Всем привет. Хозяйка блога Книжная полка Джульетты запустила марафон «Уж небо осенью дышала», в рамках которого предлагает прочесть новые или перечитать уже знакомы произведения А.С. Пушкина.
«Предложение интересное» - подумала я и решила перечитать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», которую не открывала с начальной школы. Но, чем глубже я погружалась в это небольшое произведение, тем большее разочарование настигало меня. Все детские впечатления от сказки столкнулись с циничным взрослым восприятием текста Александра Сергеевича.
Первое, что резануло меня – это сюжет произведения, который сильно схож с сюжетом русской народной сказки «Морозко». Строгий «Родитель-цензор» внутри меня встрепенулся, загнал «ребенка» в угол и сказал: «Ща разберемся и вынесем вердикт!» Благо в эпоху Интернета — это не сложно.
Как говорится, суд постановил – не виновен! 😊 Пушкин никогда не скрывал, что идею для своей сказки взял из народного эпоса и, можно сказать, облагородил произведение, придав ему лоск. Но к Александру Сергеевичу осталась у меня одна претензия – зачем нужно было делать Царевну такой же «контуженной», как и Настенька из первоисточника? Я очень люблю сказки Александра Роу. Яркие образы, шикарные костюмы, обалденные трюки без толики компьютерной графики, и все портит образ блаженной Настеньки, которую хочется хорошенько встряхнуть, чтобы очнулась.
Если в сказке «Морозко» выхолощенный образ Настеньки создавался в противовес образу Марфушеньки и был наделен идеальными качествами (добрая, умная, работящая и почитающая родителей), которые воспитывались в каждой девочке, то конфликт Царевны и мачехи из-за внешней привлекательности вообще не несет никакого морально-нравственного воспитания и не служит оправданием «летящему» образу главной героини.
Но на этом мои «приключения» с произведением Пушкина не закончились. Во время моих поисков ответа на вопрос: «Плагиатор Пушкин или нет?» - на глаза мне попалась статья психолога, гештальт-терапевта Геннадия Малейчука «Мертвая царевна в сказке и жизни», которая была в 2016 году опубликована в Вестнике Психологии. В своей статье, как и другие специалисты, он рассматривает персонажей сказки Пушкина с точки зрения психологического здоровья/нездоровья. Полностью согласна с Геннадием, царская семья является ярким примером нездоровых отношений, которые негативно повлияли на формирование личности Царевны.
«Подросшая девушка нуждается в подтверждении своей формирующейся женственности от значимых объектов - матери и отца. У матери и отца на этом этапе отношений с дочерью есть свои родительские задачи.
Задача отца - заметить, восхититься и очароваться красотой дочки-девушки и при этом не соблазниться. Очень важно пробалансировать на этой грани и не скатиться либо к полюсу отчуждения, либо к полюсу чрезмерного сближения с нарушением границ. Второй полюс представляется более опасным. Психологическая незрелость отца может быть причиной инцеста (символического либо реального) и привести к серьезным последствиям в психическом и личностном развитии дочери.
Но это фабула не нашей сказки, следовательно, не нашей статьи. Царь-отец, по всей видимости, справился со своей отцовской функцией на этом этапе отношений со своей дочерью.
Задача матери - принять формирующуюся красоту и женственность своей дочери и признать, что она (дочь) "милее, румяней и белее..." матери. Подарок подрастающей девушке от матери - признание ее женской идентичности. Однако, это может сделать только мать со сформировавшейся устойчивой идентичностью "Я-женщина".
Далеко не каждая мать является таковой в реальной жизни. Инфантильная, психологически незрелая мать с несформировавшейся женской идентичностью сама нуждается в подтверждении своей неустойчивой самооценки и вынуждена рассматривать любой появляющийся в ее поле объект как повод для сравнения и конкуренции. В том числе и подрастающую дочь. Таковой является и Царица в анализируемой сказке.»
Полностью согласна со словами психолога, относительно психологических проблем мачехи, которые и привели к трагической ситуации, но с утверждением, что Царь справился со своими отцовскими функциями, категорически несогласна.
Помимо функции защитника, с которой Царь-отец не справился, главный мужчина в семье, при правильном общении и воспитании, формирует самооценку дочери, придавая ей уверенности, учит общаться с противоположным полом и выбирать будущего спутника жизни. Но текст сказки говорит нам совсем о другом.
«Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя». ….
«Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.» ….
«День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.»
Пушкин рисует нам «образ жертвы», которая осталась жива только благодаря воли другого человека. Она не боролась за себя, за свои права, а спряталась в тереме у семи защитников. А как спрашивается, при таком раскладе, она хотела отблагодарить чернавку, если убежала от решения проблемы и не заняла свое законное место во дворце?
Да и общение с противоположным полом у нее не сформировано:
«Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.» ….
«Ой вы, молодцы честные,
«Братцы вы мои родные», —Им царевна говорит,
—Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана.»
Царевна живет с семью мужчинами, но выбрать спутника жизни из них не может. И не потому, что они ей не нравятся, она просто не воспринимает их как мужчин. Ей проще выполнить волю отца и выйти замуж за того, кого он выбрал.
Вот и получается, что ни с одной отцовской функцией Царь не справился. Даже когда дочь пропала, он не ринулся ее искать:
«И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.»
Поэтому однобокость анализа Геннадия Малейчука удивляет. Но давайте вернемся к Александру Сергеевичу. На основе народного фольклора он создал прекрасное поэтическое произведение, которое прививает любовь к поэзии маленьким детям, а взрослым дядечкам и тетенькам дает пищу для размышления, анализа и саморазвития.
А как Вы относитесь к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях? Как давно ее перечитывали?