Основные различия в размещении главных отраслей экономики, в этническом составе, в особенностях исторического развития и природной среды - наиболее наглядно вырисовываются между обширными пространствами западно-сахарских пустынь и узкой долиной Сенегала. Промежуточная между ними сахельская зона опустыненных саванн неоднородна как в природном, так и в хозяйственно-культурном отношениях. Северные районы сахеля тяготеют к Сахаре, а южные — к долине Сенегала. Поэтому внутренние различия целесообразно рассмотреть в пределах двух указанных частей, особенно если учесть, что вследствие недостаточного развития товарно-денежных отношений экономический процесс районообразования проявляется еще слабо.
Важная роль политико-экономического центра, объединяющего различные части страны, принадлежит столичному городу. Нуакшот — новая столица молодого государства. Ее местоположение выбрано у побережья Атлантического океана, на границе Сахары и сахеля не только для олицетворения, но и для постоянного осуществления национального единства. Это быстро растущий политико-административный, промышленно-транспортный и культурный центр. Его население увеличилось с 0,6 тыс. в 1960 г. до 145 тыс. жителей в 1979 г.
На сегодняшний день в столице Мавритании Нуакшоте, проживает примерно 1.3 млн человек, что в 10 раз больше чем 40 лет назад.
В Нуакшоте построены первые предприятия пищевой, металлообрабатывающей промышленности, ковровая фабрика, теплоэлектростанция, установка по опреснению морской воды и т. д. Сооружается глубоководный морской порт, судоверфь, модернизируется международный аэропорт.
Город имеет прямоугольную планировку и застроен преимущественно двухэтажными домами с использованием форм национальной и современной архитектуры. Наиболее значительные здания, в Том числе Дворец президента, Национальное собрание, Национальная библиотека, Дворец юстиции, Техническое училище, расположены в северо-восточных и восточных кварталах.
Столица связана автомобильными дорогами, воздушными и морскими путями со всеми городами и административными районами страны. Близ города находится аэропорт международного значения.
Сахара и северный Сахель.
Сахара и северный сахель — обширная пустынная и полупустынная часть страны (более 85 % территории) —основная зона кочевого скотоводства и оазисного земледелия. В годы независимости здесь появились крупные центры горнорудной промышленности, а на побережье — рыбной и обрабатывающей промышленности.
Засушливость — основная природная черта района: в среднем здесь выпадает менее 250 — 50 мм осадков в год. Это суровый край песчаных равнин и каменистых плато с «лунными» пейзажами столовых возвышенностей Адрара, с редкой и эфемерной растительностью. На протяжении веков кочуют здесь в поисках пастбищ и воды «великие номады» и другие кочевники-верблюдоводы. Кочевой лагерь, или кочевье, состоит из отдельных кочевых хозяйств, объединяющих людей, совместно проживающих в палатке-шатре. В кочевье может быть от одного до сотни и более хозяйств. Но обычно кочевые лагеря небольшие (20—30 человек) и состоят из нескольких хозяйств. Этот важный компонент кочевого общества может включать хозяйства людей, принадлежащих к различным этническим общностям. В крупных лагерях имеются пастухи для сопровождения стада до отдаленных от кочевья пастбищ. Небольшие лагеря передвигаются к каждому пастбищу вместе со скотом.
Кочевники - удивительные знатоки местности. Им знакомы каждая дюна и возвышенность, лощина и ущелье, наделённые собственным именем. Местная топонимика чрезвычайно богата. Неведомыми для посторонних путями преодолевают номады со своими стадами большие пустынные пространства, безошибочно выбирая маршруты от колодца к колодцу. Визуальное знание страны передается от отца к сыну и запечатляется таким образом в памяти поколений.
Кочевое хозяйство существует благодаря своей уникальности. Оно использует такие природные ресурсы — территорию и растительность пустынь, полупустынь, какие не могли в сахарской стране освоить никакие другие типы хозяйства. Кормовые угодья и колодцы, по традиции, являются общинной собственностью тех племенных подразделений, которые их издавна освоили и ими постоянно пользуются. Традиционные колодцы бывают двух видов: первый — архан, или огла, — неглубокий, наскоро вырытый в песке уэда водосборный колодец; второй — бир — глубокий (до 80 м и глубже) закрытый колодец, вырытый колодезными мастерами и известный далеко за пределами местных кочевий. Точное знание местоположения колодцев и их типов — одна из основ традиционной науки о пустыне.
Жилищем кочевнику служит шатер — один из вариантов большой черной палатки, распространенной у номадов на огромной территории от Атлантического океана до Персидского залива. Палатка состоит из сшитых полос грубой домотканой шерстяной материи (используется черная овечья шерсть с примесью коричневой верблюжьей шерсти).
Эта толстая ткань шириной и длиной от 6 до 10 м поддерживается на деревянных распорках и привязывается со всех сторон к кольям. В ней помещается семья из 5 — 6 человек и до 2 человек прислуги. Встречается также палатка другого типа, меньшая по размерам. Вместо шерстяной используется хлопчатобумажная ткань, натянутая на деревянную основу. Она либо служит как дополнение к основной палатке, либо заменяет последнюю у «великих номадов» во время их ежедневных перемещений. Палатка надежно защищает номада от палящих лучей солнца, ветра и дождя. Внутреннее убранство шатра скромно: подстилки, подушки, покрывала из козьих шкур, самые необходимые предметы бытового обихода. Особое место отводится чайнику, посуде и чаю (зеленому).
Чаепитие — частая и важная процедура. Оно сопровождает прием гостей, завершает трапезу. Зеленый очень сладкий чай с мятой заменяет здесь все напитки, как освежающие, так и горячительные. Приготовление напитка доверяется только мужчине: либо хозяину, либо уважаемому гостю. Чай разливают обычно в стаканы, стоящие на металлическом подносе, из высоко поднятого медного шарообразного чайника. Чаепитие обычно протекает неторопливо и даже торжественно. Пища кочевника очень простая: верблюжье или козье молоко, финики, просяные или пшеничные лепешки, сыр и по праздникам мясо. Деликатесом считается жареная саранча, которую называют «креветками пустыни». Рыба, которая, может быть, сушеной, не пользуется большим спросом ни у кочевников, ни у оседлых мавров. Но в 70-х годах, особенно после засухи, началось медленное изменение некоторых привычек в питании. Например, в меню стали чаще появляться рыбные консервы.
Большинство кочевников-мавров разводят скот не столько для продажи, сколько для увеличения стада, хотя торговля скотом имеет старые традиции. Скот по-прежнему играет престижную роль: он служит важным мерилом социального положения человека. Даже устроившись на постоянную работу в городе и став горожанами, некоторые мавры продолжают заниматься скотоводством. Они покупают скот, нанимают пастухов для его выпаса и ухода за ним. Среди домашних животных у кочевников-мавров, как и у большинства североафриканских номадов, особенно почитаем одногорбый верблюд-дромадер — поистине «корабль пустыни». Он не только олицетворяет, но и всячески обеспечивает даже в наши дни традиционный образ жизни кочевника. Однако в южных районах, где выпадает более 400 мм осадков, разведению животных препятствуют различные опасные насекомые — переносчики тяжелых болезней.
В Центральной Мавритании ведущее положение занимают скотоводы-полукочевники, которые являются обычно владельцами насаждений финиковой пальмы и обрабатываемых земель в оазисах. Они перемещаются не так часто и не так далеко, как кочевники-верблюдоводы, а их кочевья значительно больше — от 30 до 100 палаток. Время сбора урожая фиников привлекает в оазисы кочевников и полукочевников, размещающих свои палатки вблизи пальмовых рощ. Сбор урожая происходит в июле или августе; это время больших сборов семей, деловых встреч, свадеб.
Наиболее крупный в этой части страны оазис Атар в Адраре прозван «жемчужиной» за свою огромную пальмовую рощу. Она живописно выделяется в ущелье на фоне обрывистых уступов Адрарского плато, цвета которых меняются в течение дня от красновато-черных до сиренево-желтых. Крохотные земельные участки под кронами пальм, засаженные зерновыми и овощами, обрабатываются издольщиками. Недалеко от Атара расположен знаменитый оазис Шингетти. Здесь находится известная историческая библиотека, где хранятся рукописи по истории и географии страны 13 в. Оазис уже много лет подвержен угрозе наступления песков пустыни. Современные горнопромышленные центры — Зуэрат, Фдерик, Акжужт — и быстро Растущий промышленнотранспортный центр Нуадибу все больше привлекают кочевников-мавров и жителей оазисов — харатинов, часто остающихся здесь на постоянное жительство.
