Сегодня ровно год, как мы переехали из Эстонии в Россию. Навсегда. Продав все, что имели, и обрубив все концы.
"Доброжелатели" под первыми моими интервью писали - на ней пока что розовые очки после переезда, посмотрим, что она через год запоет. Так вот. Пою.
Все прекрасно! Работа есть, жилье есть, развлечений сколько угодно, дети учатся с удовольствием на своем родном языке, и никто не ставит над ними свои нацистские эксперименты!
Пытаясь быть честной перед самой собой, я часто "сканирую" собственные ощущения - не тоскую ли по Эстонии, в которой прожила всю свою жизнь с рождения, не жалею ли о принятом решении? Нет! Ни разу за год не возникло у меня мысли, что мы, быть может, совершили ошибку. Наоборот! Идешь, бывало, по городу (а живем мы здесь, практически, в самом центре, все туристические достопримечательности в шаговой доступности) и как прильёт ощущение счастья! Как хорошо, как красиво! Неужели это все теперь мое? Такое родное, такое красивое, такое древнее! И русский язык! Вслушиваешься в речь проходящих мимо людей и испытываешь тихое счастье - свои, родненькие, сделанные из того же материала, что и ты, воспитанные на той же культуре, в тех же ценностях. Как это, оказывается, важно!
Помню свои ощущения от парада 9 мая, мы пошли на него с детьми, пробились в первые ряды и жадно наблюдали за происходящим, со слезами на глазах. Наконец нам это позволено! Наконец гордиться тем, что ты русский, подвигами своих предков и их достижениями не является преступлением!
Меня часто просили сравнить жизнь в Эстонии и в России, описать их плюсы и минусы, и я даже составила такой список для одного из интервью, но напишу об этом отдельно. Скажу только, что плюсов в России оказалось гораздо больше, чем в Эстонии. А, читая новости о происходящем в Эстонии, часто ловлю себя на мысли - какое счастье, что меня и моих детей все это больше не касается!
Но написать я сегодня хотела не об этом. Пока в памяти живы воспоминания о дне переезда, мне хочется рассказать о нем. Потому что меня не оставляет ощущение, что в тот день мы сделали что-то героическое. Что-то такое большое и ценное, чем хочется гордиться и вспоминать долгие годы.
***
Начну с момента подачи документов на программу переселения. Год назад не в пример проще было попасть на прием в консульство РФ в Таллине, но и тогда записываться нужно было за 2-3 недели. В первый раз у нас не хватило нужных переводов, поэтому пришлось сделать еще один заход, еще раз съездить в консульство, и в начале сентября документы на переселение были у нас приняты. Срок одобрения документов составлял шесть недель.
Зная о мытарствах многих переселенцев на съемных квартирах, когда владельцы не горят желанием регистрировать у себя жильцов, а особенно иностранцев, мы решили, что гораздо удобнее будет переезжать сразу в свое жилье. Конечно оставалось опасение, что регион не одобрит наше переселение, и покупать квартиру без уверенности в получении книжки переселенца было страшновато, но я сделала ход конем - позвонила прямо в Новгород чиновнице, курирующей программу переселения, и спросила у нее, каковы наши шансы? На что она мне ответила, что ограничения по возрасту и стажу переселенцев в Новгородской области сняты, и нет причин, по которым нам бы отказали. Уфф...Тогда можно ехать покупать квартиру!
В конце сентября все наши деньги от продажи дома были уже на российских счетах, мы сделали электронные визы и с детьми поехали в Великий Новгород знакомить их с будущей родиной и покупать себе жилье. Не буду останавливаться на самой сделке и поиске подходящей квартиры, не обошлось без неприятных моментов, но в конечном итоге уже через несколько недель мы стали обладателями прекрасной большой квартиры в историческом центре города. Оставалось дождаться заветной зеленой книжечки.
К концу ноября 2023 года закрыла свои границы Финляндия. В местных СМИ начали муссироваться слухи, что и Эстония готова к концу года закрыть свои границы. И тут мы стали нервничать - вполне могла сложиться такая ситуация, что мы останемся в съемном жилье в Эстонии по одну сторону границы, а все наши деньги и недвижимость - по другую. Это было бы катастрофой и крахом всех наших планов!
