Найти в Дзене
Наше наследие

Два Николая Чудотворца: почему об одном известно всем, а про второго знают немногие

Два Святых Николая – оба угодники, оба святители и чудотворцы, оба архиепископы, оба родом из Ликии. Один Николай Угодник очень известен, а про второго знают единицы. Несправедливо, но факт. Биографии святых очень схожи. Давайте попробуем разобраться в исторических хитросплетениях. Вполне возможно, что праведников было больше… Николай Чудотворец, Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Мирликийский, архиепископ Мир Ликийский, Святой Николай Барийский. Николай Мирликийский родился на территории нынешнего приморского турецкого посёлка Гелемиш провинции Анталья. Во второй половине III в.-VI в. на этом месте располагался город Патара, который был одним из крупнейших городов древней малоазиатской страны Ликии и являлся главным портом Ликийского союза. Скончался Николай 6 декабря 343 г. от Рождества Христова у себя на родине – в Ликии, в городе Миры. На момент смерти Николаю было около 75 лет, погребение состоялось в церкви, названной в его честь. На месте ликийской Миры, спустя столети
Фрагмент иконы с изображением Николы с избранными святыми. Новгород. Середина 13 в.
Фрагмент иконы с изображением Николы с избранными святыми. Новгород. Середина 13 в.

Два Святых Николая – оба угодники, оба святители и чудотворцы, оба архиепископы, оба родом из Ликии. Один Николай Угодник очень известен, а про второго знают единицы. Несправедливо, но факт. Биографии святых очень схожи. Давайте попробуем разобраться в исторических хитросплетениях. Вполне возможно, что праведников было больше…

Памятник Св.Николаю у стен церкви Святого Николая в Демре
Памятник Св.Николаю у стен церкви Святого Николая в Демре

Николай Чудотворец, Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Мирликийский, архиепископ Мир Ликийский, Святой Николай Барийский.

Николай Мирликийский родился на территории нынешнего приморского турецкого посёлка Гелемиш провинции Анталья. Во второй половине III в.-VI в. на этом месте располагался город Патара, который был одним из крупнейших городов древней малоазиатской страны Ликии и являлся главным портом Ликийского союза. Скончался Николай 6 декабря 343 г. от Рождества Христова у себя на родине – в Ликии, в городе Миры. На момент смерти Николаю было около 75 лет, погребение состоялось в церкви, названной в его честь. На месте ликийской Миры, спустя столетия, был выстроен турецкий город Демре. Руины храма Святого Николая в Демре– нижних Мирах, Турция – сохранились до наших времён.

Церковь Святого Николая в Мире возвели в IV веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца, но через какое-то время здание было разрушено землетрясением, а потом разграблено и затоплено. Современная базилика, вернее то, что от неё осталось, была заново построена на руинах храма примерно в VIII веке и является важным памятником византийской архитектуры и религиозной культуры. В храме работает музей, а часть заработка музея идёт на обеспечение восстановительных работ.

Памятник Николаю Мирликийскому (Барийскому) в городе Бари
Памятник Николаю Мирликийскому (Барийскому) в городе Бари

Два раза в год христианской церковью отмечается День памяти святителя Николая – зимой и весной. Праздники так и называются Никола зимний и Никола вешний. В зависимости от направления христианства дни памяти отмечаются по юлианскому календарю (старый стиль) или по григорианскому календарю (новый стиль). Так, например, даты Николина дня выпадают на 19 декабря у православных и на 6 декабря у католиков. В эти дни верующие чтут память святого, так как 6 (19) декабря – это дата кончины Николая Чудотворца – Николая Мирликийского. 22 мая у православных и 9 мая у католиков отмечается день перенесения мощей святителя. Конечно же существует и рождество святого НиколаяНикола осенний. Праздник приходится на 29 июля (11 августа). Интересно, что дата рождения Николая Мирликиского неизвестна, а перенесение мощей произошло, если верить источникам, из Мир Ликийских в итальянский город Бари, в 1087 году. То есть спустя много лет после уничтожения храма землетрясением, вторичного разрушения гробниц завоевателями в VII в., с последующим наводнением.

Если в православных источниках указывается время рождения Николая Чудотворца «около 270 года», то в католических встречается и другие записи – «15 марта 270 г. от Рождества Христова, Патара, Турция». В этом случае непонятна привязка рождества Николая Мирликиского к 29 июля (11 августа).

Помимо этих памятных дней, святого вспоминают и каждый будничный четверг.

Но оставим на время эти даты и поговорим о «втором» Никола Чудотворце. Что нам о нём известно?

Посечение дерева в Плакоме. Роспись в храме. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317/18 гг.
Посечение дерева в Плакоме. Роспись в храме. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317/18 гг.

Николай Чудотворец, Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Пинарский, Николай Сионский, Св. Николай, епископ Пинарский, архимандрит Сионский, настоятель Сионского монастыря.

Николай Пинарский также родился и жил в Ликии – в деревне Фарроа на Юге страны. Но только он появился на свет спустя два с лишним века после Николая Мирликийского, то есть в VI веке. А скончался 10 декабря 564 года. Родителями Николая Пинарского были Феофан и Нонна, хотя многие именно их считают отцом и матерью Николая Мирликийского. Современные публикации в блогах и СМИ тоже вводят читателей в заблуждение.

Феофан (Епифаний) и Нонна (Иоанна) – зажиточные, но благочестивые христиане – были состоятельными людьми и имели благородное происхождение, но всегда были милосердны и помогали бедным. Феофан и Нонна длительное время не могли иметь детей, но постоянно обращались к богу с молитвами о рождении сына, которого хотели посвятить божьему служению. Молитва была услышана – Господь даровал им сына.

Интересно, что имена родителей Николая Мирликийского в некоторых источниках указаны как Епифаний и Иоанна, а в некоторых – Феофан и Нонна. Написание имён, как на русском, так и на других языках сильно отличаются друг от друга и имеют различное происхождение. Так, например, Феофан по-гречески – Θεοφανής – «богоявление», а Епифаний (Эпифан, Епифан) – Ἐπιφάνειος , что означает «явленный», «славный», «знатный», оба имени греческого происхождения; имя Нонна имеет латинское происхождение и восходит к nonus – «девятый», а имя Иоанна древнееврейского происхождения, означает «благодать Божия».

Может быть в этих именах и кроется разгадка тайны.

Пинара – древний город, один из трёх самых крупных городов Ликии, располагался у подножья горы Акдаг и считался религиозным центром.

О родителях праведника Николая Пинарского писал еще архимандрит Антонин (Капустин) в XIX веке, заметив неточности в описании жития двух святых. В путаницу добавили и дядю Николая Пинарского – епископа Николая Патарского.

Св. Сион (ныне Аладжа Хисар, Турция)
Св. Сион (ныне Аладжа Хисар, Турция)

То есть в нашей истории появляется третий Святитель Николай, рождённый в Ликии. Этот Николай – епископ Патарский, архимандрит Акалиссейского Иоанно-Предтеченского монастыря. О Николае Патарском известно очень мало. Проживал он в первой половине VI в. и вроде бы для своего незаурядного и благочестивого семилетнего племянника попросил заложить монастырь в честь Святого Сиона. Причём просьбу свою, согласно открытой православной энциклопедии «Древо», он адресовал Николаю – митрополиту Мир Ликийских. То есть, появляется четвёртый Святитель Николай из Ликии, так как первый Николай Чудотворец к этому моменту уже почил, а второй ещё был маленьким мальчиком.

В церковном календаре дни памяти двух земляков – дни смерти святых Николаев Чудотворцев – расположены рядом: 6 и 10 декабря по Юлианскому календарю или 19 и 23 декабря по Григорианскому. Но вот, удивительно, что если опять ссылаться на открытую православную энциклопедию «Древо», то получается, что и дата смерти (день памяти) Николая Патарского (дяди Николая Пинарского/Сионского) указана как 6 декабря.

Св. Николай, Монастырь Святого Николая в Патрах
Св. Николай, Монастырь Святого Николая в Патрах

Николая Пинарского (Сионского) начали путать с Николаем Мирликийским ещё с древних жизнеописаний. Многовековые исторические нестыковки, с лёгкой руки невнимательного писца, или по какому-то дурному умыслу, переписанные затем несколькими авторами, привели к тому, что многие уверовали, будто в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.

Епископа Патарского, по сведениям православного портала «Азбука веры», «породнили» с архиепископом Мир Ликийским, приписав дядей, уже после смерти Николая-младшего – Николая Пинарского (Сионского), который ему действительно приходился племянником. Так же поступили и со многими эпизодами из жития Николая Пинарского, переадресовав их на счёт великого предшественника. Но сейчас, благодаря наличию интернета и свободного распространения информации, происходит ещё большая путаница: Николая Пинарского (племянника) уже во многих источниках сравняли с Николаем Патарским (дядей), а Феофана и Нонну сделали даже родителями Патарского (этим, например, грешит «Церковный календарь» одного из иностранных русскоязычных сайтов).

Икона «Никола Великорецкий с клеймами жития». Вторая половина XVI в. Ризница Покровского собора.
Икона «Никола Великорецкий с клеймами жития». Вторая половина XVI в. Ризница Покровского собора.