Нуадибу — второй после столицы город Мавритании. Он расположен в удобной бухте северной части побережья. Близ коммерческого порта построен крупный рудоэкспортный порт Кансадо, через который вывозится до 10 млн. т железной руды в год, поступающей сюда по железной дороге из Фдерика. В Нуадибу строится нефтеперерабатывающий завод, проектируется металлургический комбинат, способный переработать до 1 млн. т руды в год. Нуадибу —главный рыбопромышленный центр страны. Здесь расположено несколько рыбоперерабатывающих — предприятий. Близ города в 1979 г. был построен при содействии СССР научно-исследовательский институт океанографии и рыбного хозяйства с рядом крупных лабораторий. Недалеко от города находится аэропорт международного значения.
Долина Сенегала и южная зона сахеля
Долина Сенегала и южная зона сахеля — основной район оседлого земледелия и отгонно-пастбищного скотоводства. Это сравнительно более увлажняемая территория, где количество осадков колеблется от 250 до 500 мм в год. Она занимает менее 15% площади страны. Здесь издревле живут негроафриканские народы, занимающиеся главным образом земледелием.
В долине и южной зоне сахеля возделывают тропические зерновые — африканское просо и сорго и дополняющие их культуры — маис, маниок, различные овощи, а в последние годы — рис. Большую часть урожая снимают с заливных полей, расположенных в долине реки и ее притоков.
Посевы на заливных землях («вало») производят в конце декабря или в январе. Тукулер работают целыми семьями — мужчины, женщины, дети. Земля с плодородными наносами обрабатывается специальными палками («даба») и засевается вручную. Богарное, или дождевое, земледелие («дьери») распространено на более возвышенных, незатопляемых участках. Преобладают мелкие хозяйства. Так, семья тукулер из 5 — 6 человек обычно обрабатывает 2,3 га земель «вало» и 1,5 га земель «дьери» и получает в среднем на человека по 270 кг проса в год. Для многих жителей долины и сахеля основным занятием является скотоводство. К их числу относятся главным образом мавры, а также харатины, принадлежащие, по традиции, к тем или иным племенам. Все они ведут полукочевой или полуоседлый образ жизни. До засухи 1967 — 1973 гг. примерно 50 тыс. человек «черных» мавров ежегодно прибывало в долину Сенегала на сезонные земледельческие работы. В средний по климатическим условиям год они обрабатывали примерно 13 тыс. га земель «вало» из общей площади этих земель на мавританском берегу, составляющей 50 тыс. га. Причем земледелие «черные» мавры сочетали со скотоводством, которое приносило им до 40% денежного дохода (тогда как у тукулер — 11%, а у «белых» мавров — 80%). Земледельцы-негроиды занимаются также скотоводством, играющим важную подсобную роль (как речное рыболовство у одной из групп тукулер). В целом типичны мелкие потребительские хозяйства, для которых, например, покупка плуга — трудноразрешимая проблема. Сельское поселение образует почти замкнутое хозяйство, основанное на потреблении производимой продукции и использовании обычного обмена: просо или сорго меняют на квашеное молоко, рыбу — на просо и т. п. Засуха обострила все проблемы деревни и обусловила усиленный отток населения в города, а также в другие страны. Большинство тукулер-мигрантов направляются в Сенегал, сараколе — во Францию и т. д. Модернизацию и подъем сельского хозяйства здесь связывают с осуществлением крупных проектов освоения земель долины Сенегала и развития орошаемого земледелия.
В долине и южной зоне сахеля нет значительных городов и промышленных центров. Существующие городские поселения возникли на месте крупных деревень и рынков, став центрами административных районов. В некоторых из них находятся службы юстиции, учебные заведения. Отдельные поселения стали центрами расселения определенной этнической общности: в Каэди и Боге преобладают тукулер, в Селибаби — сонинке, в Росо — смешанное население — мавры, тукулер, волоф. Засуха буквально наводнила города беженцами. Например, население Киффы увеличилось с 7,5 тыс. в 1970 г. до 24 тыс. в 1973 г. (в 1975 г. оно стабилизировалось на уровне 17 тыс. жителей).
Каэди — один из типичных городов долины (более 20 тыс. жителей). Это традиционный центр караванной торговли, ныне центр административного района. Среди массы одноэтажных глинобитных и отдельных каменных домов, тесно прижавшихся друг к другу, недавно возник корпус современного мясоперерабатывающего комбината, оснащенного новейшим оборудованием.