Наконец позвонили из консульства - приходите, ваша книжка готова! Ура! Помчались туда. В этот день проходила выдача книжек нескольким переселенцам, и именно там мы познакомились с Леной, которая тоже переезжала в Великий Новгород. С тех пор мы продолжаем дружить семьями.
Пока я занималась исправлением ошибок в заявлении, муж договорился с сотрудницей консульства (спасибо ей за это огромное!) о срочном оформлении виз для нас и детей. Казалось, что даже один день промедления может стоить нам крушения планов. Визы пообещали сделать через неделю.
Началась срочная упаковка вещей. В съемную квартиру после продажи дома мы переехали в августе, и было непонятно, сколько мы там проживем. Примерный срок был до конца года, поэтому, чтобы семья жила в нормальной обстановке, а не на чемоданах, все вещи я разобрала и разложила по местам. Теперь их предстояло снова упаковать в коробки. Для таможни упаковывать вещи нужно было определенным образом. Каждая коробка должна быть пронумерована, взвешена, оценена, а содержимое внесено в подробный список. Вот этим я и занималась с утра до вечера все семь дней.
Детям было позволено больше не ходить в школу за неделю до назначенного переезда, документы их мы забрали, заказали еще несколько необходимых выписок из ЗАГСа и все оставшееся время посвящали упаковке вещей.
На час дня 29 ноября договорились с перевозчиком, что он приедет в Эстонию, и начнем грузить вещи. Мы нашли замечательного опытного специалиста из Латвии, у которого был хороший грузовой автомобильный парк. Так как вещей и мебели у нас было очень много, почти тридцать кубометров, не каждый перевозчик нам бы подошел. Заказали большой полноразмерный грузовой микроавтобус и такой же прицеп к нему.
Наконец, настал тот самый день, 29 ноября.
В двенадцать дня нас попросили прийти за готовыми визами в консульство, в час уже должен был приехать перевозчик и прийти нанятые грузчики.
Проснулись в семь, продолжили упаковку вещей, оставалась полностью несобранной вся кухонная утварь и часть одежды. Никогда бы не подумала, сколько вещей может скопить семья из шести человек, проживающая в частном доме! Еще на стадии переезда из дома, мы отвезли на свалку и раздали несколько прицепов (!) с вещами. При повторной упаковке, оказалось, что еще не один мешок с одеждой надо было кому-то отдать. Так же раздала кучу съестных запасов и медикаментов.
К одиннадцати поехали в консульство на улице Лай. Нам выдали специальные одноразовые визы переселенца. Получали их со слезами радости и благодарности на глазах, наконец-то все препятствия преодолены, и мы можем уезжать! Сотрудники консульства пожелали нам удачи и счастливого пути, и мы отправились на погрузку.
Перевозчик был уже на месте. Я начала снова набивать и взвешивать коробки, муж с грузчиками занялись их перетаскиванием в грузовик. На помощь мне приехала сестра, мы работали в четыре руки, обматывая посуду пленкой, перекладывая бумагой, заклеивая скотчем коробки, одну за другой, одну за другой. Параллельно нужно было упаковать оставшуюся мебель и технику.
Так продолжалось до шести вечера. Микроавтобус и прицеп были заполнены вещами доверху, перевозчик с ними отправился в Юри (местечко под Таллином), где все должны были встретиться и продолжить путь уже вместе. С мужем мы договорились, что до Юри едем на своей машине всей семьей, а там он пересядет в микроавтобус пассажиром, я сяду за руль нашего фольксвагена, чтобы детям было в машине не так тесно, и до границы поедем караваном.
В семь попрощались с родными, бросили ключи от квартиры в почтовый ящик и начали усаживаться в машину.
