Найти в Дзене
В гараже

Транцевые плиты

(опыт изготовления и эксплуатации) Имея в эксплуатации лодку «Казанка М», заметил такое явление. Во время старта или чуть перегруженной кормой, лодка сильно проседает. Набегающая волна захлестывает поверх булей, что сильно тормозит лодку. Далее, по мере увеличения скорости, корма выходит наверх, но нижняя плоскость булей все равно довольно часто прикасается с набегающей водой, тем самым тормозя лодку. Решил попробовать избавиться от этого явления. Это увеличение мощности мотора, установка транцевых плит или интерцепторов. Увеличение мощности мотора сразу отпадает по причине технических параметров лодки. Остаются последние два. Поискав на рынке готовые изделия, пришел к выводу – делать самому. Причина – цена этих изделий. Транцевые плиты или интерцепторы? Да использовать интерцепторы лучше, мое мнение, но конструктивно они сложнее, в частности их привод. Интерцепторы не увеличивают габариты, не мешают двигаться задним ходом, они легче. Транцевые плиты изготовить проще, но они выступают

(опыт изготовления и эксплуатации)

Имея в эксплуатации лодку «Казанка М», заметил такое явление. Во время старта или чуть перегруженной кормой, лодка сильно проседает. Набегающая волна захлестывает поверх булей, что сильно тормозит лодку. Далее, по мере увеличения скорости, корма выходит наверх, но нижняя плоскость булей все равно довольно часто прикасается с набегающей водой, тем самым тормозя лодку.

Решил попробовать избавиться от этого явления. Это увеличение мощности мотора, установка транцевых плит или интерцепторов. Увеличение мощности мотора сразу отпадает по причине технических параметров лодки. Остаются последние два. Поискав на рынке готовые изделия, пришел к выводу – делать самому. Причина – цена этих изделий.

Транцевые плиты или интерцепторы? Да использовать интерцепторы лучше, мое мнение, но конструктивно они сложнее, в частности их привод. Интерцепторы не увеличивают габариты, не мешают двигаться задним ходом, они легче. Транцевые плиты изготовить проще, но они выступают за габариты лодки.

И все же решено использовать транцевые плиты. Найдя в литературе расчеты размеров этих плит, приступил к проектированию и изготовлению этих плит. Угол атаки будет регулироваться простыми талрепами.

Вот эскиз.

Сделано в T-Flex
Сделано в T-Flex

Детали из нержавеющего листового материала заказал на лазер. Там же все и загнули. Гайки, болты, шайбы нержавеющие купил в магазине. Оси изготовлены из гладкой части болтов.

Сами плиты из алюминиевого сплава толщиной 3…4 мм и размерами 340х250 мм. Можно из нержавеющей стали толщиной 2…3 мм.

Ширина плиты 1/12 от длины лодки.

Длина плиты 80 мм на 1 м длины лодки.

Позже в плитах из алюминиевого сплава сверху установил аноды (брал в магазине сантехники от бойлера), начали коррозировать.

Размеры плит указал на последней лодке. На первой – размеры были 300х160 мм.

Так вот плиты очень помогают вытянуть корму из воды, угол, относительно килевой линии устанавливал 6 градусов, но максимальная скорость падала. На второй лодке и с большими плитами (угол подобрал 2…3 градуса) корма также выходила наверх и скорость возросла на 4…6 км/час. Я объясняю это тем, что увеличилась площадь днища лодки, а смоченная площадь уменьшилась, уменьшилось и трение.

В дальнейшем думаю автоматизировать управление плитами, т. е. вместо талрепов установить линейные актуаторы. Управлять плитами можно будет прямо на ходу.

Вот примерно по такой схеме.

Теоретический эскиз транцевых плит с актуаторами. Ход актуатора 10 мм.
Теоретический эскиз транцевых плит с актуаторами. Ход актуатора 10 мм.

А это уже установленные на лодку плиты.

Получилось. Нижняя плоскость булей почти не касается воды.
Получилось. Нижняя плоскость булей почти не касается воды.

Аноды еще не поставлены. Желательно, выходящие острые углы плит скруглить.

Решившим повторить конструкцию – желаю успехов!