Монастырь Гегард в Армении имеет несколько особенностей, привлекающих к нему паломников и туристов. Пожалуй, главная из них, это то, что в нем несколько веков хранился наконечник копья, которым римский сотник пронзил распятого на кресте Иисуса Христа. Но даже если вы глубоко неверующий человек и христианские легенды вас не привлекают, в монастыре Гегард найдется, что посмотреть.
На подходе к монастырю
Гегард расположен примерно в 40 км от Еревана. В монастырь мы поехали не сразу, а после того, как посетили храм и ущелье Гарни, после которых были под большим впечатлением. Из Гегарда мы уехали тоже под большим впечатлением – но оно было совсем другим.
Дорога к монастырю тянется в окружении гор.
О том, что подъезжаем к священному месту, понятно заранее – на темной скале виден белый крест.
От автостоянки до монастыря нужно еще пройти – сразу он не виден. Дорога плавно поднимается, а вокруг нее расположены сувенирные палатки.
Одна из них, точнее, продавец, очень странный – в веночке. По поведению тоже странный.
За шлагбаумом всех направляющихся в монастырь встречает ансамбль, играющий народную музыку. Играли хорошо, оставила денежку.
Дальше вдоль стены стоят хачкары. Хачкар – это каменная стела, на которой высечены крест и очень красивые узоры-символы. Хачкары это чисто армянская особенность.
Наконец дорога делает поворот, и появляются ворота монастыря.
Но прежде, чем в них войти, надо сделать еще одну остановку. Слева от них скала, в которой проделано несколько выемок. Нужно взять лежащий камешек, загадать желание и бросить камешек в ямку. Если попадет, то желание сбудется. Я не попала.
А вот и территория монастыря. С одной стороны территорию ограничивает защитная стена, с другой стороны – высокие скалы, к которым примыкает каменный, в цвет скал, храм. Это главное сооружение монастыря.
Храм кажется очень небольшим. Но внутри он оказывается больше, чем снаружи – такая в нем особенность. А объясняется это тем, что только часть храма отстроена, а другая его часть расположена прямо в скале. Теперь следует немного рассказать об истории Гегарда.
Немного из истории монастыря Гегард
Точная дата появления монастыря на этом месте не известна – ориентировочно начало IV века. Но место это было выбрано не случайно: до прихода христианства на армянскую землю здесь находилось языческое священное место, кроме того, здесь имелся источник воды, который есть и до сих пор.
Поначалу монахи жили прямо в пещерах, поэтому монастырь получил название Айриванк, что значит Пещерный монастырь. От того первого монастыря ничего не осталось – его разрушили и землетрясения, и арабы. В XII веке монастырь стали отстраивать заново, появилась первая церковь, а территорию обнесли каменной защитной стеной, которая сохранилась и по сей день. Видимо, эта надежная стена сыграла важную роль в дальнейшей истории монастыря – в него была передана на хранение важная христианская реликвия – наконечник копья, которым римский сотник Лонгин пронзил в бок распятого на кресте Иисуса Христа. Это копье было привезено в Армению еще в 33 году апостолом Фаддеем. Деревянная часть копья сгнила, а наконечник в середине XIII века и был передан на хранение монастырю Айриванк, который с того времени стали называть Гегард, что значит Копье.
Основные сооружения, что сейчас есть на территории монастыря, были построены в XII–XIII веках. В это же время было построено основное сооружение монастыря - храм Пресвятой Богородицы.
Собор Катогике
Это главный собор монастыря, который частично находится в скале, хотя если этого не видеть или не знать, сразу можно не понять. Собор имеет типичную для армянских храмов архитектуру. Но, помимо скальной части, есть в нем и другая отличительная особенность – он весь богато украшен каменной резьбой. Так, над входом переплетения виноградных лоз.
Другой вход скромнее, он высечен прямо в скале.
Внутри храма, как заходишь, стоят скамьи.
Здесь также можно поставить свечи, причем, ставятся они не совсем привычно для нас. В длинном лотке насыпан песок, а поверх налита вода. Хорошая противопожарная безопасность.
