Александра Македонского по праву называют одним из самых великих полководцев в истории. За свою недолгую жизнь он завоевал греческие территории, нанёс поражение персидскому царю, подчинив своей власти находящиеся под его контролем Сирию, Палестину, Египет, а следом и внутреннюю часть Персии, и захватил земли в Средней Азии. Ни одного сражения Александр не проиграл. И хотя держава Александра распалась сразу после его смерти, это не мешало ни грекам, ни римлянам считать его величайшим полководцем. При этом свою популярность Александр не растерял и в средневековье, хотя и его биография пополнилась рядом несуществующих эпизодов.
Но говорить мы сегодня будем не о подвигах Александра Великого. Внешность македонского царя остаётся предметом дискуссионным, несмотря на обилие фресок, мозаик, статуй, бюстов, изображающих античного военачальника. В текстовых источниках же подробное описание внешности Александра отсутствует, потому приходится буквально по крупинкам его собирать, чтобы получить более-менее общий портрет. Итак, как же всё-таки выглядел легендарный царь Македонии в действительности?
Плутарх
В первую очередь стоит отметить описание, которое нам оставил Плутарх. Он предлагает обратить внимание на оставленные придворным скульптором Александра Македонского Лисиппом бюсты, которые, по его мнению, лучше всего передают облик македонского царя. Он ссылается и на превосходно переданную Лисиппом привычку полководца склонять голову набок и на его томный взгляд. Ряд современных исследователей в связи с этим делает осторожный вывод о том, что Александр страдал особым видом косоглазия, когда из-за неисправного сухожилия одной из мышц движение глазного яблока больного ограничено.
Следом Плутарх замечает, что у Александра Македонского была очень светлая кожа, и живописцы вроде Апеллеса, изображая его слишком тёмным, не правы.
«…Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице».
Отмечается и то, что от полководца приятно пахло, и он буквально благоухал. По мнению историков, данный факт использовался в древности в качестве аргумента божественного происхождения Александра.
Другие источники
О том, какого был роста Александр, нам сообщает римский историк Курций Руф, автор «Истории Александра Великого Македонского». При этом он не говорит об этом напрямую. В одной главе упоминается, что пленённые царицы Дария, когда увидели Александра и его близкого друга Гефестиона, приняли за македонского царя именно последнего. Гефестион превосходил Александра ростом, при этом не упоминается, чтобы он в действительности был рослым.
В следующем эпизоде, будучи во дворце Дария, Александр решил сесть на его трон, однако тот оказался чересчур высоким, и «так как ноги его не доставали до нижней ступеньки, то кто-то из царских слуг подставил под его ноги столик». Из этих двух фрагментов можно сделать вывод, что Александр Македонский был ростом ниже среднего.
Клавдий Элиан, другой римский писатель, говорит о природной красоте Александра Македонского, упоминая в частности его вьющиеся белокурые волосы. Однако вопрос в целом остаётся дискуссионным. Прилагательное «ксантос», использованное для описания цвета волос Александра, можно перевести и просто как «светлый», «жёлтый». При этом под этим словом мог подразумеваться буквально любой оттенок волос, кроме чёрного. А на многих фресках волосы Александра изображались каштанового цвета.
Существует заблуждение, что у македонского царя была гетерохромия. Обязаны мы этим заблуждением псевдоисторическому греческому роману «История Александра Великого», написанному неизвестным автором. В нём упоминается, будто один глаз у македонского военачальника был светлым, а другой – тёмным. Однако ни в одной другой книге об Александра не говорится, что глаза у него были разного цвета, так что в данном случае речь идёт об авторской выдумке.
Лисипп
Упомянутый несколькими абзацами выше Лисипп отлил несколько статуй и бюстов знаменитого македонского царя, хотя до нас дошли лишь их римские копии, да и те в не совсем полном виде. Речь идёт, например, вот об этой отлитой в мраморе копии головы Александра Македонского.
Обнаружили её в итальянском городе Тиволи в конце XVIII в. Ввиду длительного нахождения под землёй бюст был серьёзно повреждён, и его пришлось реставрировать. Тем не менее именно выполненные Лисиппом скульптуры Александра Македонского ближе других к реальному изображению полководца.
Наконец, в современности появились и компьютерные реконструкции внешности Александра. Их авторы, взяв за основу бюст македонского царя, вооружившись текстом источника и современными технологиями, продемонстрировали публике, как мог выглядеть именитый македонский завоеватель.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!