Те вещи и одежда, что необходимы были для использования сразу же по приезду, в сумках и мешках мы загрузили в машину и поняли, что рано отпустили перевозчика - ничего решительно не вмещалось. Кое-что из хозяйственных вещей: пылесос, ведра, швабры после уборки пришлось оставить в квартире, и, все равно, багажник мы еле захлопнули, усадили детей на заднее сиденье, дали еще и им в руки по мешку или коробке, потом села я на пассажирское сиденье, водрузив несколько коробок уже себе на колени. Последние вещи - детские объемные игрушки - гараж для машинок младшего сына и двухэтажный кукольный дом не вмещались. Совсем. Никуда. Машина была доверху набита как в багажнике, так и в салоне. Пришлось оставить. До сих пор вспоминаю с сожалением тот кукольный дом. Я купила его своему тогда еще четырехлетнему старшему сыну за восемьсот эстонских крон, восполняя, наверное, какие-то свои несбывшиеся детские желания. Он переходил по наследству к каждому из моих детей, и выжил, не взирая ни на что. Последнего переезда не пережил. Оставили домик на мусорном ящике, надеюсь, его забрал себе кто-нибудь.
Двинулись в путь. Те сорок минут до Юри были самыми неудобными, из-за обилия вещей было не вдохнуть ни мне, ни детям. Доехав, пересела за руль, средний сын переместился на переднее сиденье, и младшим на заднем стало посвободнее. Немного перетасовали вещи, закупились напитками и вкусняшками детям в дорогу и двинулись дальше.
Караваном ехать не получилось. Сначала мы отстали, потому что свернули не на той развилке. Пришлось возвращаться. Потом еще отстали, потому что остановились с детьми на заправке перекусить. Погода была ужасная, мела поземка, дул сильный ветер, чем южнее продвигались, тем более заснеженной была трасса. Никто ее в метель чистить и не собирался. Несколько раз на скользкой дороге машину начинало заносить, пришлось снизить скорость и ехать помедленнее. Возле поворота на Тарту нагнали наш грузовой транспорт - муж с перевозчиком Игорем тоже остановились перекусить. Теперь уже мы с детьми вырвались вперед.
Наконец достигли южной границы в местечке Койдула. Там уже была настоящая зима, с заметенными дорогами и полями вокруг. Договорились с мужчинами, что будем ждать их на обочине, не подъезжая к границе, чтобы пересекать ее всем вместе. Где-то через полчаса показался наш караван, и около 12 ночи мы двинулись к пограничному переходу.
Первыми эстонскую границу пересекли мужчины с вещами. У пограничников не возникло к ним никаких вопросов - проверили документы и открыли шлагбаум.
Затем к воротам подъехала я с детьми. Пограничник с лицом надсмотрщика концлагеря обошел машину, пересчитал детей, забрал наши документы и попросил меня выйти из машины. Я подошла к окошку будки, офицер, сидящий внутри, листая паспорта, спросил о цели нашей поездки.
- Мы переезжаем, ответила я.
- Kas tõesti? (это правда?), спросил он.
И тут произошел последний в моей жизни и очень странный диалог, практически дискуссия, на эстонском языке. Офицер с возмущением на лице спрашивал, с чего я взяла, что в России мне будет лучше жить? Чем это мне так не нравится жизнь в Эстонии? Почему, если мои дети граждане Эстонии, я хочу, чтобы они учились на родном языке, а не на эстонском? Есть ли у меня гражданство России, и планирую ли я его брать?
Понимая, что меня могут просто никуда не выпустить, мне приходилось как-то смягчать ответы. Я говорила, что посмотрим, будет ли нам лучше в России; что мои дети русские, не смотря на то, что имеют эстонское гражданство, и я хочу, чтобы они остались русскими; что вот, я с вами сейчас разговариваю по-эстонски, хоть и училась в русской школе, значит не обязательно заставлять всех учиться на эстонском. И так далее, и так далее. Один из многих диалогов между русскими и эстонцами, которые звучали уже сотни раз, и при которых ни одна из сторон не понимала другую.
Наконец офицер раздраженно отдал мне паспорта и сказал - едьте, я вас не держу! Если честно, меня очень удивила его слишком эмоциональная реакция на наш переезд, но задумываться об этом было некогда, надо было быстрее ехать, пока не передумали.)
И вот мы на российской границе! Как отличаются лица пограничников! Веселые, доброжелательные. С шутками-прибаутками помогли разобраться в декларациях и оформить временный ввоз на машину. Перед нами стояла еще пара таких же переселенцев с прицепами, предстояло задержаться. Была глубокая ночь, мы с детьми то дремали в машине, то принимались петь песни, чтобы повеселиться. Младший до сих пор вспоминает, как мы стояли на границе и пели "Юность в сапогах".
