С развитием цифровых технологий и внедрением их в образовательную среду, роль учителя в цифровой школе претерпевает значительные изменения. ИКТ-грамотность становится ключевым компонентом профессиональной компетентности современного педагога. Концепция «Хочу! Могу! Знаю как!» отражает основные аспекты формирования и применения ИКТ-грамотности в практике цифрового обучения.
Хочу! Мотивационные аспекты ИКТ-грамотности
Желание педагога освоить цифровые технологии является первым шагом на пути к ИКТ-грамотности. Мотивация может быть вызвана как внутренними факторами (интерес к новым методам обучения, желание повысить личную эффективность и компетентность), так и внешними (требования образовательного учреждения, стремление соответствовать современным стандартам и ожиданиям учащихся).
Внутренняя мотивация:
- Стремление к профессиональному росту.
- Интерес к инновационным методам преподавания.
Внешняя мотивация:
- Давление со стороны администрации и образовательной политики.
- Ожидания студентов и родителей.
Могу! Практические навыки и возможности
Осваивая ИКТ, учитель должен быть уверен в своих возможностях их использования в образовательном процессе. Это подразумевает не только знание теории, но и наличие практических навыков и инструментов, обеспечивающих эффективную работу в цифровой среде.
Технические навыки:
- Умение использовать базовые и специализированные программные приложения.
- Настройка и эксплуатация цифрового оборудования.
Методологические навыки:
- Интеграция ИКТ в учебные планы и программы.
- Организация онлайн-обучения и дистанционного взаимодействия с учениками.
Знаю как! Методологическая грамотность и педагогические стратегии
Успешное применение ИКТ в образовательном процессе требует понимания того, как цифровые инструменты могут улучшить качество обучения и преподавания. Учитель должен обладать методологической грамотностью для эффективного внедрения и адаптации технологий в учебный процесс.
- Анализ потребностей учащихся:
- Определение уровня цифровой грамотности учащихся.
- Разработка адаптированных учебных материалов.
Педагогические стратегии:
- Введение интерактивных методов обучения.
- Использование ИКТ для формирования критического мышления и навыков решения проблем.
Основным инструментом реализации государственной политики в области цифровой трансформации образования является федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», в рамках которого обеспечивается формирование инфраструктуры и материально-технической базы образовательных организаций для создания условий, которым должна соответствовать современная образовательная организация, в том числе в целях формирования качественно нового процесса получения знаний.
Структура современной цифровой образовательной среды, утвержденная приказом Минпросвещения России от 15 января 2021 № 14 «Об определении детализированного состава цифровой образовательной среды», представлена в виде целевой схемы платформы ЦОС и включает сервисы, инфраструктуру, ФГИС «Моя школа».
Также стоит отметить ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Среди них цифровой образовательный контент группы компаний «Просвещение», функционирующий на цифровой образовательной платформе LECTA, которая предоставляет доступ всем участникам образовательных отношений к богатой коллекции учебных и методических материалов, инновационным сервисам для преподавания и интерактивным тренажерам для закрепления знаний. LECTA имеет более 1 млн пользователей. Все материалы платформы разработаны в строгом соответствии с санитарными правилами и нормами и федеральными государственными образовательными стандартами.
Подсистема «Библиотека ЦОК» – каталог цифрового образовательного контента. Все материалы, представленные в подсистеме, разработаны экспертами, чтобы упростить учителям подготовку к урокам и сделать их интересными и современными. Весь контент является верифицированным.
Учитель.club – группа компаний «Просвещение» помогает педагогам в наполнении портфолио за счет просмотра вебинаров и курсов повышения квалификации.
Лекта позволяет наполнять портфолио в электронном виде в режиме онлайн.
А Яндекс.учебник – развивающаяся среда, в которой можно подготовиться к урокам, создать собственные задания, а также реализовать свой педагогический потенциал.
ИКТ-грамотность является важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя цифровой школы. Концепция «Хочу! Могу! Знаю как!» подчеркивает значимость не только стремления и способности к освоению технологий, но и понимания метода их интеграции в образовательный процесс. Таким образом, поддержка в обучении и развитии этих компетенций станет залогом успеха в создании эффективной и современной образовательной среды.