелецком и Ярославском направлении начнут после 2025 года. Об этом на встрече с москвичами рассказал начальник дирекции МЦД Виктор Кальщиков.
До конца 2025 года на МЦД-3 и МЦД-4 обновят подвижной состав (на сегодня доля новых поездов составляет 71%). Отвечая на вопросы москвичей, начальник дирекции МЦД обозначил, что после этого приступят к обновлению поездов на Павелецком и Ярославском направлениях.
- В приоритете — завершить обновление D3 и D4. Соответственно, Ярославское и Павелецкое направление — они следующие на очереди. Подвижным составом мы в любом случае продолжим заниматься. В поезде вы проводите больше времени, чем до поезда. Поезд важнее с точки зрения ощущения комфорта, чем реконструируемые станции с эскалатором. Мы эту работу не остановим и будем заниматься обновлением подвижного состава, — рассказал Виктор Кальщиков.
10. Началось раскрытие оборотных тупиков за станцией «ЗиЛ» Троицкой линии
Напомним, станция изначально была запроектирована и строилась с "неудобными" тупиками перед станцией - оборот составов будет осуществляться по стрелке на перегоне в сторону «Крымской». Такое решение не позволило бы организовать оборот всех составов на «ЗиЛе», и каждый второй состав пришлось бы оборачивать за «Новаторской». Полноценные же тупики за станцией были добавлены в проект позже и начали строиться отдельным этапом.
Прочие события
Сокольническая линия. Предпроектные работы по участку продления на север за «Бульвар Рокоссовского»
На Ярославском шоссе, в районе будущей станции «Ярославская» («Лось») Сокольнической линии, ведутся геологоразведочные работы. Ранее была выполнена разведка грунтов на территории национального парка «Лосиный остров».
Северный вестибюль станции «Говорово» Солнцевской линии (выходы 3 и 4) вновь открыт для пассажиров
Напомним, вестибюль был закрыт для проведения работ по замене гидроизоляции с июля прошлого года.
На Большую Кольцевую линию вышли составы «Москва-2024» (временно)
Москва потратит 42 млрд рублей на новые вагоны для метро в 2025 году
Первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы, руководитель контрактной службы Роман Латыпов отметил, что в приоритете Замоскворецкая линия.
"Двадцать [устаревших] поездов в этом году поменяли [на новые] на Замоскворецкой линии. Мы знаем о том, что Замоскворецкая линия - это линия с самым старым подвижным составом. Действительно, обращений много поступает, от Мосгордумы обращения эти тоже получаем. В следующем году подвижной состав на Замоскворецкой линии будет меняться ", - сказал Латыпов в ходе заседания комиссии Мосгордумы по экономической и социальной политике.
По его словам, всего в проекте бюджета столицы на 2025 год предусмотрено 42 млрд рублей на закупку подвижного состава метрополитена. "Будет закуплено в рамках данной закупки 272 вагона (в одном современном поезде для радиальных линий столичной подземки 8 вагонов - прим. ТАСС), при этом они пойдут только на две линии. Это Троицкая линия, которая, соответственно, будет продляться, и обновление вагонов как раз на Замоскворецкой линии. То есть Замоскворецкая линия, она в приоритете", - заверил он.
Ранее мэр столицы Сергей Собянин сообщил, что на обновление городского транспорта в 2025 году планируется направить из бюджета больше 88 млрд рублей. В частности, будет проводиться замена подвижного состава Замоскворецкой линии на поезда "Москва-2024" и "Москва-2026". Также предусмотрен бюджет на закупку вагонов метро для строящихся линий и поездов Московских центральных диаметров. Кроме того, планируется увеличить число электробусов, которых в Москве уже свыше 2 тыс.
В открытом доступе начали появляться графики движения электропоездов Мосузла с 15 декабря
Из нового:
- На Киевском (Калужском) направлении монотонно и рутинно продолжают выводить электрички на "околоземные орбиты". С нового графика снова небольшие ускорения. Обычные 6XXX-e поезда Москва–Калуга приближаются к отметке 3:00 и эпохе космических расписаний 1960-х.
- МЦД-4 остался в прежнем виде – там интервалы движения уже сокращены по полной...
- Пожалуй, самое интересное – это анонсированные еще весной планы по ускорению МЦД-1. Действительно, немного ускорили.
- На Ярославском направлении не все электрички будут отправляться с Ярославского вокзала – из-за ремонта 16-го пути вокзала часть электропоездов будут начинать посадку пассажиров только от станции «Москва-3».
Такими строительно-транспортными событиями запомнится ноябрь 2024. Благодарим за внимание!
Подборка всех наших ежемесячных сводок метроновостей:
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).