Найти в Дзене
Моя точка зрения

Взрослый взгляд на "Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях"

Всем привет. Хозяйка блога Книжная полка Джульетты запустила марафон «Уж небо осенью дышала», в рамках которого предлагает прочесть новые или перечитать уже знакомы произведения А.С. Пушкина. «Предложение интересное» - подумала я и решила перечитать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», которую не открывала с начальной школы. Но, чем глубже я погружалась в это небольшое произведение, тем большее разочарование настигало меня. Все детские впечатления от сказки столкнулись с циничным взрослым восприятием текста Александра Сергеевича. Первое, что резануло меня – это сюжет произведения, который сильно схож с сюжетом русской народной сказки «Морозко». Строгий «Родитель-цензор» внутри меня встрепенулся, загнал «ребенка» в угол и сказал: «Ща разберемся и вынесем вердикт!» Благо в эпоху Интернета — это не сложно. Как говорится, суд постановил – не виновен! 😊 Пушкин никогда не скрывал, что идею для своей сказки взял из народного эпоса и, можно сказать, облагородил произведение, придав ем

Всем привет. Хозяйка блога Книжная полка Джульетты запустила марафон «Уж небо осенью дышала», в рамках которого предлагает прочесть новые или перечитать уже знакомы произведения А.С. Пушкина.

«Предложение интересное» - подумала я и решила перечитать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», которую не открывала с начальной школы. Но, чем глубже я погружалась в это небольшое произведение, тем большее разочарование настигало меня. Все детские впечатления от сказки столкнулись с циничным взрослым восприятием текста Александра Сергеевича.

Первое, что резануло меня – это сюжет произведения, который сильно схож с сюжетом русской народной сказки «Морозко». Строгий «Родитель-цензор» внутри меня встрепенулся, загнал «ребенка» в угол и сказал: «Ща разберемся и вынесем вердикт!» Благо в эпоху Интернета — это не сложно.

Источник: сеть Интернет
Источник: сеть Интернет

Как говорится, суд постановил – не виновен! 😊 Пушкин никогда не скрывал, что идею для своей сказки взял из народного эпоса и, можно сказать, облагородил произведение, придав ему лоск. Но к Александру Сергеевичу осталась у меня одна претензия – зачем нужно было делать Царевну такой же «контуженной», как и Настенька из первоисточника? Я очень люблю сказки Александра Роу. Яркие образы, шикарные костюмы, обалденные трюки без толики компьютерной графики, и все портит образ блаженной Настеньки, которую хочется хорошенько встряхнуть, чтобы очнулась.

Если в сказке «Морозко» выхолощенный образ Настеньки создавался в противовес образу Марфушеньки и был наделен идеальными качествами (добрая, умная, работящая и почитающая родителей), которые воспитывались в каждой девочке, то конфликт Царевны и мачехи из-за внешней привлекательности вообще не несет никакого морально-нравственного воспитания и не служит оправданием «летящему» образу главной героини.

Источник: сеть Интернет
Источник: сеть Интернет

Но на этом мои «приключения» с произведением Пушкина не закончились. Во время моих поисков ответа на вопрос: «Плагиатор Пушкин или нет?» - на глаза мне попалась статья психолога, гештальт-терапевта Геннадия Малейчука «Мертвая царевна в сказке и жизни», которая была в 2016 году опубликована в Вестнике Психологии. В своей статье, как и другие специалисты, он рассматривает персонажей сказки Пушкина с точки зрения психологического здоровья/нездоровья. Полностью согласна с Геннадием, царская семья является ярким примером нездоровых отношений, которые негативно повлияли на формирование личности Царевны.

«Подросшая девушка нуждается в подтверждении своей формирующейся женственности от значимых объектов - матери и отца. У матери и отца на этом этапе отношений с дочерью есть свои родительские задачи.

Задача отца - заметить, восхититься и очароваться красотой дочки-девушки и при этом не соблазниться. Очень важно пробалансировать на этой грани и не скатиться либо к полюсу отчуждения, либо к полюсу чрезмерного сближения с нарушением границ. Второй полюс представляется более опасным. Психологическая незрелость отца может быть причиной инцеста (символического либо реального) и привести к серьезным последствиям в психическом и личностном развитии дочери.

Но это фабула не нашей сказки, следовательно, не нашей статьи. Царь-отец, по всей видимости, справился со своей отцовской функцией на этом этапе отношений со своей дочерью.

Задача матери - принять формирующуюся красоту и женственность своей дочери и признать, что она (дочь) "милее, румяней и белее..." матери. Подарок подрастающей девушке от матери - признание ее женской идентичности. Однако, это может сделать только мать со сформировавшейся устойчивой идентичностью "Я-женщина".

Далеко не каждая мать является таковой в реальной жизни. Инфантильная, психологически незрелая мать с несформировавшейся женской идентичностью сама нуждается в подтверждении своей неустойчивой самооценки и вынуждена рассматривать любой появляющийся в ее поле объект как повод для сравнения и конкуренции. В том числе и подрастающую дочь. Таковой является и Царица в анализируемой сказке.»

Полностью согласна со словами психолога, относительно психологических проблем мачехи, которые и привели к трагической ситуации, но с утверждением, что Царь справился со своими отцовскими функциями, категорически несогласна.

Помимо функции защитника, с которой Царь-отец не справился, главный мужчина в семье, при правильном общении и воспитании, формирует самооценку дочери, придавая ей уверенности, учит общаться с противоположным полом и выбирать будущего спутника жизни. Но текст сказки говорит нам совсем о другом.

«Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя». ….

«Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.» ….

«День за днем идет, мелькая,

А царевна молодая

Всё в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.»

Пушкин рисует нам «образ жертвы», которая осталась жива только благодаря воли другого человека. Она не боролась за себя, за свои права, а спряталась в тереме у семи защитников. А как спрашивается, при таком раскладе, она хотела отблагодарить чернавку, если убежала от решения проблемы и не заняла свое законное место во дворце?

Да и общение с противоположным полом у нее не сформировано:

«Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

Старший молвил ей: «Девица,

Знаешь: всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы ради,

Да нельзя, так бога ради

Помири нас как-нибудь:

Одному женою будь,

Прочим ласковой сестрою.» ….

«Ой вы, молодцы честные,

«Братцы вы мои родные», —Им царевна говорит,

—Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана.»

Царевна живет с семью мужчинами, но выбрать спутника жизни из них не может. И не потому, что они ей не нравятся, она просто не воспринимает их как мужчин. Ей проще выполнить волю отца и выйти замуж за того, кого он выбрал.

Вот и получается, что ни с одной отцовской функцией Царь не справился. Даже когда дочь пропала, он не ринулся ее искать:

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.»

Поэтому однобокость анализа Геннадия Малейчука удивляет. Но давайте вернемся к Александру Сергеевичу. На основе народного фольклора он создал прекрасное поэтическое произведение, которое прививает любовь к поэзии маленьким детям, а взрослым дядечкам и тетенькам дает пищу для размышления, анализа и саморазвития.

А как Вы относитесь к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях? Как давно ее перечитывали?