Между г.Кириши Ленинградской области и г.Чудово Новгородской области немало точек соприкосновения. Во-первых, территориально города расположены очень близко. Территория, которую в данный момент занимают эти населенные пункты, некогда находились под властью Новгорода Великого. Первые упоминания об этих населенных пунктах можно найти в переписных новгородских книгах. Лишь в XVIII веке территории нынешнего Киришского района вошла в состав Санкт-Петербургской губернии. И сегодня южная окраина города Кириши граничит с Новгородской областью (от соседней области Кириши отделяет всего несколько минут езды на автомобиле). Города объединяет общая история. В преддверии 80-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками, хочется вспомнить об эпизодах, связанных с периодом Великой Отечественной войны.
В этой статье речь пойдет о художнике-фронтовике Николае Николаевиче Дулове, который воевал как на Киришской, так и на Чудовской земле. Николай Николаевич Дулов родился 6 декабря 1922 года в Вологодской области. По воспоминаниям, Николая Николаевича, любовь к прекрасному ему привил дедушка, Павел Васильевич, который делился с внуком своими наблюдениями и приучал искать и находить в природе то сокровенное, что сокрыто от глаз, но греет сердце своим теплом. Так с юных лет в душе Коли появились ростки понимания добра и красоты. Семья Дуловых переехала в г. Ярославль, там, любовь к искусству, привела Николая Дулова в Ярославское художественное училище, в которое он поступил в 1938 году после окончания школы. С благодарностью Николай Николаевич вспоминал своих учителей, особенно строгого и улыбчивого Сергея Фёдоровича Шитова, который преподавал рисунок. В 1941 году как лучший выпускник Ярославского художественного училища он мечтал о поступлении в Академию художеств. Но… июнь 1941 года нарушил мирные планы всей страны, и будущему художнику пришлось осваивать новое мастерство – мастерство солдата. Выпускник художественного училища был направлен в Смоленское артиллерийское училище, по окончании которого началась долгая фронтовая жизнь.
Двадцатилетним юношей, новоиспечённым лейтенантом, будущий командир 6-ой гаубичной батареи 122-го артиллерийского полка 44-й Краснознамённой «Чудовской» дивизии Волховского фронта в июне 1942 года, Николай Николаевич Дулов, оказался на киришской земле. Здесь, на небольшом участке враг соорудил мощный, хорошо укрепленный плацдарм. Два года советские войска не могли выбить немецкие формирования с плацдарма на берегу Волхова. Немцы надеялись использовать это место как трамплин для наступления. В планах немецкого командования было соединение с союзническим финскими войсками в районе Свири. Это привело бы к тому, что вокруг блокированного Ленинграда замкнулось второе кольцо блокады. Бои под Киришами длились долгие месяцы, не затихая ни на один день.
На вчерашнего выпускника художественного училища легла ответственность за подчиненных (150 человек батареи), и за оружие (гаубицы весом по 2,5 тонны). Гаубицы приходилось перетаскивать по непроходимым болотам, нередко под непрерывным огнём противника. При этом 6-ой гаубичной батарее удалось не потерять ни одного орудия за весь свой славный путь от Волхова до Риги. А путь и правда, был славный! 6-ая гаубичная батарея 122-го артполка 44-й Краснознамённой «Чудовской» дивизии Волховского фронта участвовала в прорыве блокады Ленинграда, освобождала Кириши, Чудово, Дно, Остров, Печоры, Валгу, Ригу. Во время войны Николай Николаевич не расставался с карандашом и красками, был одновременно и артиллеристом, и художником, как он говорил: «Не давал молчать ни пушкам, ни музам».
Николай Дулов смог запечатлеть самое ценное как в мирное время, так и во время войны – мгновения! Это были драгоценные мгновения жизни – в холоде, в мерзлой земле, в непроходимом болоте. Это были мгновения тишины – в минуты редкого отдыха. Николай Николаевич спешил запомнить, зарисовать своих товарищей. Каждый рисунок сопровождался указанием даты и места. Николай Дулов умел ценить мгновения, ведь в любой момент может начаться бой, и кто-то обязательно не вернётся из боя… Подчиненные души не чаяли в своем командире и охотно позировали ему, а потом с благодарностью прятали в карманы гимнастерок свои фронтовые портреты. Кто-то пронёс их через всю войну, а кто-то унес с собой в могилу.
Сохранилось огромное количество фронтовых зарисовок. Они настолько точны и наглядны, что с их помощью мы можем представить себе, как трудно было воевать в болотистой местности, где приходилось строить дороги из бревен. Как про Волховское половодье вспоминал сам Дулов: «В весеннее половодье Волхов разливался очень широко…Землянки и блиндажи заливало водой. Строили подвесные «гнёзда» на деревьях и в них жили. Однажды в такое половодье вода подступила прямо к орудию. Было принято решение валить лес, вязать плоты и на них устанавливать гаубицы. Снаряды подвозили по затопленным дорогам верхом на вьючных лошадях – по два снаряда в нагрузку к всаднику». Огонь велся прямо с них. Для того, чтобы вести прицельный огонь, нужно видеть противника, поэтому на вершинах самых высоких деревьев устраивались подвесные замаскированные наблюдательные пункты, а двукратное увеличение стереотрубы давало возможность разглядеть передний край обороны противника. К слову, художники на войне пользовались особым уважением, ведь их острый глаз, анализируя и выделяя главное, был способен увидеть куда больше, чем оптический прибор.
Николай Дулов был участником освобождения г.Чудово. Одним из первых ворвалась 6-я гаубичная бригада на окраину города. Именно за освобождение города 44 –я стрелковая дивизия получила почетное звание Чудовская.
Благодаря хорошей зрительной памяти и многочисленным военным зарисовкам, художник Николай Дулов создал ряд замечательных полотен уже после войны, где он точно воссоздал обстановку боев. Одно из таких полотен хранится в Киришском историко-краеведческом музее. Картина называется «Бой за Кириши». В 1977 году она была преподнесена в дар музею автором. Художник часто приезжал в город и, как вспоминает Мария Викторовна Двоеглазова, в прошлом заведующая музеем, он производил впечатление спокойного, рассудительного человека, очень объективного по отношению к оценке событий военного времени. В разговоре он всегда подчеркивал сколько пришлось выдержать нашим войскам, насколько сложно было воевать на Киришском рубеже, Вот строки из его стихотворения:
«Бои за Кириши. Кругом леса, болото,
И в землю ни на штык не окопаться….
А как ответит, если спросит кто – то:
«Так как же жили, воевали вы там, братцы?»
Да так и отвечали: Мы знали, что мы воюем за Ленинград и стояли на смерть.
А вот еще одно совпадение, которое связывает Чудово и Кириши. Портрет Николая Николаевича Дулова, который хранится в стенах Киришского историко-краеведческого музея, был подарен автором, чудовским художником Владимиром Ивановичем Ломановым. Владимир Иванович и Николай Николаевич воевали вместе на фронте, поддерживали отношения после войны, часто встречались, и в Киришах, в том числе. В одну из таких встреч, в дни празднования 50-летия освобождения Кириши от немецко-фашистских захватчиков в 1993 г., известный чудовский художник Владимир Иванович Ломанов (он удостоен памятной доски на стенах Художественной галереи г.Чудово) передал портрет художника Дулова в дар Киришскому историко-краеведческому музею.
Научный сотрудник Киришского историко-краеведческого музея Гоголева О.П.