Получается, что два жития настолько переплелись в одном, что разобраться во всех деталях очень трудно. Биографии святых похожи, единожды закравшаяся ошибка повлекла за собой дальнейшие заблуждения.

Так, например, Николай Пинарский совершал паломничество на Святую Землю с посещением храма Воскресения Господня. Причём путешествовал в Иерусалим он дважды. Николай Мирликийский на Святой Земле не был, но паломничество Пинарского приписали Мирликийскому, добавив к этому, что по возвращении домой в Ликию, Николай возводится на архиепископский престол города Мир и становится исповедником веры при царях Диоклитиане и Максимиане.

Тут же проявляется и следующая историческая неточность в жизнеописании. Дело в том, что церковь Воскресения Господня (Храм Гроба Господня) была освящена только 13 сентября 335 года, то есть 30 лет спустя после правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана. А основателями храма считаются император Константин I (период правления 306 – 337гг.) и его мать Елена Равноапостольная. Освещение второго, третьего и четвёртого храмов произошли в 629, 1048 и 1149 годах. Паломничество осуществлял и Николай Потарский.

Николай Мирликийский и Николай Пинарский (Сионский) оба при жизни неоднократно творили чудеса, приходили на помощь и помогали нуждающимся. Однако житие двух святых так переплелись, что правды сейчас найти уже, наверное, невозможно. Почитание Николая Чудотворца Мирликийского и его жизнеописание полностью поглотило культ Николая Чудотворца Сионского, что, оказывается, не является редкостью и это не единичный случай.

Святой Николай, Британский музей
Святой Николай, Британский музей

Николай Чудотворец, объединив в себе двух святых и имея греческое происхождение, стал самым любимым и особо почитаемым святым в православии; в особенности почитаем он русскими людьми и людьми, относящимися к коренным народам Севера. Храмы Николаю Угоднику имеются повсеместно на территории России и других стран, причём возведены они в разные эпохи.

Имя Николай с греческого можно перевести как «любимец толпы» или «народный победитель», так как Νῑκόλαος происходит от двух слов: νῑκάω – «побеждать» и λᾱός – «народ».

Современный месяцеслов Русской православной церкви содержит следующие праздники св. Николая:
22 мая – перенесение мощей в город Бари, а в народной традиции «Никола Вешний»;
11 августа – рождество св. Николая;
5 октября – Собор Тульских святых (Свт. Николай входит в состав Собора);
19 декабря – преставление, день смерти, а в народной традиции «Никола Зимний»;
Каждый будничный четверг.

Праздники в честь Николая Пинарского (Сионского) в онлайн-календаре месяцеслова Русской православной церкви найдены не были.

Святитель Николай Чудотворец, с житием в 16 клеймах, Новгородская икона, конец XIV в
Святитель Николай Чудотворец, с житием в 16 клеймах, Новгородская икона, конец XIV в

Впервые про существование двух Николаев Чудотворцев информация встретилась несколько лет назад. В ней было сказано, что одного Угодника больше почитали христиане в восточных странах, а другого – в западных. Однако до сегодняшнего дня найти что-то конкретное о Николае Сионском не удалось; только небольшие заметки на перечисленных выше сайтах и в некоторых других источниках. В жизнеописании Николая Сионского (Пинарского), написанном примерно через 250 лет после смерти Николая Мирликийского, упоминается, что Николай Сионский посетил могилу Николая Мирликийского, чтобы воздать ему почести (по исследованиям Уилер, Джо Л и Сил, Джереми), что доказывает существование двух исторических личностей.

В католических странах в день смерти Николая, 6 декабря (в день памяти святого Николая по церковному календарю), начиналось праздничное вручение подарков детям, покровителем которых считался Св.Николай. Позже вручение подарков перенесли на 24 декабря, но в некоторых государствах так и сохранилась традиция подкладывания подарков в носки малышам в ночь с 5 на 6 декабря, связанная теперь уже с новогодним героем, прообразом которого выступил Чудотворец Св.Николай.

В православии также можно делать детям подарки по необходимости, подложив необходимую для ребёнка вещь под подушку в ночь с 18 на 19 декабря, накануне Николина дня.

Образ Николая Мирликийского на иконах сильно отличается в зависимости от того, в какой стране они писались. А изображений Николая Сионского практически не осталось. Имеются сведения, что группа российских ученых в начале XXI в. издала обновлённое житие архиепископа Мирликийского, исправленное по древним рукописям. Но данная рукопись, как и дополнительная информация о Николае Сионском, на глаза не попадалась.

Хотелось бы узнать больше о двух праведниках у сведущих в этом вопросе людей, если такое возможно.