Часа через два с половиной подошла наша очередь на таможенный контроль. Нужно было вытащить все (!) вещи из машины и открыть для досмотра все сумки, а вы помните СКОЛЬКО у нас было вещей! Вытащить то вытащили, показали, проверили, а впихнуть обратно было очень затруднительно! Позвала на помощь мужа, который тусовался вместе с Игорем у другого контрольного пункта, утолкали коленкой, захлопнули. И все! Можно ехать!
Мужу с вещами пришлось еще на три часа задержаться на таможне, разгружать прицеп, открывать для досмотра коробки, потом загружать обратно. А мы с детьми могли ехать дальше. Домой!
30 ноября в три часа ночи мы въехали на территорию Российской Федерации!
Впереди были еще четыре часа по ночным заснеженным дорогам до Великого Новгорода. Вспоминая о той поездке, я чувствую себя настоящим героем. Впервые я ехала одна за рулем так долго - восемь часов в пути, не считая трех на границе, впервые всю ночь по зимней трассе, впервые вообще за рулем в России!
Переехав границу, первым делом я заправила полный бак на ближайшей заправке, покрутилась немного на месте, заблудившись. Сын сказал - Мама, ты сейчас обратно в Эстонию вернешься! Нашли дорогу и снова пустились в путь.
Дети сразу заснули. Даже те из них, которые обещали не спать всю дорогу, чтобы не дать заснуть мне. А я, напомню, проснулась в семь утра, тогда как время близилось уже к утру следующего дня. Дороги были не чищены, ехала не более семидесяти километров час. Начинало клонить в сон. Энергетик, купленный на заправке, не помог, ерзанье на сиденье или хлопанье себя по щекам тоже. Помогло пение. Вслух и громко. Так я и ехала в ночи, горлопаня песни при спящих детях.
Неожиданно въехали в Псков. Троицкий собор внезапно появился во всей своей белоснежной красе на берегу реки. Я даже растолкала старшего, чтобы показать такую красоту!
Дорога от Пскова до Шимска была чистой и ровной, но в этом то и проблема - на ровной, хорошей трассе снова начало клонить в сон. Несколько раз вздрагивала от того, что машину уже начинало уводить на обочину. В Шимске повернула на Новгород, и вот тут уже было не до сна! Дорога шла сквозь лес, узкая и вся занесенная снегом. Двигаться можно было только ровно посередине полотна, как только я пыталась занять свою полосу, сразу же сносило к обочине. Так и ехала. Посередине. При появлении редких встречных машин, снижала скорость до пятидесяти и сдвигалась в свой ряд, потом возвращалась обратно на середину.
И вот, наконец, новгородская трасса. Снова широкая и ровная, снова клонит в сон. Я не спала уже двадцать четыре часа. Слава богу, добрались! Показался Псковский район Великого Новгорода. Здесь мы снимали апартаменты все три раза, когда приезжали на разведку. В семь утра мы припарковались у большой Ленты на окраине города и пошли в магазин. Нужно было купить всем по подушке, так как наши, ради экономии места, мы решили с собой не брать. Представляю, как мы выглядели в то утро! Мятые заспанные моськи, лохматые и мать, и трое детей, у каждого в руках по подушке, стоим в очереди в кассу в семь утра!)
Проехав через весь город по пробкам, мы вертели головами, разглядывая людей на остановках, прохожих, дома. Чувствовали себя словно выиграли приз! Мы добрались! Вот и ворота дома. Пульт. Открылись. Заезжаем и паркуемся у подъезда. Поднимаемся в квартиру со своими подушками, прихватив из машины еще и одеяла. Я здесь была два раза, младший - один, старшие - ни разу. Это наш новый дом, и он нам нравится! Теперь мы будем жить здесь!
Слава богу, в квартире есть две двуспальные кровати. Мы разбредаемся по комнатам и проваливаемся в сон на ближайшие три часа. Потом будут приезд мужа с вещами, снова разгрузка вещей и перетаскивание их на третий этаж. Но это потом, и главное мы завершили! Мы переехали! Мы дома!