В храме полумрак, свет попадает через дверь, узкие оконца и отверстие в куполе. На стенах и колоннах нанесены надписи и символы, но их не так много, как увидели позже в других.
Из этого храма попадаешь в основной, с алтарем. В нем на стенах не только иконы, но и символы, надписи.
В нишах фрески на библейские сюжеты.
Алтарь расположен на небольшом возвышении, в нем изображение Богородицы.
И хотя в храме есть небольшая люстра, в помещении довольно темно.
Боковые храмы
Из основного помещения через узкие проемы можно пройти в боковые храмы, которые уже высечены в скале и расположены на разной высоте. Они небольшие и темные, и оттого таинственные и даже пугающие. Свет в них попадает через небольшие оконца, расположенные высоко в стене, через отверстие в куполе и идет от свечей, но их там немного.
В них почти нет икон, зато есть колонны. И эти колонны, как и стены, испещрены резьбой. Я не знаю, что все это символизирует, но очень впечатляет. И не только изображения. Полумрак и таинственность создают впечатление какого-то параллельного существования. Я впервые, пожалуй, порадовалась, что в таком месте вокруг меня были люди – не хотелось бы мне оказаться в таком склепе одной.
На нижним фото показано отверстие в куполе, через которое проникает тусклый свет. А ниже есть еще одно небольшое отверстие. О его роли расскажу чуть позже.
Следующий боковой храм тоже небольшой. В нем тоже есть и колонны, и резьба. Но его особенность в том, что в него выходит источник воды, стекающей по желобу. Кажется, из-за темноты, что вода в небольшом бассейне, куда стекает вода и куда бросают монетки, грязная, но это не так. Вода прозрачная и холодная, и, конечно, священная, поэтому набрала там в бутылочку. Но место очень темное и видно плохо.
Все боковые храмы находятся на разной высоте, ведь они вырублены в скалах.
Верхний храм
Чтобы попасть на второй ярус храма, нужно выйти на улицу, подняться по лестнице и пройти по изогнутому, вырубленному в скале коридору.
Этот храм более светлый, поэтому его богатую резьбу видно очень хорошо.
Колонны в этом храме вырубали прямо из каменного массива.
Главная особенность этого храма в том, что в нем прекрасная акустика. И чтобы пение и молитвы, произнесенные в этом храме, были слышны и в нижних, проделаны идущие вниз отверстия, на которые я и обращала ваше внимание. К сожалению, никто в храме не пел, а послушать было бы интересно.
Вот наконец вышли и на свет. Прямо над храмом, в котором только что были, возвышается скала. В ней видны отверстия – это входы в кельи, в которых раньше жили монахи. И на разной высоте расположены хачкары.
Гегард и сейчас действующий мужской монастырь, правда, монахи в скалах уже не живут. Вдоль оборонительной стены выстроены кельи и другие помещения.
Они не портят внешний вид монастыря. К слову, монастырь так хорошо сохранился, хотя существует с XIII века, потому что в 60‑е годы прошлого века советскими специалистами была проведена тщательная реставрация храмов.
За историческую значимость, высокую сохранность и за красоту окружающих мест в 2000 году монастырский комплекс Гегард был внесен в Список наследия ЮНЕСКО. Он является одним из самых посещаемый достопримечательностей Армении.
Что касается наконечника копья, которым был пронзен Иисус Христос, то в монастыре его нет. Еще в 1760 году эта священная реликвия была перенесена в Эчмиадзин, резиденцию Каталикоса Армянской апостольской церкви. Там он и хранится сейчас, в музее резиденции. На следующий день после этой экскурсии мы специально поехали туда, чтобы увидеть этот наконечник. Не без труда, но мы попали в музей, и вот этот наконечник.
Поездка в Гегард впечатлила, монастырь действительно не похож ни на что другое. Но уж очень мрачный он. И красивый.
О первой части нашей экскурсии, в храм и ущелье Гарни, я писала здесь: