Найти в Дзене

Итальянская улица. Часть №2. 42 шага от Европы до Дворянского собрания

В Санкт-Петербурге насчитывается не одна тысяча улиц, проспектов, набережных, переулков и аллей. Среди них есть улицы, возникшие еще в Петровскую эпоху, есть и молодые, недавно образованные. Улицы города отражают его историю, независимо меняла она название или нет. Сама улица, ее название, расположенные на ней дома могут рассказать о многом. Друзья! Мы продолжаем прогулку по одной из старейших и богатых на историю улиц Северной столицы - Итальянской. В первой части прогулки мы погрузились в прошлое, ознакомились с историей ее возникновения. А также начали изучать летопись домов, "населяющих" Итальянскую улицу. Сегодня откроем для себя некоторые тайны Дома костёла святой Екатерины, а также узнаем, кто из известных личностей останавливался в гостинице "Европейская" и в каком доме на Итальянской улице состоялся первый в столице официальный детский бал. Итак, в первой части мы узнали, что община римско-католической церкви в 1730-е годы согласно распоряжению Комиссии о Санкт-Петербургском

В Санкт-Петербурге насчитывается не одна тысяча улиц, проспектов, набережных, переулков и аллей. Среди них есть улицы, возникшие еще в Петровскую эпоху, есть и молодые, недавно образованные. Улицы города отражают его историю, независимо меняла она название или нет. Сама улица, ее название, расположенные на ней дома могут рассказать о многом.

Итальянскя улица. Фото автора.
Итальянскя улица. Фото автора.

Друзья! Мы продолжаем прогулку по одной из старейших и богатых на историю улиц Северной столицы - Итальянской. В первой части прогулки мы погрузились в прошлое, ознакомились с историей ее возникновения. А также начали изучать летопись домов, "населяющих" Итальянскую улицу. Сегодня откроем для себя некоторые тайны Дома костёла святой Екатерины, а также узнаем, кто из известных личностей останавливался в гостинице "Европейская" и в каком доме на Итальянской улице состоялся первый в столице официальный детский бал.

Итальянская улица, дом №3. Дом костела св. Екатерины. Фото автора.
Итальянская улица, дом №3. Дом костела св. Екатерины. Фото автора.
Итальянская улица, д.5 Дом костела св. Екатерины. Фото автора.
Итальянская улица, д.5 Дом костела св. Екатерины. Фото автора.

Итак, в первой части мы узнали, что община римско-католической церкви в 1730-е годы согласно распоряжению Комиссии о Санкт-Петербургском строении получила участки земли для строительства церкви и домов для нужд общины. На месте утих участках она (община) построила первые каменные дома №1, №3 и №5 на улице, позднее получившей имя Итальянской. Фактически это были задворки главной улицы тогдашней столицы - Невского проспекта.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

Мы уже знаем, что дом №1 с портиком из десяти колонн был Домом коллегии иезуитов. А вот следующие по нумерации дома №3 и №5 известны под одним общим названием "Дом костела святой Екатерины". В доме №3, построенном в классическом стиле швейцарским архитектором Луиджи Руска в 1839 году разместилась приходская школа для девочек. Спустя годы школа трансформировалась в гимназию. Если быть точнее, случилось это в 1906 году.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

Выходец из итальянской Швейцарии (кантон Тичино) Луиджи Руска не одно десятилетие проработал в России. За это время он поучаствовал в постройке многих известных зданий, например: церковь Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной, Морской кадетский корпус, дворец Бобринских, комплекс казарм Белозерского полка (Гренадерские казармы), лейб-гвардии Измайловского полка, Кавалергардского полка, комплекс зданий Придворного конюшенного ведомства на набережной Мойки. Не менее великолепны и интерьеры, созданные архитектором. Он показал себя настоящим мастером интерьера. Зодчему было доверено выполнить отделку помещений в таких крупнейших дворцах столицы, как Зимний, Таврический и Аничков.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

Дом №5 по Итальянской улице в Санкт-Петербурге – это не просто здание, а настоящий памятник архитектуры, хранящий в своих стенах историю и дух города. Его история тесно переплетена с историей римско-католической церкви, которая еще с 1738 года владела этим и соседними участками (№1 и №3) и возвела первые каменные постройки на улице. Замысел великого Карла Росси, архитектора, планировавшего застройку всей улицы, предполагал идентичное оформление домов №5 и №7 с Дворянским собранием. Однако дом №7 претерпел перестройки в 1870-х годах, в то время как дом №5 сохранил свой первоначальный облик, являющийся прекрасным образцом архитектурной концепции Росси.

Итальянская улица, д.5 Дом костела св. Екатерины. Фото автора.
Итальянская улица, д.5 Дом костела св. Екатерины. Фото автора.

Внешняя простота и строгость дома №5 обманчивы. Несмотря на сдержанность фасада, на втором и третьем этажах ризалиты, выступающие части здания, элегантно украшены ионическими пилястрами, придающими строению аристократическую изысканность. Строительство, руководимое талантливым Людвигом Шарлеманем, длилось с 1835 по 1838 годы. Он представитель художественной династии Шарлеманей, где были скульпторы, художники. Кстати, племянник Людвига Ивановича Адольф Иосифовиа Шарлемань, живописец и график, мастер исторической и батальной картины. В возрасте 22-х лет с золотой медалью закончил обучение в Императорской Академии художеств. Примечательно, что начал свою трудовую деятельность помощником у уже знакомого нам архитектора Луиджи Руски.

Итальянская улица, д.5 Дом костела св. Екатерины. Фото автора.
Итальянская улица, д.5 Дом костела св. Екатерины. Фото автора.

Удивительный факт: дом ассиметричен. С Итальянской улицы он кажется трехэтажным, но со двора открывается вид на пятиэтажное здание. Это архитектурное решение подчеркивается высотой потолков – в квартирах первого этажа (бельэтажа) они достигают более 4 метров, создавая ощущение простора и роскоши. В то же время, на третьем этаже потолки значительно ниже, что создает контраст и добавляет загадку в архитектурное решение дома. В стенах этого дома оставили свой след выдающиеся личности. Среди них – легендарная балерина Анна Павловна Павлова (1881-1931), выпускница Петербургского театрального училища (1899 г.) и звезда Мариинского театра. Ее память увековечена мраморной мемориальной доской на фасаде дома, установленной 26 июня 2002 года по проекту скульптора В.И. Трояновского и архитектора Т.Н. Милорадович. Доска является не только данью уважения великой танцовщице, но и символом богатой истории дома.

Итальянская улица, д.5 Дом костела св. Екатерины. Фото автора.
Итальянская улица, д.5 Дом костела св. Екатерины. Фото автора.

С 1896 по 1901 год здесь жил Владислав Францевич Краевский – врач, известный как "отец русской атлетики" и основатель первого в России кружка лёгкой атлетики. Его проживание в доме добавляет ещё один яркий штрих к его многогранной истории, связывая его с развитием спорта в России. Таким образом, дом №5 по Итальянской улице – это не просто жилое здание, а своеобразная капсула времени, хранящая в себе отпечатки разных эпох, архитектурные решения, имена знаменитых людей, оставивших свой след в истории Санкт-Петербурга и России.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

Его ассиметричная конструкция, величественные пилястры, высокие потолки бельэтажа и контрастирующие с ними низкие потолки третьего этажа, всё это создаёт уникальный архитектурный ансамбль, заставляющий восхищаться мастерством архитекторов и строителей XIX века. А мемориальные доски напоминают о тех, кто жил и творил в этом доме, внося свой вклад в историю и культуру города на Неве. Дом представляет собой уникальный симбиоз истории, архитектуры и человеческих судеб, заслуживающий самого пристального внимания и изучения.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

А это здание, носящее гордое имя Гранд Отель Европа, представляет собой великолепный образец эклектики, гармонично сплетающей в себе черты разных архитектурных стилей. Его история уходит корнями в далекий 1873 год, когда на месте нескольких старых домов, под руководством архитектора Л.Ф. Фонтана, началось грандиозное преобразование. Старые постройки были перестроены, фасады приобрели новый, изысканный облик, и на свет появилась гостиница "Hotel d`Europe", предвестница того великолепия, которое мы видим сегодня.

Улица Итальянская, д.7. Гостиница Европейская. Фото автора.
Улица Итальянская, д.7. Гостиница Европейская. Фото автора.
Улица Итальянская, д.7. Гостиница Европейская. Фото автора.
Улица Итальянская, д.7. Гостиница Европейская. Фото автора.

Однако история здания на этом не закончилась. В начале XX века, в период с 1908 по 1914 год, знаменитый архитектор Ф.И. Лидваль приступил к масштабной реконструкции. Он не только добавил пятый этаж, сохранив при этом изначальную пышность и гармонию здания, но и полностью перепланировал внутренние помещения, обновив отделку многих из них. Результат его работы поражает воображение: величественная главная лестница, изысканная читальня – лидвалевские интерьеры до сих пор очаровывают своей элегантностью и неповторимым стилем. В свое время постояльцами этой гостиницы были театральный режиссер В.Э. Мейерхольд, композитор П.И.Чайковский, художник Айвазовский, писатели И.С. Тургенев, Максим Горький, В.В. Маяковский и многие другие наши соотечественники. Среди иностранных гостей были шведский король Густав V, писатели Бернард Шоу, Герберт Уэллс, композиторы Иоганн Штраус, Клод Дюбесси и так далее.

Улица Итальянская, д.7. Гостиница Европейская. Фото автора.
Улица Итальянская, д.7. Гостиница Европейская. Фото автора.

Особого внимания заслуживает малый зал ресторана, выполненный в стиле модерн, с его изящными линиями и нежным декором. Внешний облик здания также привлекает внимание богатством архитектурных деталей. Фасад украшен двадцатью горельефными поясными фигурами атлантов, расположенными в простенках между окнами последнего этажа. Эти могучие фигуры словно поддерживают тяжесть здания, придавая ему особую монументальность. Четыре этажа здания представляют собой изумительное сочетание различных форм оконных наличников, каждый этаж обладает своим уникальным стилем.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.
Улица Итальянская, д.7. Гостиница Европейская. Фото автора.
Улица Итальянская, д.7. Гостиница Европейская. Фото автора.

Нижняя часть стен, искусно рустованная, подчеркивает монументальность основания здания. Аркада первого этажа, унаследованная от композиции Росси, была застеклена, сохранив при этом свою историческую ценность. Количество декоративных элементов постепенно увеличивается к верхнему этажу, кульминацией которого является ряд атлантов работы Д.И. Иенсена на четвертом этаже, и украшенные фигурными фронтонами аттики, венчающие здание. Три фасада здания имеют сходное оформление, но для избежания монотонности, центральная часть, выходящая на Михайловскую улицу, выделена трёхчастным завершением и двумя массивными эркерами на уровне бельэтажа, добавляющими зданию особую изюминку и динамичность.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

После революции отель был переименован в "Дом советских служащих", позже здесь находился приют для бездомных детей. Период с 1934 по 1989 год в истории здания запомнился как время функционирования гостиницы "Европейская". С 1991 года он снова восстановил свое прежнее имя, став "Гранд Отель Европа". В 1994 году он стал первым русским отелем, включенным в престижный реестр "Лучшие Отели Мира", а в 2009 году был признан самым роскошным отелем в мире по версии World Travel Awards. И сегодня это величественное здание, памятник архитектуры, продолжает радовать своих посетителей роскошью и утонченным стилем, являясь настоящим жемчужиной исторического центра города, напоминая о своём богатом прошлом и приглашая наслаждаться великолепием настоящего. Кстати, недавно, 11 апреля сего года, спецпосланник президента США Дональда Трампа Стивен Уиткофф остановился в отеле "Гранд Отель Европа".

Итальянская улица. Здание Дворянского собрания. Фото автора.
Итальянская улица. Здание Дворянского собрания. Фото автора.

Здание, расположенное по адресу Итальянская улица, 9, было возведено в период с 1834 по 1839 годы. Оно строилось для нужд Дворянского собрания и финансировалось из казны. Проект данного архитектурного комплекса был разработан известным архитектором Карлом Ивановичем Росси, который задумал, что обе стороны проезда от Невского проспекта к Михайловской площади должны быть идентичны. Кстати, расстояние от здание Дворянского собрания до Отеля Гранд Европа составляет 42 шага или 30 метров. Именно такая ширина Михайловской улицы, разделяющей эти два исторических дома.

Итальянская улица, дом №9. Здание Дворянского собрания. Фото автора.
Итальянская улица, дом №9. Здание Дворянского собрания. Фото автора.

В соответствии с его замыслом, здание было построено архитектором Павлом Петровичем Жако, который также внес свой вклад в создание великолепного трехсветного зала, ныне известного как концертный зал. Этот зал, который стал настоящим украшением здания, оформлен изящными коринфскими колоннами, выполненными из белого искусственного мрамора, что придает ему особую элегантность и величие. Изначально здание состояло из трех этажей, и его фасады, которые выходят на площадь Искусств и Михайловскую улицу, были созданы по проекту Росси. Архитектор задумал, чтобы проезд от Невского проспекта к Михайловскому дворцу выглядел одинаково с обеих сторон, что можно наблюдать и сегодня, сравнивая здание филармонии с соседним домом Строганова, главный фасад которого также обращен к Невскому проспекту.

Итальянская улица, дом №9. Здание Дворянского собрания. Фото автора.
Итальянская улица, дом №9. Здание Дворянского собрания. Фото автора.
Итальянская улица, дом №9. Здание Дворянского собрания. Фото автора.
Итальянская улица, дом №9. Здание Дворянского собрания. Фото автора.

В период с 1899 по 1901 годы здание претерпело значительные изменения: по проекту архитектора В. А. Шретера и под руководством А. П. Максимова был проведен капитальный ремонт и надстройка четвертого этажа, который стал аттиковым. В это же время со стороны площади был возведен новый каменный двухэтажный тамбур, что добавило зданию дополнительную выразительность и функциональность. Дворянское собрание, для которого было построено это здание, играло важную роль в жизни петербургского дворянства. Оно служило площадкой для сословного единения и защиты прав дворян, а также занималось формированием и использованием благотворительных капиталов.

Итальянская улица, дом №9. Здание Дворянского собрания. Фото автора.
Итальянская улица, дом №9. Здание Дворянского собрания. Фото автора.

В этом здании проводились различные культурные мероприятия, такие как концерты, маскарады и балы, которые способствовали укреплению общественных связей среди дворян. В 1882 году, одновременно с созданием оркестра, была открыта библиотека Филармонии, что стало важным шагом в развитии культурной жизни города. В 1921 году здание, которое ранее служило Дворянскому собранию, стало домом для Большого зала Санкт-Петербургской филармонии, что открыло новую страницу в его истории и сделало его центром музыкальной культуры города. Таким образом, здание на Итальянской улице, 9, прошло через множество трансформаций и стало важным архитектурным и культурным объектом, который продолжает привлекать внимание и восхищение.

Итальянская улица. . Фото автора.
Итальянская улица. . Фото автора.

Доходный дом, расположенный на Итальянской улице, дом № 11, хранит в своих стенах богатую историю, тесно связанную с жизнью и деятельностью выдающейся личности – князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева (1857-1916). Этот представитель двух знатных армянских родов, Лазаревых и Абамелек, был не просто богатым промышленником, но и человеком, оставившим заметный след в истории России начала XX века. Его жизнь – это яркий пример сочетания деловой хватки, меценатства и глубокого интереса к культуре и науке. Князь Семён Семёнович, продолжатель семейных традиций, унаследовал и преумножил богатство своего рода, став владельцем обширного Чёрмозского частновладельческого горнозаводского округа.

Итальянская улица, дом № 11. Доходный дом С. С. Абамелек-Лазарева. Фото автора.
Итальянская улица, дом № 11. Доходный дом С. С. Абамелек-Лазарева. Фото автора.

К началу Первой мировой войны он принадлежал к числу самых состоятельных людей Российской Империи, владея не только горными предприятиями, но и, как свидетельствуют некоторые источники, золотыми и платиновыми приисками, угольными копями и соляными промыслами. Его владения простирались на огромные территории, обеспечивая ему колоссальное влияние и богатство. Это богатство, однако, не было целью само по себе. Семён Семёнович щедро жертвовал средства на образование, церковь и развитие культуры, выступая в роли настоящего мецената. Его покровительство распространялось на Лазаревский институт восточных языков, где он занимал почётную должность опекуна. Он также активно участвовал в жизни московской армянской общины, возглавляя Совет московских армянских церквей.

Итальянская улица. Доходный дом С. С. Абамелек-Лазарева. Фото автора.
Итальянская улица. Доходный дом С. С. Абамелек-Лазарева. Фото автора.

Кроме того, князь был шталмейстером двора Его Императорского Величества, что свидетельствует о его высоком положении в высших кругах общества. Помимо этого, он проявлял глубокий интерес к археологии, являясь не только увлечённым любителем, но и автором множества научных работ на самые разнообразные темы. Сам дом, построенный в 1820 году по проекту знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси, несет на себе отпечаток времени. Архитектор Росси, как известно, проживал в этом доме в 1830-х годах. В 1888 году князь С.С. Абамелек-Лазарев стал одним из владельцев этого дома, и история его семьи тесно переплетается с историей этого здания. Примечательно, что он состоял в родстве с семьей, проживавшей в соседнем доме №13, что подчёркивает укоренённость рода Абамелек-Лазаревых в этой части города. Семья князя С.Д. Абамелека, скончавшегося в 1888 году, заботилась о сохранении фамилии Лазарев, а внук этого князя, Семён Семёнович, продолжил дело своих предков. Интересно, что к 1896 году в доме располагалась водолечебница, цветочный магазин, водопроводные и слесарные мастерские – живой пример многофункционального использования доходного дома того времени. После смерти матери князя, Е.Х. Абамелек (1904 год), владельцами дома оставались его три сестры. Образование Семёна Семёновича также достойно упоминания: выпускник историко-филологического факультета петербургского университета, он был образованным человеком, владевшим восточными языками.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

К 1913 году он уже был одним из самых богатых людей России, его состояние основывалось на обширных владениях, включающих, как уже говорилось, горнодобывающие предприятия, угольные шахты, соляные промыслы и, вероятно, другие источники дохода, о которых история донесла мало сведений. История доходного дома на Итальянской, 11 – это больше чем просто история здания, это отражение жизни целого поколения, династии Абамелек-Лазаревых, оставивших заметный след в истории России. Жизнь и деятельность С.С. Абамелек-Лазарева – это увлекательная история богатства, меценатства и глубокого интереса к культуре и науке, история, тесно связанная с историей дома на Итальянской улице, дома, который стал свидетелем многих событий и хранит в своих стенах память о прошедших временах. Даже живший в нём художник Валентин Серов, со своими яркими картинами, стал частью этой удивительной истории.

Михайловская улица. Справа - Гранд Отель Европа (бывшая гостиница Европейская). Фото автора.
Михайловская улица. Справа - Гранд Отель Европа (бывшая гостиница Европейская). Фото автора.

Впереди вас ждет продолжение прогулки по одной из самых интересных и знаменитых улиц Петербурга! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.