Найти в Дзене
Поездки по миру

Как выглядел пограничный пункт с Финляндией недалеко от Петербурга до 1940 года? Что сейчас на месте двух утраченных вокзалов?

До 1940 года граница с Финляндией проходила по реке Сестре, а пограничный пункт находился в современном Курортном районе Санкт-Петербурга в Белоострове. И Финляндия, и СССР построили на границе большие вокзалы, которые не сохранились. Посмотрим на исторические фотографии и сравним с тем, что там сейчас. Железная дорога была открыта во времена Российской империи, а между Финским княжеством и Петербургской губернией требовался таможенный пункт. Он был создан в Белоострове, а с финской стороны появилась станция Раяйоки. После революции здесь действовал уже полноценный пограничный пункт. В 1917 году Финляндия открыла большой каменный вокзал Раяйоки, построенный в стиле национального романтизма. Проект создал Бруно Гранхольм, также спроектировавший и другие станции на этой железной дороге, например, Левашово и Парголово. Находился он здесь: 60.149364, 29.987843, к северо-западу от современной станции "Белоостров". Финский вокзал был полностью разрушен в Великую Отечественную войну, но кое-

До 1940 года граница с Финляндией проходила по реке Сестре, а пограничный пункт находился в современном Курортном районе Санкт-Петербурга в Белоострове. И Финляндия, и СССР построили на границе большие вокзалы, которые не сохранились. Посмотрим на исторические фотографии и сравним с тем, что там сейчас.

Железная дорога была открыта во времена Российской империи, а между Финским княжеством и Петербургской губернией требовался таможенный пункт. Он был создан в Белоострове, а с финской стороны появилась станция Раяйоки. После революции здесь действовал уже полноценный пограничный пункт.

-2
-3

В 1917 году Финляндия открыла большой каменный вокзал Раяйоки, построенный в стиле национального романтизма. Проект создал Бруно Гранхольм, также спроектировавший и другие станции на этой железной дороге, например, Левашово и Парголово.

Находился он здесь: 60.149364, 29.987843, к северо-западу от современной станции "Белоостров".

-4
-5

Финский вокзал был полностью разрушен в Великую Отечественную войну, но кое-что напоминает о нём и сейчас: напольное покрытие и остатки туалетов. Пройти туда можно вдоль железнодорожных путей вдоль забора бетонного завода.

А так вокзал выглядел внутри.

-7

В 1934 году вместо деревянного вокзала в Белоострове (с 1922 до 1944 года станцию переименовали в Красноостров) открылся монументальный вокзал по проекту А. Воробьёва. К проекту подошли с размахом, называя вокзал «воротами в социализм». Находился он чуть севернее нынешнего вокзала и выглядел величественно. Но также проработал недолго и был разрушен в войну.

-8
-9

Фасад был украшен большим гербом и барельефами, посвящённым индустриализации и жизни в СССР.

-10

О непростой истории ныне тихого посёлка есть и другие напоминания.

В 1918 году, чтобы предотвратить возможное наступление на Петроград, красноармейцы подорвали железнодорожный мост через реку Сестру. Но после подписания мирного договора его восстановили, а движение постепенно возобновилось и действовало до 1939 года.

-11
-12

С 1928 года началось строительство КаУР - карельского укрепрайона для обороны Ленинграда. ДОТы можно увидеть и сейчас в окрестностях Белоострова (например, 60.131517, 30.024028).

Оборонительный рубеж создавался неслучайно, уже в 1939 году началась Зимняя война, отодвинувшая границу далеко на север. А затем Великая Отечественная: с 1941 года в районе Белоострова шли ожесточённые сражения. Вокзал Раяйоки использовался как опорный пункт, а территория несколько раз переходила от финнов к советским войскам. Недавно построенный советский вокзал, как и финский, были полностью разрушены.

-13

Современная граница была утверждена в ходе перемирия в 1944 году. Она прошла далеко от Белоострова, и пункт потерял своё прежнее значение. Монументальный вокзал восстанавливать уже не стали, но построили типовой проект в неоклассическом стиле, который мы видим сейчас.

-14

Таким образом, на станции Белоостров было целых три вокзала: сначала деревянный, затем каменный вокзал 1934 года и нынешний в неоклассическом стиле. А вот напоминаний о том, что когда-то здесь проходила граница с Финляндией, практически не осталось.

Читайте также: