В детстве я любила книжки с картинками, но не могу похвастаться тем, что запоминала фамилии художников-иллюстраторов. Многие картинки всплывают в памяти узнаванием, когда видишь, то смутно-смутно в подсознании возникает образ, затем изображение полностью и обложка книги, иногда даже страница, на которой она была напечатана. На фамилии художников я начала обращать внимание гораздо позже.
Первые воспоминания о Валерии Алфеевском - это девочка с книгой под прозрачным зонтиком, непривычный Чебурашка с хвостиком и «Снежная королева», которой дома не было, но иллюстрации запомнились.
Желтая обложка книги с разлетающимися людьми, девочка под зонтиком и запоминающиеся линии иллюстраций, я вспомнила, когда книгу из домашней библиотеки кто-то взял почитать и не вернул.
«Сказки» Вениамина Каверина я вряд ли бы оценила в раннем детстве, но позже я полюбила их раз и навсегда. Их долго не переиздавали, потом было издание без картинок, издание с какими-то незнакомыми и простенькими иллюстрациями и вот оно долгожданное с теми же самыми картинками. Художник: Валерий Алфеевский. Я вспомнила эти линии, четкие, округлые и острые, легкие и стремительные, иногда, едва обозначающие контур, но всегда, дающие ясное представление о картинке в целом.
У меня не складывается с букинистикой, предпочитаю покупать переиздания, а переиздают не все и не всегда. Тем нее менее иногда происходит встреча с книгой, необходимой или нужной прямо сейчас. Я искала в сети книги с иллюстрациями Мая Митурича, наткнулась на его вступительную статью к воспоминаниям Алфеевского.
Книга Валерия Алфеевского «По памяти и с натуры», казалось, ждала именно меня. Абсолютно новый экземпляр удалось найти у букиниста в моем городе, договорились о встрече, и на следующий день книга была у меня.
Я начала читать и погрузилась в детство художника, его воспоминания об учебе в гимназии, Вхутеинее, о значимых людях, важных событиях, о первых днях войны, эвакуации в Ташкент и, конечно же, о его работе в газете, над иллюстрациями и выставках. Валерий Сергеевич писал легко, штрихами, не очень подробно, иногда сдержанно, но ярко, весомо, выделял самое основное.
Впечатления важны для художника, документальные зарисовки, работа с натуры и по памяти, детали, движение и мысли, впечатления и размышления о работе художника и иллюстратора-детской книги. Пожалуй, не буду пересказывать содержание книги, а поделюсь наиболее понравившимися отрывками, цитатами, рисунками и иллюстрациями.
Трогательные зарисовки о раннем детстве.
О детском чтении. Мне очень понравилась мысль о том, «что читать нужно и мусор, чтобы вернее оценить, что такое хорошо».
Встреча с Маяковским во Вхутеине.
С каким теплом Валерий Алфеевский вспоминает о Татьяне Лебедевой и совместной работой над первыми детскими книгами.
Отмечу, что первые книги значительно отличаются по стилистике от более поздних работ.
В Ташкенте Алфеевский встретился с Чуковским, лет десять назад он иллюстрировал книгу писателя и был удивлен, что тот его запомнил.
Встретил на улице Чуковского. Он элегантен, в твидовом пальто. Спрашивает, не соглашусь ли я проиллюстрировать его нового «Айболита», где Бармалей будет Гитлером.
В эвакуации работал над книгой стихов Анны Ахматовой и позже очень жалел, что мало с ней общался.
Путешествия по городам СССР и на зарубежные выставки книжной иллюстрации оставляли впечатления яркие впечатления. Художник постоянно рисовал и привозил из поездок множество зарисовок и рисунков.
Невероятно интересно рассматривать городские рисунки и акварели художника, угадывается его стиль, чистые и четкие линии, бегущие люди, машины в движении. При этом на рисунках можно увидеть знакомые ленинградские и московские городские пейзажи.
Мне очень хотелось посмотреть на работы из Самарканда.
Художник наделяет «равнодушную природу» ему, художнику, принадлежащими качествами. Художник создает мир по образу и подобию своему. Вымысел, воображение помогают обрести духовную зоркость, необходимую художнику в борьбе за художественную правду. Для того чтобы увидеть новую красоту, нужно отказаться от ряда привычных представлений, изменить ракурс, изменить точку зрения.
Как часто люди, озабоченные повседневностью, проходят по улицам, не замечая красоты города. На выставке одна девушка, посмотрев на мои городские пейзажи, сказала мне: «Вы знаете, я никогда не думала, что живу в таком сказочно красивом городе». Она улыбнулась, довольная своим комплиментом. А может, и в самом деле мы живем в сказочно красивом городе, только это надо увидеть.
О Таллинне и «Снежной королеве».
Говоря об иллюстрации в детской книге, Алфеевский рассуждает о том, какая ответственность лежит на художнике, насколько достоверен должен быть рисунок и «как далеко может зайти художник в собственном прочтении текста».
Рисунки в книге в отличие тот изображения на экране телевизора рассчитаны на внимательное и повторное рассмотрение. Картинкой в книге ребенок обладает в отличие от телевидения, где изображение ускользает, не задерживается, оставляя мимолетное впечатление.
Хорошо, когда весь ряд рисунков и без прочтения текста расскажет о содержании книги.
Все описано так ярко и интересно, что иллюстративного материала книги мне было мало. Нужно отметить, что книжная графика представлена в воспоминаниях очень хорошо. Отдельный раздел с иллюстрациями и их описанием.
Мне было мало, очень хотелось посмотреть на многочисленные рисунки и работы Алфеевского-художника.
Мне повезло. В 80-х выходил художественный альбом.
Его тоже получилось приобрести. Альбом помог увидеть творчество художника объемно и в развитии. Живопись, акварели, рисунки и иллюстрации. Я постаралась проиллюстрировать записи из воспоминаний соответствующими работами художника.
Напоследок, хочется поделиться еще двумя забавными историями.
Спасибо, что дочитали до конца.